Обучение социально-педагогической деятельности, как и образование в целом, в любом обществе должно соответствовать историческому контексту и одновременно отвечать насущным потребностям людей разных возрастов, в том числе детей и подростков. Эти вопросы имеют не только локальный, но и глобальный характер, а также затрагивают процесс практической подготовки специалистов на микроуровне. Немаловажную роль в этой системе занимают профессионально-образовательные программы подготовки социальных работников, в том числе к социально-педагогической деятельности в микросреде [1].
Полная программа подготовки таких специалистов включает как теоретический курс, читаемый в университете, так и курс практической подготовки, осуществляемый в учреждениях социальной работы с детьми и подростками по месту жительства. В идеале знания и умения, полученные в теоретическом курсе обучения, дополняются знаниями, полученными в практическом курсе и наоборот. Это помогает сформировать профессионала, хорошо чувствующего все аспекты социально-педагогической работы. Но для достижения подобной гармонии нужна координация усилий университета и социальной службы, иначе студенты не получат четкого и целостного представления о своих профессиональных функциях. В такой деятельности, как социально-педагогическая, важную роль играют практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им. Только в условиях непосредственной работы с детьми и подростками под руководством наставников студенты получают возможность развивать и совершенствовать свои способности.
В соответствии со стандартом высшего профессионального образования к специалисту, прошедшему обучение по специальности «Социальная педагогика и самопознание», предъявляется ряд требований. При этом специалист не только должен получить научные и практические знания и представления о социально-педагогической деятельности, но и приобрести определенные умения, среди которых в качестве основных можно выделить следующие:
- аналитические, необходимые как для анализа процессов, происходящих в микроокружении ребенка, так и для анализа результатов профессиональной социально-педагогической деятельности;
- коммуникативные, обеспечивающие владение инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации;
- прогностические, обеспечивающие способность специалиста прогнозировать развитие событий, процессов;
- организационные, позволяющие успешно организовывать социально-педагогическую деятельность с детьми и подростками в различных социокультурных условиях микросреды;
- координационные, предусматривающие использование достижений различных областей знаний в решении проблем детей и подростков;
- методические, направленные на изучение опыта деятельности учреждений социальной сферы, обобщение и применение опыта их работы, систематизацию информационных материалов.
Очевидно, что приобрести такие умения на высоком уровне только в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно, поэтому практика рассматривается в качестве интегрирующего компонента личностно-профессионального становления специалиста. Она имеет многоуровневый и многоаспектный характер и является связующим звеном между теоретическим обучением будущих специалистов и их самостоятельной работой в учреждениях [2].
Однако до сих пор не решена проблема методического обеспечения практики. В то время как имеются довольно обширные списки рекомендованной литературы для теоретических дисциплин, библиографии по вопросам практического обучения социально-педагогической работе с детьми и подростками в микросреде не достаточно. Видимо, считается, что литература по теоретическим курсам автоматически применима к практике, что не всегда соответствует действительности [3]. В таком случае преподаватели могут использовать дополнительный материал, заимствованный из различных источников: художественной литературы, периодики, официальных документов и т.д. Но подобная задача далеко не проста и лучше, если этим будет заниматься не каждый педагог-наставник в отдельности, а вузы и социальные службы, регулярно выпускающие соответствующие методические пособия.
Полезные в этом отношении могут оказаться и материалы конференций по практике, если их соответствующим образом оформить. Ценный материал для совершенствования этого вида учебной работы могут представлять собой отчеты студентов о социально-педагогической практике, содержащие анализ исходного уровня готовности, процесса приобретения новых знаний, умений и навыков, а также общую оценку достижений за период практики.
Сама программа практики составлена таким образом, чтобы студент имел возможность самостоятельно разобраться в структуре социально-педагогической службы, содержании её работы, организационных аспектах ее деятельности. Только при таких условиях практика поможет каждому студенту четко определить для себя, кто такой специалист по социально-педагогической работе, выявить качества, необходимые специалисту, более углубленно изучить структуру и принципы работы социально-педагогических служб.
Но поскольку профессией социального педагога по организации социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в микросреде можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, напрашивается вывод о необходимости ориентировать профессиональную подготовку специалиста на формирование его личности [4].
Одна из базовых характеристик личности социального педагога по организации работы с детьми и подростками - его готовность к профессиональной социально-педагогической деятельности с этой категорией населения в микросреде, микрорайоне. Она может быть интерпретирована как целостное образование, ядром которого в соответствии с основными потенциалами личности выступает практическая, операционно-деятельностная готовность [5]. Процесс формирования этой готовности в его различных технологиях и модификациях составляет объект анализа и организационно-педагогических решений. Поэтому, в каких бы формах не осуществлялась социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками в микросреде, микрорайоне - с отдельными детьми, семьями, группами; с акцентом на помощь, поддержку, защиту, консультирование или социальное развитие, она всегда сохраняет свой практический характер. Обучение на рабочем месте дает возможность студентам не только овладеть конкретными навыками, но и связать теорию с практикой, почувствовать себя специалистами и по-настоящему осознать ценности социально-педагогической работы.
Успешная реализация задач, обусловленных социальной политикой государства, зависит, прежде всего, от качественной профессиональной подготовки специалистов нового профиля - социальных педагогов, от их компетентности, готовности к работе. Вопрос подготовки социальных педагогов к социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в микрорайоне на сегодняшний день является одним из важнейших в современной профессиональной педагогике.
Плодотворность практического обучения зависит от обеспечения ряда важных условий.
- Во-первых, нужно, чтобы студенты имели возможность, пусть под руководством, но полностью выполнять задания, включающие фазы планирования, воздействия, оценки и подведения итогов. Если они всего лишь наблюдают за работой других, не получая возможности действовать самостоятельно, то обучение не будет полноценным. В обучении социально-педагогической работе имеют место и наблюдение, и подражание, но этого совсем недостаточно для того, чтобы научиться самому выполнять соответствующий вид профессиональной деятельности, - нужна реальная практика.
- Во-вторых, каждому студенту необходим педагог-наставник. Обычно каждый наставник имеет одного подопечного, хотя существует и другая модель, когда каждый педагог-наставник работает с несколькими студентами одновременно. Но в любом случае между педагогом и учеником устанавливаются очень тесные отношения: наставник чутко следит за тем, что требуется его подопечному, и постоянно оказывает ему необходимую помощь. Это отличается от обычных форм обучения в высшей школе, где студенты редко входят в тесный личный контакт с преподавателями.
Исходя из этого, на первый план выдвигаются проблемы формирования исследуемой готовности социального педагога в процессе подготовки в вузе, а также представлен анализ совокупности социальных, социально-педагогических и других существенных элементов, сторон, определяющих формирование операционно-деятельностной готовности социального педагога при прохождении практики в социальных службах микрорайонов [6]. Вопрос подготовки социальных педагогов к социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в микрорайоне на сегодняшний день является одним из важнейших в современной профессиональной педагогике.
Таким образом, овладение практикой социально-педагогической работы - это процесс, в ходе которого в результате активного общения с детьми, подростками, членами их семей, а также более опытными коллегами происходит формирование специалиста. Профессиональный опыт пропускается через собственное «я» специалиста, и благодаря этому профессиональный рост сопровождается ростом его как личности.
Рецензенты:
Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.
Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.