Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDYING THE PLACE OF WORK AND POSITION SPECIALISTS, HAVING SECONDARY PHARMACEUTICAL EDUCATION

Soloninina A.V. 1 Shakhina S.G. 2
1 GBOU VPO "Perm State Pharmaceutical Academy" Health Ministry of Russia
2 GBOU SPO "Penza Medical College" Health Ministry of Russia
The quality of pharmaceutical activity is largely dependent on the skills of staff in positions corresponding to the level of educational attainment and skills. The existing legal acts regulating the nomenclature of posts pharmaceutical workers, qualification and licensing requirements for personnel not fully compatible with each other, which creates problems in the appointment of experts for certain positions, the formation of programs to improve their skills, develop professional standard of pharmaceutical activity. This publication presents the results of the study of jobs and positions held by specialists with an average pharmaceutical education in order to further develop proposals for optimizing the list of positions that can be handled by experts with an average pharmaceutical education with the differentiation of the levels of training.
average pharmaceutical education
qualifications of staff
nomenclature of posts
pharmaceutical workers

Введение. Качество выполнения фармацевтических работ и предоставления фармацевтических услуг, фармацевтического обслуживания населения в значительной степени зависит от квалификации персонала, занимающего  соответствующие должности в фармацевтических организациях. Должности должны быть дифференцированы в зависимости от уровня полученного образования и квалификации.

Действующие  нормативные правовые акты, регламентирующие номенклатуру должностей фармацевтических работников, квалификационные и лицензионные требования к персоналу не вполне согласованы между собой, что создает проблемы при назначении специалистов на определенные должности, формировании программ повышения их квалификации, разработке профессионального стандарта фармацевтической деятельности. [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10].

Проблема адекватного занятия соответствующих должностей в фармацевтических организациях усугубляется тем, что в настоящее время отсутствует полный перечень фармацевтических работ и услуг, для выполнения которых необходимо фармацевтическое образование, отсутствует также  дифференциация фармацевтических работ по уровням полученного образования (высшее, среднее) и фармацевтическим должностям, в результате чего одни и те же работы могут выполнять специалисты и с высшим и со средним фармацевтическим образованием, а в некоторых случаях даже и  не имеющие специального фармацевтического образования (в медицинских организациях, в организациях оптовой торговли лекарственными средствами, в лицензирующих органах и т.д.)  [1, 8, 9, 10].

Цель работы. Изучение мест работы и занимаемых должностей специалистами со средним фармацевтическим образованием с целью разработки предложений по оптимизации перечня должностей, которые могут занимать специалисты со средним фармацевтическим образованием с дифференциацией их по уровням подготовки.

Материал и методы исследования. Нами проведено изучение норимативных правовых актов, регламентирующих номенклатуру должностей и требования к квалификации фармацевтических работников, фактического состояния  уровня образования специалистов со средним фармацевтическим образованием, мест работы,  занимаемых ими должностей, выполняемых видов работ, профессиональных компетенций и др. на основании анкетирования 302 специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование. Анкета состояла  из 17 блоков, в т.ч. возраст, пол респондентов, образование, место работы, занимаемая должность, наличие документов, подтверждающих квалификацию и др.

Результаты и обсуждение. Анализ показал, что основной состав анкетируемых - женщины (97 %), наибольший удельный вес составили специалисты в возрасте от 26 до 35 лет (48,0 %), далее следуют работники в возрастной категории от 18 до 25 лет (46,3 %); 5 % составили специалисты возраста 36-50 лет и менее 1 % - специалисты от 51 до 60 лет. Большая часть специалистов со средним фармацевтическим образованием работают в аптечных организациях (96 %), из которых 74 % респондентов работают в аптеках, 20,8 %  - в аптечных пунктах, 1,7 % - в аптечных киосках и 3,5 % - в аптеках медицинских организаций. Установлено, что специалисты со средним образованием работают также в организациях оптовой торговли лекарственными средствами (ЛС) (3 %), в организациях по производству ЛС (0,5 %) и медицинскими представителями (0,5 %).

Согласно образовательному стандарту, для среднего фармацевтического образования предусмотрено базовое образование по специальности «Фармация» с двумя уровнями подготовки - базовая подготовка (базовый уровень) и углубленная подготовка (повышенный уровень) с присвоением одинаковой квалификации - фармацевт. [7]

Проведенный анализ уровня образования фармацевтических специалистов и занимаемых  ими должностей показал, что 85,4 % респондентов имеют базовый уровень образования, а 14,6 % - повышенный (углубленная подготовка).

В соответствии с установленными требованиями для занятия фармацевтической деятельностью специалистам необходимо повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет (что подтверждается документом о повышении квалификации), а также необходимо иметь сертификат специалиста по специальности «Фармация» [2, 6, 11].

В результате изучения установлено, что только 88 % респондентов имеют сертификат специалиста, из них лишь у 57 %  - имеется свидетельство о повышении квалификации. 

Согласно Номенклатуре должностей фармацевтических работников для специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование, предусмотрены три должности: младший фармацевт, старший фармацевт и фармацевт [3].

В результате анализа занимаемых должностей установлено несоответствие занимаемых должностей действующей номенклатуре должностей и полученному уровню образования.  Так, специалисты со средним фармацевтическим образованием работают в разных должностях: руководителей, консультантов, старших фармацевтов, фармацевтов медицинских организаций, а также менеджеров, маркетологов, товароведов,  администратора торгового зала,  медицинских представителей и др. При этом специалисты с углубленной подготовкой занимают должности фармацевта-стажера, младшего фармацевта, которые не требуют повышенного уровня образования.  С другой стороны, специалисты с базовой подготовкой работают в должностях руководителя, старшего фармацевта, фармацевта-консультанта, фармацевта медицинской организации, фармацевта-информатора, фармацевта-товароведа и др., требующих более высокого уровня образования (табл.).

Таблица. Анализ занимаемых должностей специалистами со средним фармацевтическим образованием

Должность

Всего

Повышенный уровень образования

Базовый уровень образования

 

К-во человек

%

К-во человек

%

К-во человек

%

Зав. аптекой

23

7,6

1

2,3

22

8,5

Зам. зав. аптекой

21

7,0

3

6,8

18

7,0

Зав. отделом аптеки

5

1,6

-

-

5

1,9

Итого в должн. рук-лей:

49

16,2

4

9,1

45

17,4

Консультант

137

45,4

14

31,8

123

47,7

Информатор

11

3,6

1

2,3

10

3,9

Аналитик

3

1,0

-

-

3

1,2

Медиц. представитель

1

0,3

-

-

1

0,4

Итого в должн., треб. высш. образ.

152

50,3

15

34,1

137

53,2

Старший фармацевт

40

13,2

16

36,3

24

9,3

Фармацевт медиц.организации

23

7,6

4

9,1

19

7,4

Технолог

4

1,3

-

-

4

1,5

Товаровед

8

2,6

-

-

8

3,1

Администратор торг. зала

4

1,3

-

-

4

1,5

Маркетолог

1

0,3

-

-

1

0,4

Менеджер

8

2,6

1

2,3

7

2,7

Младший фармацевт

6

2,3

1

2,3

5

1,9

Фармацевт льготного отдела

1

0,3

-

-

1

0,4

И.о. нач. отдела регистрации

1

0,3

1

2,3

-

-

Фармацевт-стажер

5

1,7

2

4,5

3

1,2

Число респ-дентов

302

100,0

44

100,0

258

100,0

Как видно из таблицы, 49 специалистов из 302 (16,2 %) занимают руководящие должности,  при этом повышенный уровень образования имеют лишь 4 человека из 49, а большая часть (45 человек из 49) - имеют базовый уровень образования. Следует отметить, что занятие руководящих должностей специалистами со средним фармацевтическим образованием обосновано лицензионными требованиями к осуществлению фармацевтической деятельности, согласно которым к работе в должности руководителей фармацевтических организаций могут быть допушены специалисты и с высшим, и со средним фармацевтическим образованием [2],  однако, по нашему мнению, в этих случаях  специалисты должны иметь диплом о среднем профессиональном образовании с углубленной подготовкой, а также должен быть регламентирован ограниченный перечень организаций и руководящих должностей, которые имеют право занимать специалисты, имеющие среднее фармацевтическое образование (с углубленной подготовкой).

13 % специалистов (40 чел из 302)  работают в должности старшего фармацевта, из них лишь 16 человек имеют повышенный уровень образования. 23 специалиста (7,6 %) работают в должности фармацевта медицинской организации, из которых лишь 4 специалиста имеют повышенный уровень образования.

 Более 50 % респондентов занимают должности, которые, по нашему мнению, требуют высшего образования. Это такие должности, как консультант, информатор, аналитик, медицинский представитель. Так, в должности консультантов  работает 137 чел. (45,4 %), из них лишь 14 человек имеют повышенный уровень образования. 11 специалистов занимают должность информатора, из них лишь один человек имеет повышенный уровень образования.

Таким образом, в результате анализа занимаемых должностей специалистами со средним фармацевтическим образованием установлено, что:

-  наименования должностей не соответствуют установленной номенклатуре должностей;

-  руководящие должности занимают специалисты с базовым образованием;

- фармацевты занимают должности, которые, по нашему мнению, должны занимать специалисты с высшим образованием.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости систематизации видов трудовой деятельности, трудовых функций при осуществлении фармацевтической и иных видов деятельности  специалистами с фармацевтическим образованием, их разграничения в зависимости от уровня полученного образования и занимаемых должностей, что является необходимым для разработки профессионального стандарта фармацевтической деятельности. Имеется необходимость внесения изменений в действующую номенклатуру должностей и введения дополнительных должностей для специалистов со средним  фармацевтическим образованием. 

На основании проведенного изучения требований к квалификации специалистов с разным уровнем образования, занимаемых ими должностей, видов выполняемых работ, нами определены основное занятие, функциональные обязанности, перечень должностей специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование.

Рецензенты:

Алексеева Ирина Владимировна,  доктор фармацевтических наук, профессор, проректор по учебно-воспитательной работе ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Одегова Татьяна Федоровна, доктор фармацевтических наук, зав. кафедрой микробиологии, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.