Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROCESS MANAGEMENT OF INNOVATION MODERN URBAN ENVIRONMENT LYCEUM

Afonin I.A. 1
1 ryansk city lyceum № 27 named. HSU I.E.Kustova, Bryansk, Russia
The paper reviews current approaches to innovation municipal educational institutions in the context of modern educational ideas of the policy, the analysis from the perspective of the innovative environment of formation of innovation activity of educators and students. Innovative activities of educational institutions represented by three main conclusions of areas: activities to create innovation, training innovation activities; educational innovation. Educational innovation is considered as a means of personal development of educational process. Since the formation and development of innovative activity among high school students is possible only in a specially organized educational environment in a modern municipal high school, as an innovative management tools of-fered didactic game that allows you to predict the possible difficulties, helps to overcome stereotypes of profes-sional activity.
creative environment.
creativity
technology innovation
innovation
innovation
creative environment. innovation
creativity
technology innovation
innovation
innovation
innovation

Современные педагогические исследования в большей степени ориентированы на обоснование и разработку инновационных дидактических средств и механизмов реализации образовательного процесса, позволяющих успешно решать вопросы развития и формирования личности школьников. Инновация как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, пользующийся спросом на рынке товаров и услуг. Термин «инновация» означает «обновление» (или «изменение»), но это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1, 6, 7].

В плоскости педагогической деятельности, как подчеркивает А. В. Хуторской, новшество - это идея, метод, методика, средство, технология, система, программа т.п., нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - процесс внедрения и освоения этого новшества [7]. С помощью конструирования нововведений можно управлять образовательной системой, как на уровне школы, так и других уровнях. «Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении» [6, c. 234].

Исходя из этого, инновационная деятельность образовательного учреждения представлена тремя основными направлениями: деятельностью по созданию инноваций; обучением инновационной деятельности; образовательной инновационной деятельностью, как фактором развития личности, открытой инновациям.

Управление инновационной средой лицея требует инструментальной проработки и технологизации всех процессов [2, 3]. Технология нововведений предполагает отбор методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность: этап рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; этап изобретения; этап нововведения; этап распространения новшества; этап господства новшества в конкретной области; этап сокращения масштабов применении новшества.

Применительно к воспитательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанника.

В «инновационную среду» включены разнообразные организационные структуры как внутри лицея, так и внешние (сторонние) организации, круг специально подготовленных лиц («человеческий фактор»), система материальных и духовных ценностей, программы обучения и т.д.

Нам представляется целесообразным создание в современном муниципальном лицее институционально-организационных структур, занимающихся инициированием и поддержкой творческих процессов в территориальных системах («экспериментально-исследовательских площадок», «стажерских центров», «экспертно-консультационных служб», «служб развития» и т.д.). Эти центры могут стать системообразующими звеньями в процессе организации креативной среды.

Особую роль играют в инновационном процессе создание экспериментальных площадок различного уровня (пилотных, локальных, сетевых, институциональных, региональных и пр.) для апробации программ воспитания, профессиональной подготовки кадров в процессе исследовательской деятельности, отработки новых технологий воспитания.

Опытно-экспериментальная деятельность лицея - это проблемно-диф­ференцированная деятельность в рамках общей тематики, когда выделены узкие проблемы, связанные с вопросами обучения, воспитания, развития и управления; на основе исследовательской деятельности разрабатываются методики и технологии их реализация, построение служб обеспечения и сопровождения [1].

В процессе опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении формируются инновационные центры, интеллектуальные клубы, «школьные академии наук», детско-взрослые сообщества новаторов; в регионе возникают «образовательные кластеры» (с функциями подбора, обучения, аттестации, трудоустройства и научно-методического сопровождения кадров) и пр.

Все большую популярность приобретает концепция «открытых инноваций», предусматривающая использование учреждением, наряду с собственными, внешних сил: обмен кадрами, сотрудничество. Поэтому при выработке инструментов кадровой политики в сфере «школьных инноваций» предпочтение следует отдать современным и эффективным новым проектным и сетевым формам организации исследований, основанным на принципах открытости и мобильности.

К сожалению, процесс непрерывного развития инновационного потенциала личности педагога «тормозится», как правило, внутренними или внешними факторами. Внутренние препятствия связаны с психологическим сопротивлением внедрению инновационных проектов и программам.

Начиная новое дело, руководителю важно умение прогнозировать возможные затруднения, будь то внедрение новых программ, форм, методов или педагогических технологий, готовить восприятие новшеств.

Как правило, в каждом деле, в решении любой задачи в педколлективе есть сторонники, «нейтралы» и скептики (скрытые противники). Не стоит обвинять последних в ретроградстве, нежелании что-либо менять и вообще работать. Любое мнение важно и уважаемо, а скептики даже помогают искать новые аргументы в защиту вводимых новшеств, оттачивать убеждения, сплачивать единомышленников, создавать атмосферу ответственности за будущие результаты.

