Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF UNDERGRADUATE STUDENTS’ ETHNIC SELF-AWARENESS IN THE PROCESS OF TRAINING

Arzamastseva N.G. 1
1 Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Our society is constantly facing the challenges of developing a well-educated and competitive person. Thus, ethnic and cultural challenges come into the vanguard of scientists’ interests nowadays. The process of ethnic and cultural competence development and ethnic self-awareness of young people is worth paying attention to when dealing with this issue. This challenge can’t be dealt with unless certain actions are taken in order to improve the quality of education and modernize teaching methods. Tertiary education must implement learner-centered approach, take into account students’ needs, actively engage them in learning and acquaint then with local culture and values. For this purpose we developed the model of students’ ethnic self-awareness which involves three important aspects: educational, social-pedagogic and practical. The development of ethnic self-awareness of teachers-to-be is a complex and multi-level process aimed at development of personal qualities, including knowledge, and skills that allow to use the experience gained within the ethnic and cultural environment.
ethnic self-awareness
ethnic and cultural competency

В настоящее время перед нашим обществом стоит серьезная задача воспитания образованной, конкурентоспособной личности. Современная Россия является полиэтническим государством, в связи с этим особенно актуальными становятся проблемы этнокультурного характера, такие как предотвращение межнациональных конфликтов, учет специфики региона в процессе воспитания, проблема толерантности и др. Положительный эффект в решение данной проблемы оказывает формирование этнокультурной компетентности личности и развитие этнического самосознания молодежи. Целью нашего исследования стало формирование этнического самосознания будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Решение этой задачи не может быть достигнуто без улучшения качества образования, модернизации методов обучения.

Компетентность определяется нами как способность действовать в ситуации неопределенности, умение применять универсальные методы деятельности на практике [4, c.8]. Мы стоим на позиции, что этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде.

Этнокультурная компетентность личности включает в себя такие характеристики, как: готовность к ее проявлению; владение знанием ее содержания; опыт проявления компетенции в стандартных и нестандартных ситуациях; отношение к содержанию данной компетенции; эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетенции.

Этническое самосознание рассматривается нами как показатель сформированности этнокультурной компетентности личности. Волчкова А. А., Тишков В. А. и др. считают, что в отношении структуры этнического самосознания на сегодняшний день научное сообщество не выработало единого взгляда. Этническое самосознание подразумевает изучение взглядов на свою нацию, ее характер, роль в обществе, представлений о национальном характере, выявление национальных идеалов и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения [3, c.37] .

Определяя структуру этнического самосознания, Бромлей Ю. В. выделяет следующие элементы: представления о типичных чертах своей общности; представления об общности исторического прошлого народа; представление о территориальной общности; осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации. Хотинец В. Ю. выделяет следующие признаки этнического самосознания: историческое прошлое этноса, этническая территория, язык, религия, экономика, культура. Волчкова А. А. выделяет следующие компоненты структуры этнического самосознания личности: осознание особенностей этнокультурной среды; осознание тождественности с этнокультурной реальностью; осознание себя в качестве субъекта этнической общности; социально-нормативная оценка этнической реальности.

С целью выявления уровня сформированности этнического самосознания студентов нами было проведено анкетирование студентов Марийского государственного университета. Студентам предлагалось ответить на 12 вопросов.

Вопрос 1. Выскажите мнение о важности этнической принадлежности?

Результаты показали, что для большинства студентов (60 %) чувство этнической принадлежности является малозначимым, остальные считают национальную принадлежность важной и необходимой.

Вопрос 2. Респондентам было предложено самим определить свою этническую принадлежность, в результате были получены следующие данные:

40 % студентов считают себя россиянами, 35 % представителями своего этноса (мари, татары, чуваши), остальные (25 %) затрудняются ответить.

Вопрос 3. Назовите определяющие признаки национальности?

Большинство (80 %) студентов выделили следующие признаки: культура, язык, быт, национальность родителей, традиции.

