Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

THE CHARACTERISTIC LEVEL OF SOCIOCULTURAL INTEGRATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Tsyrenov V.Ts. 1
1 FSBEI HPE «Buryat State University»
В современной российской педагогике идеи создания благоприятной, природосообразной среды для раз-вития каждого ребенка нашли свое отражение в изучении возможностей совершенствования традицион-ной системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, а также в проектировании особо-го образовательного пространства ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данное обстоя-тельство обусловливает необходимость поиска инновационных способов организации образования, ко-торые, в первую очередь, должны быть направлены на социокультурную интеграцию детей с ограни-ченными возможностями здоровья. Одним из способов решения данной проблемы является моделирова-ние инклюзивного образовательного пространства с целью их успешной социокультурной интеграции. В статье проведен анализ основных результатов констатирующего этапа эмпирического исследования в рамках проектирования инклюзивного образовательного пространства, который выявил некоторые за-кономерности результатов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их зависи-мость от сущности и содержания социально-воспитательной среды учреждения, отношения общества к таким лицам и уровня взаимодействия учреждений различных ведомств в решении данной проблемы.
In modern Russian pedagogics the ideas of creation of favorable, most natural conditions for every child’s devel-opment found reflection in studying the opportunities to improve a traditional system of training and educating children with deviations in development, and also in creating a special educational atmosphere for a disabled child. This circumstance causes the necessity of the search for innovative ways to organize education which, first of all, have to be directed at sociocultural integration of disabled children. One of the ways to solve this problem consists in modeling of inclusive educational space aimed at the successful sociocultural integration of such chil-dren. The article analyzes the major results of the empirical research stating stage as a part of the designed in-clusive educational space. The work revealed some regularities of disabled children’s education results and their dependence of the essence and the contents of the institution’s social and educational environment, the attitude of the society towards such people and the level of interaction between various institutions involved in the solution of this problem.
sociocultural integration
sociocultural adaptation
inclusive educational space
disabled children

Отличительной особенностью инклюзивного образовательного пространства является то, что ребенок находится как в некоем деятельностном поле, гармонизирующем с окружающим пространством и в то же время имеющем определенную автономию. Таким образом, инклюзивное образовательное пространство, с одной стороны, зависит от инди­вида, а с другой, как психолого-педагогический феномен имеет инвариантные характеристики, зависящие от социума.

Следуя логике нашего исследования, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которой являлось выявление уровня со­циокультурной интеграции таких детей, анализ предпосылок построения инклюзивного образовательного пространства с целью их социокультурной интеграции.

Констатирующий этап экспериментальной работы был организован в период с 2010 по 2011 гг. на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений; школе социальной адаптации детей-инвалидов № 60; центра дистанционного обучения; центра детского и юношеского творче­ства, республиканского центра психолого-медико-педагогического сопровождения.

В констатирующей части исследования участвовали 264 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них дети, обучающиеся в СКОУ, – 96 человек (36,4 % от общего числа обследуемых учащихся), в школе социальной адаптации и детей-инвалидов – 132 человека (50 % от общего числа обследуемых), в условиях общеобразовательной школы – 36 человек (13,6 % от общего числа обследуемых); 43 учителя; 160 родителей; 226 человек – представителей общества (69 человек работающего населения, 47 пенсионеров, 78 студентов, 32 педагога общеобразовательных учреждений).

В ходе работы нами были определены направления исследова­ния.

1. Изучение возможностей и потребностей субъектов образования.

2. Изучение отношения социума к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Процедура психолого-педагогического обследова­ния детей включала: анализ эффективно­сти коррекционно-образовательного и воспитательного процессов; наблюде­ние; экспертную оценку; определение уровня социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценочными критериями социокультурной интеграции явились психологические и педагогические показатели, разработанные нами на этапе теоретического исследования проблемы.

Для выделения указанных критериев нами была сформирована батарея методов исследования, включающая 10 методик.

Изначально нами была выявлена характеристика взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с родителями и близкими людьми (методика «Лесенка»). Исследование показало, что частота общения у детей из специальных школ в большей степени наблюдается с братьями и сестрами (25,9 %), с мамами (20,7 %), с папами (18,7 %). У детей из школы надомного обучения: с мамами (47,3 %), папами (22,4 %), друзьями (14,6 %). У де­тей, обучающихся в общеобразовательной школе: с родителями (58,2 %), с друзьями (32,3 %).

Больше ценят таких детей друзья (30,1 %), мамы (18,3 %), ба­бушки, дедушки (16,7 %). Дети с ограниченными возможностями здоровья ощущают комфорт при общении и со­трудничестве с мамами (42,5 %), с друзьями (34,2 %), с папами и другими лицами (14,1 %).

