Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF RUSSIAN EXPERIENCE REALIZATION OF THE FURTHER VOCATIONAL EDUCATION IN TOURISM

Kolodiy N.A. 1 Rodionova E.V. 1 Agranovich V.B. 1
1 Federal State- Funded Educational Institution of Higher Vocational Education “National Research Tomsk polytechnic university”
We have marked the basic requirements for the content of a further vocational education: compliance with the qualification requirements for occupations and positions, focus on modern technologies and training resources, succession to the state educational standards of higher education of the third generation. The analysis of the existing system of training stuff for the tourism industry has done. For this aim we examined more than thirty educational institutions of the Russian Federation where the further professional training is realized. Monitoring was conducted in the following key categories: subjects the further vocational education; structural division, where the training take place; presence of a coordinating structure; general concept of the program; curriculum; document confirming education and results of training. We revealed that the main characteristic of the modern further professional education is their lack of system. It is realized as on the subjective, theoretical and methodological levels as on the level of learning results control. Also we marked a circle of stakeholders (educational community, business community and government, customers, potential students).
stakeholders
individualization of consumption of tourist services
qualification criteria
lifelong learning
further vocational education

Преобразования экономического поля современной России предполагают переориентацию с сырьевого развития на инновационный путь формирования экономики услуг. В этой ситуации развитие туризма как экологически безопасной и экономически выгодной отрасли приобретает особое значение и является точкой роста для российских регионов.

Российская Федерация обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. В то же время в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2011 года, Россия заняла лишь 59 место из 139 стран, при этом природные богатства нашей страны как туристские ресурсы находятся на 4 месте в мире, а объекты культурного наследия - на 13 месте. На исправление ситуации и активизацию развития туризма в России направлена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [4].

Согласно данной программе, «...одним из основных факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующих реализации ее туристского потенциала, является невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров» [4]. Подготовка туристских кадров является одной из ключевых проблем отрасли и относится к области стратегических интересов России. Современные специалисты в области туризма должны стать катализаторами развития индустрии туризма, освоения новых технологий, носителями инновационной культуры.

Одной из задач Болонского соглашения является переход к непрерывному образованию, «lifelong learning» [1], что актуализирует проблему модернизации не только высшего профессионального образования, но и системы дополнительного профессионального образования (ДПО). В сфере туризма оптимизация системы дополнительного образования приобретает особую актуальность, поскольку динамично развивающийся туристский рынок, индивидуализация и уникализация потребления туристских услуг [2] требуют от специалистов постоянного приобретения дополнительных квалификаций или развития уже имеющихся.

Концепция подготовки и переподготовки кадров базируется на Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Приказе Минобразования РФ от 18.06.1997 № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.1997 № 1351); Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.) [3]; Приказе Минобразования РФ от 06.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.2000 № 2424).

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

  • соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;
  • преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения;
  • ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;
  • совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;
  • соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;
  • соответствие принятым правилам оформления программ;
  • соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

С целью обобщения и систематизации опыта ДПО в сфере туризма был проведен мониторинг программ переподготовки и повышения квалификации, реализуемых в России. Базой исследования послужили активно продвигающиеся интернет-ресурсы субъектов, осуществляющих программы ДПО. Было выявлено более 25 таких интернет-представительств. Кроме того, было проведено порядка десяти глубинных интервью с руководителями профильных факультетов и кафедр образовательных учреждений России, реализующих программы ДПО в сфере туризма, среди которых были представители ВУЗов-членов УМО по Туризму и сервису.

Выборка обусловлена доступностью интернет-ресурсов и качественной методологией описания результатов.

В качестве ключевых слов и категорий, по которым проводился анализ, были выбраны следующие:

  • субъекты ДПО;
  • структурное подразделение, на базе которого осуществляется переподготовка;
  • наличие координирующей структуры;
  • общая концепция программы;
  • учебные планы;
  • документ, выдаваемый по результатам освоения программы ДПО.

Результатом явилось выделение основных тенденции программ ДПО в сфере туризма:

  • Субъекты ДПО. Большинство программ ДПО реализуется на уровне отдельного структурного подразделения (факультета, кафедры), иногда даже не имеющего опыта осуществления образовательной деятельности по направлению «Туризм». Существуют примеры реализации программ ДПО на базе учреждений, не имеющих права на ведение образовательной деятельности, например, турфирм.
  • Наличие структуры координирующей ДПО. В большинстве случаев отсутствует структура, координирующая программы переподготовки и повышения квалификации внутри образовательного учреждения (Единый координационный центр).
  • Общая концепция и методология программ ДПО. Несоответствие существующей теории и методологии ДПО задаче подготовки конкурентоспособных на рынке труда специалистов в сфере туризма (в программах не используются интегративно-модульный, пректно-ориентированный и компетентностный подходы). С одной стороны, широкий спектр направлений подготовки, обусловленный потребностями рынка, с другой - отсутствие общей концепции ДПО (в программах не прописаны знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы после освоения программы).
  • Практическая составляющая программ ДПО. Несогласованность целей и задач образовательных программ и приоритетов работодателей: необходимость жесткой специализации профессиональной деятельности, «заточенности» выпускников программ ДПО под отрасль.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Недостаточное использование в образовательном процессе интегрированных информационных порталов и баз данных.
  • Оценка качества ДПО. Отсутствие четко сформулированных профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в ходе освоения программ ДПО.
  • Документ, выдаваемый по результатам освоения программ ДПО. Существует практика выдачи итоговых документов не установленной законодательством формы.
  • Контроль в системе выдаваемых сертификационных документов. Отсутствие единого реестра, позволяющего определить, кем и когда выдан документ о прохождении программы ДПО.

Таким образом, SWOT-анализ программ ДПО в сфере туризма можно представить следующим образом:

Сильные стороны

- В крупных образовательных учреждениях, опыт которых можно взять за основу, организация программ ДПО осуществляется подразделениями, имеющими опыт подготовки кадров для индустрии туризма в рамках основных образовательных программ по направлению «Туризм».

- Практика создания в образовательных учреждениях структур, осуществляющих координацию деятельности по реализации программ ДПО внутри вуза.

- Использование таких структур (Единых координационных центров, Ресурсных центров) для координации учебно-методической, научно-исследовательской, научно-методической и организационно-методической деятельности по переподготовке кадров для индустрии туризма.

- Организация взаимодействия, при помощи таких структур с Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма, Ассоциацией вузов туризма и сервиса, Российской гостиничной ассоциацией, Российским союзом туриндустрии, Федерацией рестораторов и отельеров, средствами массовой информации, в том числе с издательствами, агентствами и т.п.; центрами занятости населения.

- Наличие в современной практике инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования, основанных на современных подходах и прогрессивных методиках проведения профессиональной подготовки основных категорий работников (интегративно-модульный, проектно-ориентированный, практико-ориентированный и компетентностный подходы).

- Организация комплексной переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли регионов по всей цепочке, включая служащих туристских администраций, экспертов, руководителей гостиниц, туроператорских и турагентских компаний, линейного персонала, профессорско-преподавательского состава.

- Существование опыта подготовки кадров для новых туристских объектов «под ключ», с учетом региональной специфики и направленности. Практика проведения семинаров, мастер-классов с использованием современных интерактивных форм обучения на рабочих местах предприятий туризма и гостеприимства.

- Возможность формирование моделей индивидуальных образовательных траекторий для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Слабые стороны

- Бессистемность современных программ ДПО, которая проявляется как на субъектном и теоретико-методологическом уровне, так и на уровне контроля результатов обучения.

- Не сформированы механизмы участия работодателей в процессе принятия решений по вопросам подготовки кадров для индустрии туризма.

- Нет единых требований к программам ДПО в сфере туризма.

- Отсутствие целенаправленной деятельности по признанию международным туристским сообществом соответствующих дипломов и квалификационных сертификатов.

- Отсутствие социального партнерства между всеми составляющими системы непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающего её многосторонние интеграционные связи, включенность в социально-экономические отношения.

- Отсутствие компетентностной модели специалиста в сфере туризма.

- Не разработана методика оценки компетентности специалиста в сфере туризма.

- Нет координациии учебно-методической деятельности образовательных учреждений ведущих переподготовку и повышение квалификации кадров для индустрии туризма.

- Отсутствует систематизация и обобщение опыта реализации программ ДПО в сфере туризма.

- Отсутствует методическое сопровождение большинства программ ДПО.

- Слабая взаимосвязь образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями.

- Отсутствие мониторинга результатов профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма с целью выработки механизма их корректировки.

- Отсутствие учебно-производственных баз, экспериментальных площадок для проведения практических занятий и производственных практик.

- Отсутствие преемственности уровней, этапов и модулей ДПО в рамках избранного человеком профессионального поля деятельности.

Возможности

- Рациональное сочетание государственных и рыночных механизмов управления системой подготовки кадров для индустрии туризма.

- Создание концептуальной модели системы подготовки кадров для индустрии туризма.

- Реорганизация системы переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма, путем создания единых центров переподготовки кадров на базе ведущих вузов.

- Создание системы мониторинга образовательных услуг в данном сегменте рынка труда.

- Усиление взаимосвязи образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями.

- Использование различных форм обучения, в том числе дистанционных, при разнообразных формах и видах контроля, например, индивидуальных консультаций, предполагающих общение в on-line режиме с ведущими специалистами и практиками.

Угрозы

- Нестабильная экономическая ситуация в стране.

- Падение платежеспособности населения.

- Несоответствие нормативно-правового регулирования системы ДПО государственной политике в области образования.

- Недостаточная популяризация стратеги «Образование через всю жизнь».

- Непрогнозируемость развития системы ДПО.

- Превышение предложения услуг ДПО над спросом.

Из проведенного анализа следует вывод, что сложившаяся система ДПО в сфере туризма должна быть подвергнута существенной модернизации. В основу системы подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии должны быть положены требования и ожидания стейкхолдеров. Мониторинг, систематизация и включение требований государства, работодателей [5], потенциальных потребителей и самих учащихся в основные положения концепции системы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма позволят урегулировать часть противоречий в деятельности всех субъектов рынка туристических услуг и повысить качество его функционирования в будущем.

Исследования выполнены в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158.2011 «Исследование адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».

Рецензенты:

Лукьянова Наталия Александровна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Лойко Ольга Тимофеевна, д-р филос. наук, профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.