Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Найданова С.Б.

В условиях постиндустриального общества ключевыми становятся так называемые проблемы человеческого развития, инвестиций в человеческий капитал. По признанию многих экономистов, человеческий капитал во всех развитых странах сейчас определяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. В середине XX века в работах Г. Щульца и Г. Беккера была обоснована «концепция человеческого капитала», трактуемого в качестве единства знаний и квалификации, одновременно выполняющего функции и «средства производства» и «предмета длительного производства».

Как утверждают многие экономисты, концепция человеческого капитала базируется на том, что одной из главных форм богатства выступают материализованные в человека знания, его способности к созидательному труду, вложенные средства в здоровье человека, а также накопленные научные знания, материализованные, в новой технологии. Теоретики концепции человеческого капитала рассматривают созидательные способности индивида как капитал, который подобно физическому капиталу приносит будущие доходы.

Человеческий капитал, прежде всего, формируется в семье после соответствующей подготовки, обучения, вложения в него определенных инвестиций. Именно семья вкладывает большие средства на рождение и воспитание детей, образование и квалификацию, здоровье и культуру. В структуру человеческого капитала включаются такие элементы, как врожденные способности и таланты, знания и учения, навыки, приобретенные в процессе воспитания. Человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения и образования или посредством практического опыта (1). Как указывал А. Маршалл, общая способность в большой мере зависит от окружения человека в детском и юношеском возрасте. Здесь первейшее и наисильнейшее влияние оказывает мать. Далее следует влияние отца, других детей, а в некоторых случаях и слуг (2). Семья является фундаментом формирования человеческого капитала. Более того, уровень образования родителей, особенно матери, их уклад жизни способствуют дальнейшим успехам, здоровью детей.

Семья, прежде всего, выполняет функцию социализации или воспитательную, которая заключается в подготовке детей к полноценной жизни в обществе. Развитие и функционирование человеческого капитала первоначально происходит за счет воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, затем в вузах. Все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка с тем, чтобы эти затраты многократно компенсировались возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи в целом, так и для самого ребенка. Следовательно, семья несет издержки, необходимые для физического формирования человека, издержки воспитания детей, которые представляют собой инвестиции, так как уменьшают текущие затраты на потребление родителей, их еще называют «эффект их воздержания». Действительно, велико влияние семьи и окружающей обстановки, поэтому оздоровление и благосостояние семьи, образование, здоровье детей и молодежи, вложения в человеческий капитал становятся первоочередной задачей.

Помимо семьи, государство также вкладывает огромные средства в воспитание и обучение молодых людей. Таким образом, человеческий капитал - это накопленные интеллектуальные, умственные, эстетические способности человека, которые создаются длительное время за счет инвестиций.

Новый тип экономического развития во многом зависит от формирования экономики, основанной на знаниях. Экономика, основанная на знаниях, требует наличия развернутых систем образования, она предъявляет высокие требования к уровню квалификации человеческого капитала. В современном обществе образование призвано стать одним из ключевых факторов экономического роста и ее социокультурного развития. В национальном докладе России второму Международному конгрессу ЮНЕСКО отмечено, что для успешного технологического развития государства в современных условиях необходимо, чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 40-60% от общей численности занятого населения.(3). Выборочное обследование численности занятых работников в экономике по уровню образования, проведенное в ноябре 2002 года Госкомстатом РБ показало, в зависимости от статуса занятости находились - 27,5% с высшим образованием, 2,2% - неполным высшим профессиональным, 31,1% - со средним профессиональным, 33,9% средним (полным) общим, 4,7% основное общее, 0,6% не имели общего образования.

По итогам Всероссийской переписи 2002 года по Республике Бурятия на 1000 человек населения высшее образование имели 154, среднее профессиональное - 260, начальное профессиональное - 121 и среднее полное - 194 в возрасте 15 и выше. Эти же данные по России составили соответственно: 160, 271, 127 и 175. По эти данным численность лиц, имеющих образование основное общее и выше, составила 706 человек в возрасте 15 лет и более, или 90,9% (в России 90,2%) данной возрастной группы и увеличилась на 19% (в России на 20%). В целом по республике, как и в России, вырос образовательный уровень населения. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и старше 909 человек против 819 человек в 1989 году (в России соответственно 902 и 806) имели основное общее и выше. Нестабильное материальное положение, безработица заставили многих семей экономить на образование детей. Вместе с тем значительно возросли личные вклады людей в образование, что обусловлено с пониманием в обществе необходимости образования для обеспечения высокого социального статуса и личного благосостояния. Доля платного образования в вузах республики составляет около 50%, расходы консолидированного бюджета РБ на образование растет очень медленными темпами с 4,4 в 1998 году до 6,5% ВРП в 2002 году. Дальнейшее увеличение платного обучения приведет к негативным последствиям.

Со вступлением в «Болонский процесс» у молодежи появится возможность выбора в получении образования, в противном случае установление международного стандарта для дипломов станет непреодолимым препятствием для выпускников российских вузов на все более интернационализирующемся рынке труда. Многие считают, что четырехлетнее базовое образование экономически обосновано и достаточно. Основная идея разделения образования должна быть направлена на большую мобильность. Двухступенчатая система позволяет потом перестраиваться, причем неоднократно, и добирать необходимые для новой специальности курсы.

Есть и другая точка зрения, вузовская общественность в настоящее время добивается сохранения в системе подготовки традиционного «специалистета». На наш взгляд, необходимо сохранить все лучшее от нашего образования и дать студентам полное высшее образование, чтобы после окончания вузов они полностью реализовали свои способности, получив полноценное образование. В вузах нашего города готовят и бакалавров и магистров. Но, в основном, готовят специалистов по старой системе. В последние годы в вузах республики количество обучающихся растет в связи с развитием коммерческих вузов и коммерческого образования в государственных учебных заведениях.

Сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В этом процессе велик вклад семьи в образование детей, в подготовке их к быстро меняющимся условиям жизни, развивать современный тип мышления в связи с возникновением глобальных проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России. //Экономическая наука в экономическое развитие России. 2003. № 4. С. 54-69.

2.       Маршалл А. Принципы экономической науки. I. М. Издательская группа «Прогресс». 1993. С. 284.

3.       Колин К.К. На пути к новой системе образования. М. 1999. С. 10.