Приступая к осуществлению идей новой программы, уместно проведение, например, деловой игры «Ориентир» для всех сотрудников образовательного учреждения. Порядок ее проведения может быть следующим:

На 1 этапе - «Проблематизация» (общая беседа) - выясняли, какие вопросы возникли у педагогов в процессе чтения текста программы. Какие сомнения возникли насчет готовности к работе по программе, а в чем наоборот, есть уверенность?

На 2 этапе - «Обоснование альтернатив» (групповая работа) - обсуждалось, что необходимо предпринять для решения обозначенных проблем. Работало три проблемные группы учителей:

  • группа «Ученые» соотносила выявленные в процессе опроса представления учителей о новых понятиях программы с трактовками этих понятий в справочной литературе; искала ответы на вопросы (может ли каждый человек быть новатором? в каких ситуациях и жизненных обстоятельствах могут пригодиться человеку знания, умения и качества лидера? всегда ли проявления лидерства сопровождаются успехом и признанием? нужен ли успех педагогу? может ли учитель - «не новатор» воспитать инновационно мыслящего ученика?);
  • группа «Родители» попыталась оценить значимость «инно­вационного потенциала личности» и лидерства с позиции родителей (желали бы родители, чтобы их ребенок - мальчик или девочка - стали учеными, первопроходцами, лидерами и в каких видах деятельности? беспокоит ли родителей отсутствие социальной активности в их детях? как относятся родители к проблеме «формального» и «неформального» лидерства?);
  • группа «Дети», оценивала предложения педагогов по реализа­ции программы с позиций учащихся разного возраста (что из внедряемой программы будет иметь успех у детей? соответствуют ли предложенные дела потребностям детей или это меры, удобные учителям? что бы предложили сами ребята?).

На 3 этапе - «Выбор» (общая беседа по кругу) - выслушали представителей от каждой группы, изложивших мнения, предложения, обсудили задачи на ближайший период, предложения по теоретической подготовке педагогов и психолого-педагогической диагностике, организации работы с детским сообществом.

В заключение проводится оценочная методика «Опенка в двух словах» с целью выявления отношения участников Игры к ее результатам. Вот некоторые возможные из оценочных суждений участников деловой игры «Ориентир», отражающие позитивный настрой на внедрение новой программы воспитания: «проблема решаема», «заставляет задуматься», «интересная программа», «много вопросов», «мало ответов», «получила удовольствие», «удовлетворение от общения», «хочу попробовать», «боюсь, не успею», «будем работать» и др.

Одним из распространенных приемов адаптации сотрудников к внедрению инноваций является разделение ответственности за результаты нововведений: за результаты апробации нового учебника, за адаптацию проектной технологии к условиям образовательного учреждения, за успех или провал системы ученического самоуправления, и т.д.

Например, для сбора мнений относительно ученического самоуправления можно использовать достаточно известный прием - «калейдоскоп мнений» на тему «Соуправление в школе: «за» и «против».

Учителя и классные руководители, разбившись на четыре группы (5-7 человек), работают по 6 минут за каждым из четырех столов, обсуждая разные блоки проблем и фиксируя мнения на листе ватмана, прикрепленном в центре стола:

  • « Педагог и ребенок - депутаты парламента школы»;
  • «Педагог - субъект соуправления»;
  • «Ребенок - субъект соуправления»;
  • «Если депутатом стану я: что меня порадует и огорчит?».

Затем четверо ведущих, руководящих обсуждением за каждым столом, представляют мнения в обобщенном виде.

Хорошо стимулируют работу групп «вопросы от противного»: «Как надо поступать, чтобы новшество провалилось?» Так, прогнозируя возможность конфликтов между педагогом и учащимся - депутатом ученического совета, за одним из столов («Ребенок - субъект соуправления») учителям было предложено продолжить фразу: «Если вы хотите конфликтовать с ребенком-депутатом, то делайте так ...». Список антипедагогических «рецептов» оказался длинным:

  • «укоряйте депутатов за незначительные поступки»;
  • «навязывайте свое мнение, волю»;
  • «имейте любимчиков среди депутатов»;
  • «придирайтесь к депутатам, требуя от них большего, чем от других»;
  • «противопоставляйте педсовет и ученический совет»;
  • чаще говорите: «А еще депутат!»; «Лучше бы уроки учил, а не по парламентам заседал».

В дальнейшем результаты обсуждения предстоящих нововведений помогают избежать многих затруднений, связанных с развитием школьного парламентаризма: в общении и создании графика работы депутатов, в согласовании прав и обязанностей депутатов взрослых и детей, в организации методической помощи депутатам.

Таким образом, наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

Уже на начальных этапах введения новой программы осуществ­ляется вовлечение педагогов в процесс моделирования, совершен­ствования воспитательной системы, привлечение к планированию воспитательной работы, определению критериев желаемых результатов.

Рецензенты:

Матяш Н. В., д-р пед. наук, профессор кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск.

Асташова Н. А., д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск.