Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASSESSMENT OF THE STUDENT CULTURAL COMPETENCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Khoroshilova N.V. 1
1 Nizhny Novgorod Linguistics University n. a. N.A Dobrolyubov
Cultural competence presents the integral quality of the personality. It reveals the person common ability and readiness to various activity, makes the personality socially oriented to the independent and successful vital activity. The system assessment study is connected with the unity of its theoretical and technological aspects. The cultural competence assessment is based on the set of pedagogical approaches – normative (requirements of the Federal State Educational Standard), competence, personal, technological. The principles of the cultural competence assessment are as follows: integrity, dynamism, continuity, informativeness, cyclicity, consistency, effectiveness. The main assessment directions present the activity to single out a) competences referring to the human being as a personality, agent of the activity and communication; b) competences referring to the social interaction of the person and social environment; c) competences referring to the person activity. The assessment technology includes a number of components: the goal determined with the help of the set of parameters of the assessed object; the original object (cultural competence), described with the help of a number of certain characteristics; the sequence of assessment operations performance described as a technological chart; assessment means (input, intermediate, output diagnosis); feedback. The author determines three main criteria of the student cultural competence assessment: cognitive, activity, attitude criterion. In the pedagogical science there has been formed a theoretical basis enabling to determine at the content and organizational levels the assessment of the process of the university students cultural formation. The perspectives of the research of the cultural competence assessment are connected with taking into consideration the specific features of the educational process of different profile institutes of higher education and the individual peculiarities of acquiring culture by students.
assessment technology
assessment system
key competences
cultural competence

Становление культуры личности как важнейшего условия ее самоорганизации и саморазвития - одна из центральных задач современного образования. При этом на первый план выходит идея формирования «функциональной культуры», свидетельствующей о том, что «личность не только усвоила совокупность определенных фундаментальных культурологических знаний, но и эффективно реализует их в профессионально-трудовой, общественно-политической и духовной сфере, в семье, в быту, в досуге, в общении и наедине с собой» [3]. Признание культуросозидающей функции образования, значимости культурного развития личности в образовательном процессе вуза закреплено в Федеральных государственных стандартах высшего образования последнего поколения, где в требованиях к освоению основной образовательной программы названы общекультурные компетенции (ОК). Это обусловливает необходимость осуществления оценки культурной компетентности студентов как важного результата образования. Для эффективного решения данной задачи требуется определить как само понятие культурной компетентности, так и основные направления, принципы и технологию ее оценки в образовательном процессе вуза. В данной статье мы остановимся на анализе теоретических положений, позволяющих дать педагогическую характеристику оценки культурной компетентности студентов.

Понятия «компетенция» и «компетентность», которые приобрели в настоящее время междисциплинарный характер, создают теоретическое основание для понимания содержания культурной компетентности студентов вуза. Руководствуясь трудами В. И. Байденко, И. А. Зимней, А. А. Кирсанова, В. А. Сластенина, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского и др., правомерно рассматривать компетенцию как наличие знаний, умений, интеллектуальных и личностных способностей, необходимых для эффективного выполнения задачи определенного уровня сложности в двух основных значениях: а) круг полномочий, предоставленных законом; б) знания и опыт в определенной области. Сопоставляя понятие компетенции с понятиями «знания», «умения», «навыки», исследователи подчеркивают, что компетенция является более сложной социально-личностной структурой, основанной на принятии тех или иных ценностей, опыте, знаниях, потребностях и направленности. Она проявляется в мобилизации личностью полученных знаний, опыта, в конкретных ситуациях для решения разнообразных задач ([4], [5], [6] и др.). Под компетентностью понимают, чаще всего, практическое владение личностью соответствующими компетенциями.

В рамках компетентностного подхода в педагогике определилось понятие «ключевые» (универсальные, базовые) компетенции», составляющие личностную основу деятельности. Согласно И. А. Зимней [2], наряду с когнитивным и практическим опытом, им присущи мотивационно-смысловые, отношенческие и регуляторные составляющие. Рассмотрение сущности ключевых компетенций на основе публикаций А. А. Вербицкого, В. И .Байденко, И. А. Зимней и др. позволяет утверждать, что они обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме и характеризуют культурную компетентность личности. Таким образом, культурная компетентность студента является интегральным качеством личности, проявляющимся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанным на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную жизнедеятельность.