Вопрос 4. Нами были представлены факторы, формирующие этническую идентификацию, студентам предлагалось выбрать наиболее важные для них. 20 % студентов выбрали фактор - ущемление прав людей моей национальности; 40 % студентов выбрали фактор - народные праздники; 30 % - чтение национальной литературы, 5 % считают, что главным фактором является религия, остальные отмечают историческое прошлое своего народа.

Вопрос 5. Ощущаете ли вы трудности в общении с людьми других национальностей?

65 % студентов ответили, что не испытывают никаких трудностей; 35 % считают, что иногда испытывают трудности в общении с людьми другой национальности.

Вопрос 6. Ваше отношение к смешанным бракам?

87 % студентов ответили, что национальность человека не может стать препятствием для заключения брака, остальные (13 %) считают, что основой счастливого брака является принадлежность партнеров к единой этнической группе.

Вопрос 7. Стоит ли проводить в образовательных учреждениях республики Марий- Эл мероприятия, посвященные культуре и национальным традициям народов, проживающих на территории нашего региона?

70 % студентов считают, что такие мероприятия проводить надо, это сближает и роднит людей; 25 % молодежи против; 5 % затрудняются ответить.

Вопрос 8. Возникают ли конфликты на национальной почве в Республике Марий-Эл?

90 % учащихся ответили, что в нашей республике нет национальных конфликтов, 10 % не знают, о чем идет речь.

Вопрос 9. Определите ваш уровень интереса к телевизионным и радиопередачам об обычаях и традициях народа мари.

65 % опрошенных ответили, что им не интересны такие передачи, и их они не смотрят; 15 % молодежи ответили, что вместе с родителями постоянно следят за местными новостями на марийском языке; остальные 20 % ответили, что и понятия не имели о таких передачах.

Вопрос 10. Владеете ли вы национальным языком? Где вы приобрели знание языка?

Следует отметить, что всего лишь 20 % студентов являются носителями национального языка, все они овладели им в семье, в кругу родителей и родственников. Никто из молодых людей не назвал школу местом приобщения к национальной культуре и языку.

Вопрос 11. Посещаете ли вы национальные концерты и спектакли?

75 % студентов ответили, что не посещают, потому что не хватает свободного времени; 15 % посещают часто, остальные затрудняются ответить.

Вопрос 12. Посещаете ли вы национальные и религиозные праздники?

Все отвечающие (100 %), ответили, что с удовольствием посещают национальные праздники, проводимые в Республике Марий-Эл. Празднование национальных праздников, как правило, сопровождается приготовлением блюд национальной кухни, и наши студенты показывают неплохие знания и в этом вопросе.

Таким образом, результаты анкетирования студентов позволяют сделать вывод, что общая этносоциальная ситуация в вузе пока достаточно бесконфликтная, благополучная. Следует отметить, что у молодежи нет негативного отношения к людям другой национальности. Анализ проведенного нами анкетирования позволил нам составить модель формирования этнического самосознания личности студента, которая включает в себя три важнейшие сферы: образовательную, социально-воспитательную и практическую.

Область образовательной деятельности складывается из трех взаимосвязанных компонентов - изучение педагогических дисциплин, участие в научно-исследовательской работе, что дополняется изучением специальных дисциплин или дополнительных образовательных программ по выбору студента. Университет выполняет функции коррекции, обогащения, развития и совершенствования опыта человека, способствует превращению его в реальное знание. Основным компонентом образовательной системы является учебный процесс.

Формирование этнического самосознания будущих педагогов осуществляется в процессе четко организованной учебной работы, где важнейшими факторами являются лекции и семинары. Следует отметить, что современная лекция должна меняться как по содержанию, так и по направленности и по форме. Современная лекция превращается из информационно-репродуктивной в структурно-нацеливающую или проблемно-поисковую. Семинарские занятия являются одной из важных форм учебно-образовательной деятельности университета. Они позволяют студентов логически мыслить, анализировать явления и обобщать факты. Семинары способствуют активизации самостоятельной работы личности, формированию собственного отношения к предмету.

Семинарские занятия по педагогике часто проводятся нами в нетрадиционной форме. Они строятся с учетом интересов будущих педагогов, их знаний и жизненного опыта. Например, в практической деятельности большое место занимают семинарские занятия в форме КВН, уроков-экскурсий, «Круглых столов», викторин и т.д.

Большое значение в формировании этнического самосознания будущих педагогов отводится изучению дополнительных спецкурсов: «Этнопедагогика», «Культура межнационального общения» и др. Программы дополнительных спецкурсов строятся на основе современных требований к профессиональной подготовке специалистов, основными задачами которых становятся формирование устойчивого интереса к изучению особенностей национальных культур в области воспитания. Наш опыт показал, что внедрение в образовательную деятельность вуза подобных спецкурсов позволяет качественно изменить данный процесс.

Второй важной областью формирования этнического самосознания будущих специалистов является социально-воспитательная деятельность университета. Социально-воспитательная система вуза предполагает культурно-педагогическую работу со студентами, в основе которой лежат особенности профиля, возможности и традиции учебного заведения. Она способствует развитию культурной и активной личности специалиста, которая происходит только в условиях педагогизации окружающей среды и при условии тесного взаимодействия с другими социальными институтами. Кроме общеинститутских мероприятий на каждом факультете проводится своя воспитательная работа, которая планируется в зависимости от специфики данного факультета, его особенностей и традиций.

Важное значение в организации воспитательной работы в университете приобретает вопрос о составляющих компонентах данной деятельности, которые обеспечивали бы развитие этнического самосознания личности. К ним относятся:

  1. Образовательно-научная деятельность, целью которой является воспитание активной, творческой деятельности студента.
  2. Профессионально-трудовая деятельность предполагает вовлечение студентов в общественно-полезный труд с целью приобщения к будущей профессии, знакомства с ее спецификой, развитию педагогического мышления.
  3. Социально-общественная работа содействует социализации личности, формирует ее гражданскую и этническую культуру. Положительное влияние на развитие данной деятельности оказывают встречи студентов с политическими деятелями, писателями, юристами.
  4. Культурно-эстетическая работа способствует развитию культуры личности студента, приобщает ее к духовным ценностям, воспитывает потребность видеть, ощущать прекрасное. Обучение и воспитание студентов по этому направлению осуществляется по следующей схеме: вуз - библиотека - музей - концертный зал - дискотека.
  5. Спортивно-оздоровительная работа предполагает приобщение студентов к здоровому образу жизни, что неразрывно связано с воспитанием культуры и духовных ценностей личности.
  6. Досуговая деятельность включает студентов в различные досуговые мероприятия.

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов важная роль принадлежит педагогической практике. Она обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих педагогов с их практической деятельностью. Учебная практика дополняет и углубляет теоретические знания, прививает интерес к профессии, развивает творческие способности личности.

Задачи педагогической практики будущих педагогов сводятся к: осуществлению педагогической деятельности с высокой степенью творческой активности личности; совершенствование умений отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми, с учетом вариативных программ; формирование умений и навыков работы с детьми различной национальности; совершенствование теоретических знаний в процессе изучения дисциплин общекультурного блока. В ходе практики будущие педагоги выполняют следующие виды деятельности: самостоятельно организуют работу с детьми; проводят педагогический эксперимент или творческую исследовательскую работу с целью углубления теоретических знаний, профессиональных умений и навыков; активно участвуют в деятельности педагогического коллектива; оказывают помощь педагогу.

Развитие этнического самосознания будущих педагогов - сложный многоуровневый процесс, направленный на развитие личностных качеств, включающий знания, умения, которые позволяют свободно использовать накопленный опыт в этнокультурной среде. С введением национально-регионального компонента в систему образования исследуемый вопрос стал наиболее актуальным. Опыт нашей работы убеждает в эффективности использования описанных выше форм работы, применяемых в процессе усовершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, а также в необходимости постоянного творческого поиска путей развития уровня этнического самосознания студентов.

Рецензенты:

Комелина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Лежнина Лариса Викторовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.