С целью выявления характера взаимодействия субъектов образования в коллективе было проведено анкетирование. Обобщенно итоги анкетирования выражены в таблице 1.

Таблица 1

Предпочтения учащихся во взаимодействии с субъектами образования

Вопрос

Педагоги

Родители

Другие лица

Кого из взрослых следует пригласить в поход?

36,7 %

23,6 %

8,1 %

Кто для Вас служит примером?

 

 

 

СКОУ

34 %

40,9 %

18,2 %

Школа социальной адаптации детей-инвалидов

47,2 %

35,6 %

9,7 %

Общеобразовательная школа

12,6 %

10,9 %

10,5 %

На следующий вопрос «Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (Где вам интересно, где Вас ценят, понимают)?» мы получили следующие ответы:

- учащиеся СКОУ преимущественно реализуют себя на занятиях кружка (36,7 %), в учебной работе и компании друзей (31,4 %);

- учащиеся школы № 60 – в учебной работе (38,3 %), в семье (27,5 %), в компании друзей (21,7 %);

- учащиеся общеобразовательных учреждений – в компании друзей (29,2 %), в семье (23,7 %), в учебной работе (16,1 %).

Вопрос: «В каких делах учителя школы на равных участвуют с учащи­мися?». По мнению учеников СКОУ, это: уборка, кружки, секции (62,1 %); праздники, фестивали (48,9 %); спортивные соревнования (40,6 %); детей из школы № 60: поход (56,2 %), уборка (27,4 %), праздники и фестивали (46 %); детей общеобразовательных школ, это: уборка (23,5 %), поход (12,3 %), спортивные соревнования (6,9 %).

Вопрос «С кем Вы можете быть откровенными?» учащиеся СКОУ считают сле­дующим образом: с родителями (36,3 %), с товарищами по школе, классу (32,9 %), с учителями школы (23,4 %); ученики школы № 60 – с учителями школы (23,2 %), с родителями (48,6 %), с то­варищами по школе, классу (24,3 %); учащиеся общеобразовательной школы – с родителями (11,6 %), с ребятами из компании (7,3 %); с учителем школы (7,9 %).

«В каких областях жизни учащиеся школы обладают реальны­ми правами?» Отвечая на данный вопрос, учащиеся СКОУ обладают реальными правами в процессе организации досуга (48,3 %), в поощрении (16,7 %), в организации воспитательной работы (8,6 %). Ученики школы № 60 свои реальные права реализуют в организации досуга (24,4 %), нигде (13,6 %), в поощрении (15,5 %), а учащиеся общеобразовательной школы – в совершенствовании учебного процесса (10,3 %), не знают (12,7 %), организации воспитательной работы (14,8 %).

Если учитель несправедливо обидел ученика, то дети из СКОУ обращаются обычно к классному руководителю (24,1 %), а 120,2 промолчат, и лишь 17,1 % будут пытаться доказывать свою правоту. Что касается детей из школы социальной адаптации детей-инвалидов, то в таком случае 27,2 % не знают как себя вести, 13,8 % – будут доказывать свою правоту и 13,8 промолчат. Учащиеся общеобразовательной школы в таких ситуациях могут ответить грубостью или дерзостью (15,4 %), промолчат 18 %, а лишь 6,3 % – попытаются спокойно доказать собственную правоту.

«Отношения учеников и учителей в нашей школе можно назвать...» добрыми, считают 467 % учащихся СКОУ, 89 % в школе № 60 и лишь 14,3 % учащихся общеобразовательной школы.

Далее мы выяснили, к кому могут обратиться в трудную минуту учащиеся школ. Дети из СКОУ – к учителю (43 %), к воспитателю (61 %), к семье (16,7 %). Учащиеся школы № 60 в таких ситуациях обычно обращаются к семье (41,3 %), к друзьям (23,4 %), учителю (26,9 %). Интересен ответ учащихся общеобразовательной школы. В таких случаях они апеллируют к семье намного чаще (65,2 %), к друзьям (13,2 %), к учителю (43,2 %).

Следующий этап диагностики на констатирующем этапе исследования был направлен на выявление характеристики взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с социумом. С этой целью мы использовали анкетирование. Ниже представлен анализ ответов детей с нарушениями развития на вопросы.

Вопрос: «Какое отношение к себе чаще всего вы ощущаете со стороны окру­жающих?» (нужно было выбрать один из вариантов ответов: да, нет, не знаю).

Равнодушное отношение к себе ощущают 53,2 % учащихся СКОУ, 50 % учащихся общеобразовательных учреждений и 45 % детей-инвалидов, обучающихся в школе надомного обучения. Эти данные подтверждают истинность существующей в обществе системы отношений к таким гражданам в целом.

Вопрос: «Испытываете ли у Вас трудности в общении с другими людьми?».