Основу для понимания сущности и содержания культурной компетентности студента составляют научные положения о человеке и его развитии, обоснованные учеными: а) человек есть субъект общения, познания, деятельности (Б. Г. Ананьев и др.); б) человек проявляется в системе отношений к обществу, людям, себе, к труду (В. Н. Мясищев); в) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Эти положения звучат в характеристике групп ключевых компетенций, выделенных И. А. Зимней: а) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения; б) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды; в) компетенции, относящиеся к деятельности человека [2]. Опираясь на приведенные положения, культурную компетентность правомерно трактовать как способность человека реализовать в деятельности совокупность культурных (ключевых) компетенций.

Формирование культурной компетентности студентов вуза следует понимать как динамичный процесс изменения самого человека, его становления как культурной личности. Эта особенность должна найти отражение при оценке культурной компетентности студентов.

В современных условиях значение оценки культурной компетентности возрастает в связи с повышением требований к качеству высшего образования. Б. А. Жигалев, изучая оценку качества образования в вузе, предлагает рассматривать ее как систему, с точки зрения единства общего, особенного и единичного [1]. Данное положение представляется продуктивным с точки зрения методологии разработки оценки культурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза, так как позволяет создать целостную систему оценки культурной компетентности с учетом ее многоаспектности, динамичного и деятельностного характера ее формирования у студентов вуза. В связи с этим отметим, что общим является представление об оценке как типичном педагогическом явлении с присущими ему составляющими (целью, принципами, содержанием, методами, результатами), особенное - направления, параметры и методы оценки культурной компетентности как интегрального качества личности, единичное - оценочные действия, необходимые для оценивания конкретных культурных компетенций.

В русле педагогического знания системное рассмотрение оценки связано с единством ее теоретического и технологического аспектов. Теоретический аспект оценки, наряду с трактовкой понятия культурной компетентности, представлен комплексом принципов. Для осуществления оценки культурной компетентности студентов имеют значение следующие принципы: целостности, динамичности, непрерывности, информативности, цикличности, последовательности, результативности. Применение комплекса названных принципов направлено на выявление состояния и перспектив развития культурной компетентности студентов как целостного качества личности, на оценку сформированности ключевых компетенций, обеспечение целесообразной технологии и сочетание разных форм и видов оценочной деятельности, получение достаточной информации о качестве процесса становления культурной личности студента.

Оценка культурной компетентности базируется на совокупности педагогических подходов - нормативного (ориентация на требования ФГОС), компетентностного, личностного, культурологического, технологического.

Нормативный и компетентностный подходы позволяют определить основные направления оценки культурной компетентности - соотнести требуемые Госстандартом общекультурные компетенции с группами ключевых компетенций и выполнить необходимую их конкретизацию в конкретной ситуации оценки. Модель оценивания, основанная на стандартах, предполагает возможность соответствия этим стандартам большинства обучающихся, создает основание для унификации образовательного процесса и равенства условий формирования культурной компетентности для всех студентов.

Личностный подход позволяет учесть при оценке сущностную специфику культурной компетентности студента - она отражает объективную связь индивида и культуры. Студент не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто новое, то есть становится субъектом культуры. Концепция культурологического подхода в образовании органично дополняет и вписывается в личностный подход. Это проявляется в том, что процесс инкультурации происходит от личности к ценностям культуры, а сам процесс овладения ими индивидуален и связан с особенностями, способностями, потребностями каждого студента.

Технологический подход способствует обеспечению организационной последовательности оценочных действий. Технология оценки культурной компетентности включает ряд компонентов: цель, заданная с помощью некоторого множества показателей оцениваемого объекта; исходный объект (культурная компетентность), описанный с помощью набора определенных характеристик; последовательность выполнения оценочных операций, описанная в виде плана или технологической карты; оценочные средства (входная, промежуточная, итоговая диагностика); обратная связь, обеспечивающая истинность полученной фактической информации.