Дети, обучающиеся в СКОУ, ответили, что они испытывают проблемы в общении с посторонними людьми (26,9 %), с учи­телями (23,1 %), с родителями и воспитателями (7,69 %). Не бывает проблем в общении у них с родителями (76,92 %), воспитателями (73,1 %), учителями (61,5%).

Дети из школы социальной адаптации детей-инвалидов: бывают с посторонними людьми (78 %), с родителями (26 %); с учителями, друзьями (23 %). Не бывает проблем в общении с учителями, друзьями (77 %), с ро­дителями (74 %), с посторонними людьми (22 %).

Учащиеся общеобразовательной школы указали на проблемы с друзьями (41,2 %), с посторонними людьми (37 %), с родителями (21 %). Отметили отсутствие проблем с учителями (90 %), родителями (78,3 %).

Вопрос: «Хотели бы Вы учиться со здоровыми учащимися?». Ученики СКОУ выразили желание учиться в одной школе со здоровыми детьми (23,1 %); не хотят учиться в одном классе – 76,9 %, в одной школе – 57,7 %, затруднились ответить на этот вопрос 23,1 % учащихся. Дети из школы № 60 хотят учиться в одной школе, но в разных классах со здоровыми детьми (63,7 %), в одном классе (28,1 %). Свое нежелание учиться в одной школе с здоровыми детьми выразили (36,3 %) детей, в одном классе (71,9 %). Учащиеся общеобразовательной школы выразили желание учиться в одной школе (25 %) и в одном классе (22,5 %) с нормально развивающимися учениками. Отрицательные от­веты мы получили такие: не хотят учиться вместе со здоровыми детьми в одной школе (75 %) и в одном классе (72,5 %).

Вопрос: «Что Вас больше всего беспокоит?». Ученики СКОУ продемонстрировали высокий уровень тревожности: они обеспокоены своей будущей жизнью (83,1 %), своей будущей работой (76,9 %). Лишь незначительный процент учеников не испытывает беспокой­ства о своей будущей работе (23,1 %), о своей будущей жизни (16,9 %). Отве­тов «не знаю» не было.

Следующим шагом исследования было изучение характеристики психологической атмосферы в коллективе в образовательном учреждении. В процессе ее изучения в исследуемых образовательных учреждениях мы отметили состояние психологической атмосферы в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении. Например, дети из специальной школы VIII вида при оценке полярных качеств наиболее высоко от­метили: удовлетворенность (8,2 %), увлеченность (7,9 %), теплоту взаимоот­ношений (8,5 %), сотрудничество и взаимную поддержку (7,6 %).

Учащиеся школы социальной адаптации детей-инвалидов выделили такие преобладающие качества, как дружелюбие (9,4 %), согласие (7,8 %), сотрудничество (8,4 %), результативность (5,8 %), занимательность (7,1 %).

По мнению детей из общеобразовательной школы, состояние психологической атмосферы в коллективе можно охарактеризовать, как увлеченность (9,3 %), удовлетво­ренность (7,5 %), сотрудничество (7,4 %), занимательность (7,3 %), результа­тивность (6,9 %).

Для понимания сути проблемы нам было значимо определить характеристику ценностно-ориентированного единства субъектов образовательного процесса. Определение ценностно-ориентированного единства субъектов образова­тельного процесса носит следующий характер.

Характеристика экспертной оценки педагогами социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные констатирующего эксперимента позволили выделить три основ­ные группы детей в зависимости от уровня их социальной адаптации (высо­кий, средний, низкий).

Представим распределение групп детей с ограниченными возможностями здоровья по уровням социальной адаптации в таб­лице 2.

Таблица 2

Уровни социальной адаптации детей с ОВЗ

Уровни

СКОУ (%)

Школа № 60 (%)

ОУ (%)

Низкий

42,2

37,8

35,4

Средний

56,1

54,9

48,7

Высокий

1,7

7,3

15,9

Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности про­исходит в определенных социокультурных условиях. В связи с этим большое значение приобретает приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нор­мам, что обеспечивает выполнение человеком социальных ролей. Поэтому в воспитательном пространстве школы большое внимание уделяется дополнитель­ному образованию детей.

Представим процентное соотношение посещения кружков и секций детей с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях. Мы видим изначально низкие показатели вовлечения в систему дополнительного образования де­тей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в СКОУ (12,8 %) и школе социальной адаптации детей-инвалидов (42 %), тогда как в условиях общеобразовательной школы охват таких детей дополнительным образованием составляет 53 %.

Эти показатели характеризовали направленность образовательного процесса в большей мере на учебную дея­тельность. На этом этапе продуктивное взаимодействие между учениками и педагогами сформировано на низком уровне, занятия в различных кружках и секциях не приветствовались как в самом учреждении, тем более за их преде­лами. Учреждения характеризовались закрытостью, непониманием важности налаживания продуктивного взаимодействия с учреждениями и организация­ми, страхом перед социумом.

Характеристика социокультурной адаптации и социокультурной инте­грации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обобщенный анализ исследования социокультурной адапта­ции и социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья позволил представить ее обобщенную ха­рактеристику (см. таблицу 3).

Таблица 3

Характеристика исходного уровня социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

 

СКОУ

(N=96)

Школа № 60

(N=132)

ОУ

(N=36)

Высокий

15 (15,6%)

28 (21,2%)

18 (50%)

Средний

35 (36,5%)

76 (57,6%)

14 (38,9%)

Низкий

46 (47,9%)

28 (21,2%)

4 (11,1%)

Для выявления различий между группами учащихся из СКОУ, школы социальной адаптации детей-инвалидов и общеобразовательной школы по уровню их социокультурной адаптации и социокуль­турной интеграции использовался критерий однородности c2, который вычислялся по формуле

где – объем каждого из уровней ЭГ, – объем каждого из уровней КГ.

Таблица 4

Сравнительная характеристика уровней социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Различия между СКОУ (N=96) и школой №60 (N=132)

Различия между СКОУ (N=96) и ОУ (N=36)

Различия между школой № 60 (N=132) и ОУ (N=36)

Критерий однородности c2

c2=18,22

c2=21,78

c2=11,92

Достоверность (p)

p<0,01

p<0,01

p<0,01

Итак, уровень социокультурной интегра­ции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся структура первичных и систем­ных отклонений в развитии, степень их проявления; к внешним фактором – социализация, уровень социокультурной инте­грации.

Дети, обучающиеся в СКОУ, в большинстве своем имеют низкий уровень социокультурной интеграции. Оно обусловлено спецификой социокультурной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, характеризующегося ограниченность социальных контактов учащихся с внешним миром. В школе социальной адаптации детей-инвалидов разрабатываемое педагогами школы социально-воспитательное и культурное пространство обеспечивает наличие значительного количества учащихся со средним уровнем социокультурной интеграции, хотя более четверти детей испытывают трудно­сти социокультурной интеграции. Они не достаточно адаптированы и интегрированы в окружающий социум, из-за собственной низкой потребно­сти в социокультурной интеграции и непринятия со стороны общества. Что касается учащихся общеобразовательных учреждений, то очевидно доминирует количество учащихся с высоким уровнем социокультурной интеграции. Безусловно, это обстоятельство является показателем эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Итак, анализ данных констатирующего эксперимента показал, что в харак­теристике контингента детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются, выделяются как общие, так и специфические признаки.

Уровень социокультурной интеграции де­тей с ограниченными возможностями здоровья зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся структура первичных и системных откло­нений в развитии, степень их проявления, к внешним – социализация, уро­вень социокультурной интеграции.

Дети, обучающиеся в СКОУ и школе социальной адаптации детей-инвалидов, испытывают выраженные трудно­сти социокультурной интеграции. Они не достаточно адаптированы и интегрированы в окружающий социум, из-за собственной низкой потребно­сти в социокультурной интеграции и непринятия со стороны общества.

Изучение семей детей с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировало в ряде случаев низкий уровень ее воспитательного потенциала, изолирован­ность от окружающего социума (46,7 %).

Отношение социума к лицам с ограниченными возможностями здоровья показывает нам в большинстве случаев индифферентность (53–82 %), иногда полное неприятие и агрессию (20–43 %); в редких случаях – эмпатию, заинтересованность, под­держку (2–6 %) в разных возрастных и социальных группах.

Из 56 педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений допол­нительного образования (89 %) считают, что дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в медицинской помощи, в помощи государственных служб, специальных организаций, полностью, исключая возможности собственного участия в процессе образования данной категории лиц. Причины собствен­ной безучастности они видят в том, что не знакомы со спецификой работы с такими детьми; не сталкивались с ними, хотя иногда в общеобразовательных учреждениях такие дети встречаются (95 %).

Итак, результаты констатирующего эксперимента продемонстрировали, что образовательные учреждения, обучающие детей данной группы, и окружающий социум недостаточно взаимодействуют друг с другом, хотя функционируют в едином времени и образовательном пространстве. Современ­ная система специального образования не способна в полной мере предоста­вить возможности и создать оптимальные условия для полноценной соци­окультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, в общест­венную жизнь.

Рецензенты:

Дугарова Т. Ц., д-р психол. наук, доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверситета, г. Улан-Удэ.

Ваганова В. И., д-р пед. наук, профессор, проректор Республиканского института кадров управления и образования, г.Улан-Удэ.