Технологическая организация оценочной деятельности предполагает определение основных направлений оценки. Эти направления целесообразно выделить в соответствии с основными группами ключевых компетенций, а именно: оценка компетенций, относящихся к студенту как личности, субъекту деятельности и общения; оценка компетенций, обеспечивающих взаимодействия студента в социуме; оценка компетенций, обеспечивающих деятельность (познавательную, коммуникативную и проч.).

В педагогической науке до настоящего времени не определены точные параметры, показатели и критерии, в соответствии с которыми можно было бы точно и однозначно оценить культурную компетентность студента. Это отчасти связано с тем, что ключевые компетенции, характеризующие культурную компетентность студентов, - не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в его содержание. Трудность такого определения обусловлена также ценностным характером культуры и процесса ее присвоения личностью. Перевод культуры на язык компетенций в образовательном процессе не устраняет этой трудности. В отличие от структурированного предметного обучения, культурное становление личности носит надпредметный характер и связано с определением ценностных ориентаций и личностных позиций студентов, становлением ценностных отношений, позволяющих им адекватно воспринимать, понимать и объяснять мир, избирательно относиться к окружающим явлениям действительности, понимать их объективную и субъективную значимость, то есть ориентироваться в мире духовной и материальной культуры.

Имеющиеся в научной литературе положения компетентностного подхода и указания на ключевые культурные компетенции, содержащиеся в нормативных документах, признание учеными «человеческого измерения» культурной компетентности, ценностная сущность культуры и процесса ее присвоения позволяют определить три основных критерия оценки культурной компетентности студентов:

- когнитивный критерий (оценка знаний в области культуры личности, деятельности и социальных взаимодействий, понимание их значимости в жизнедеятельности человека);

- деятельностный критерий (оценка навыков и умений в области разных видов деятельности студента);

- критерий отношения (оценка личностной активности, культурных ценностных ориентаций и предпочтений, потребностей в деятельности и т.п.).

Следование данным критериям дает возможность сделать вывод о способности студента к осознанной культурной жизнедеятельности в обществе, о наличии разных составляющих культуры личности: культуры поведения, общения и коммуникации; культуры познания и мышления в учебном процессе; включенности в социально значимую (общественную) деятельность и социальное взаимодействие; наличие потребностей в познании, развитии, творческой самореализации, способности к саморазвитию, саморегуляции и т.п. Изучение культурных потребностей и ценностных ориентаций студентов позволяет представить перспективы развития культурной компетентности.

В ряду показателей культурной компетентности студентов можно выделить приоритетные показатели, в наибольшей степени определяющие возможность молодых к развитию в разных направлениях. К числу таких показателей правомерно отнести владение культурой общения, коммуникации и взаимодействия, владение культурой познания и мышления, владение культурой работы с информацией и информационными источниками.

Ведущим механизмом обратной связи в технологии оценочной деятельности, обеспечивающим достаточно полную информацию о культурной компетентности, выступает систематический мониторинг достижений студентов в этой области. Мониторинг обеспечивается комплексом оценочных методов (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертиза, рейтинг ценностных предпочтений и культурных потребностей, интерпретация, обобщение).

Один и тот же стандарт может быть достигнут разными способами, поэтому эффективное формирование культурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза зависит от условий, созданных для этого в вузе. В связи с этим важнейшим показателем при оценке культурной компетентности студентов является достаточность условий, способствующих формированию данного качества.

Завершая рассмотрение педагогических положений об оценке культурной компетентности студентов вуза, отметим, что в педагогической науке сложился теоретический базис, позволяющий содержательно и организационно разрабатывать оценку процесса культурного становления студентов вуза. Исследование, проводимое автором настоящей статьи, показало, что в практике вузовского образования пока не удается избежать односторонности и ограниченности в оценке культурной компетентности; определенные трудности возникают в вопросе ее целостного представления как результата качественного образования. Проблема оценки культурной компетентности требует целенаправленного изучения с учетом специфики образовательного процесса вузов разного профиля, индивидуальных особенностей присвоения культуры студентами и владения ключевыми компетенциями.

Статья выполнена в соответствии с планом ГРНТИ, код темы 14.35.07, № гос. регистрации НИР 6.5062.2011.

Рецензенты:

Викулина М.А., д-р пед. наук, профессор, начальник ОККО «Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова», г. Нижний Новгород.

Дмитриева Е. Н., д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова», г. Нижний Новгород.