Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS AND CHILDREN IN AN INSTITUTION OF ADDITIONAL LEARNING: CREATION OF EDUCATIONAL ENVIROMENT

Taziev S.F. 1 Talypova A.A. 2
1 Elabuga branch of Kazan Federal University
2 Children Activities Centre in Mendeleyevsk
The article describes the conceptual ideas of creating educational environment that would promote the self-development of children and teachers in an institution of additional learning. Taking as its basis the experience of Elabuga branch of Kazan Federal University and the experience of Teachers Council of the Children Activities Centre in Mendeleyevsk, the article offers some new approaches to the matters of tutoring children and training teachers. The teaching staff of the center mentioned is now testing its research project that tenders its conception of the Center’s development taking as its ground the ideas of Professor K. Y. Vazina. The article outlines the patterns, the methods and the facilities that could provide the environment for children’s’ and teachers’ self-development.
individual and corporate thinking of teachers and children
the model of innovational learning
conception and techniques of man’s self-development
consciousness and will
abilities
the system of man’s demands
children’s self-development
additional learning
educational environment
Все  дети от рождения  наделены одинаково как потребностями, так и способностями их реализации, поэтому взрослые - родители и педагоги -  должны  помогать каждому ребенку в раскрытии своего дара. Следовательно, приоритетной задачей детских учреждений является не  работа с  отдельными одаренными детьми, а  развитие  одаренности всех детей. И  это  положение должно  стать основополагающим  в деятельности  учреждения дополнительного образования, призванного обеспечить процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации [7, с. 9].

«Дополнительное образование, - считает А. Г.Асмолов, - поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [1, с.6-8]. В учреждение дополнительного образования ребенок приходит по собственному желанию и пытается пробовать себя в различных ролях для удовлетворения своих социокультурных и образовательных потребностей. Поэтому дополнительное образование должно быть ориентировано на обеспечение разнообразных видов и форм деятельности ребенка, развития разумных потребностей и способностей, на психолого-педагогическую поддержку его стремления к саморазвитию.

Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования, совершенствование содержания дополнительного образования, его организационных форм, методов и технологий, мониторинг состояния системы дополнительного образования, организация развития деятельности общественных детских организаций, новые подходы государства к развитию воспитания как приоритетному направлению в системе образования - все это заставляет педагогический коллектив нашего учреждения работать на изменения в организации образовательного процесса, изменения в технологиях обучения и воспитания, перестройку в управлении учреждением, т.е. работать в режиме развития.

В связи с этим с 1 сентября 2011 года наш педагогический коллектив работает над апробацией исследовательского проекта по развитию Центра детского творчества как центра духовно-нравственного воспитания учащихся на основе применения концепции и технологии саморазвития профессора К. Я. Вазиной. Исследовательский проект является одновременно программой развития ЦДТ.

В целях ее разработки был проведен анализ деятельности коллектива, структурированы внешние и внутренние поля, влияющие на развитие Центра, разработаны модели выпускника и стратегии развития ЦДТ, определены концептуальные точки отсчета и предполагаемые результаты по всем направлениям образовательной и управленческой деятельности.

Анализ показал, что часть педагогов продолжает утверждать, что воспитательное воздействие на человека едва ли не всемогуще и может даже переделать его природу. Не всеми принимается в расчет ни внутренняя активность ребенка, ни его потребности и способности к творческому саморазвитию, самообразованию.  Общество нуждается в человеке новой формации, который обладает самостоятельностью, предприимчивостью, креативностью, подготовлен к встрече с трудностями в условиях будущей конкурентной образовательной и профессиональной деятельности. Не все педагоги владеют современными образовательными технологиями, решающими эти задачи. Проблемой остается создание мотивации учения без внешнего принуждения у тех детей (особенно мальчиков), которые не посещают объединения ЦДТ. Не все педагоги и родители готовы и способны удовлетворить все образовательно-познавательные интересы и потребности детей и т.д.

В связи с этим задачи статьи - выявить и охарактеризовать идеи инновационного развития дополнительного образования на основе применения концепции и технологии К. Я. Вазиной по саморазвитию человека, познакомить с их практической реализацией в Менделеевском центре детского творчества силами педагогов центра и ученых близлежащих педвузов.

Основной идеей развития Центра является создание образовательного пространства для саморазвития воспитанников и педагогов. Модель инновационного обучения в учреждении дополнительного образования детей должна включать в себя следующие посылки:

- понимание каждым ребенком и, прежде всего, взрослым (педагогом, родителем) ведущей роли человека в развитии природы и общества и в связи с этим осознание им необходимости непрерывного саморазвития на протяжении всей жизни, закладывающегося в семье и школе;

- осознание необходимости подготовки и самоподготовки  к позитивному и продуктивному взаимодействию с окружающей средой;

- признание разнообразной деятельности основной формой технологической организации отношений детей с миром. В свободной добровольной деятельности по интересам выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы: целеполагание (развитие свободы воли), планирование и организация (инициатива, творчество), реализация намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь) [9];

- понимание педагогом своей роли в процессе обучения как организатора индивидуально-коллективной  мыследеятельности детей, как примера саморазвивающегося человека.

Сущность модели состоит в том, что она должна обеспечить непрерывное саморазвитие детей и педагогов. Для создания такой модели инновационного обучения в системе дополнительного образования необходимо: а) относиться к каждому ребенку и педагогу как к уникальной саморазвивающейся интеллектуально-духовно-нравственной системе; б) организовать такую творческую деятельность участников образовательного процесса, которая способна обеспечить их непрерывное саморазвитие; в) создать новые образовательные программы, обеспечивающие непрерывное саморазвитие ребенка и педагога не только в УДОД, но и во всей полноте своей жизни; г) введение в процесс обучения детей и педагогов человековедческого психолого-педагогического курса, который позволит глубже познать окружающий мир, других людей,  направит слушателей на самопознание,  самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение и самоактуализацию.

После разработки программы развития Центра начались обучающие семинары, в которых педагоги ознакомились с концепцией и технологиями К. Я. Вазиной с ее нашей интерпретацией применительно к системе дополнительного образования. Педагоги взяли на вооружение следующие положения: 1) человек - духовно-природная уникальная саморазвивающаяся система; 2) система потребностей, способностей, сознания и воли человека («хочу» - «могу» - «надо» - «буду») - внутренний механизм его саморазвития, значит, нужно работать над их развитием; необходимо предоставление учащимся права выбора объединений и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя, и приобщение учащихся к таким видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам; 3) внешний механизм саморазвития человека - непрерывная саморазвивающаяся система отношений; поэтому обучение должно быть построено на любви к воспитаннику, формировании любви ребенка к окружающему миру, в т.ч. к педагогу; 4) на занятии детского объединения должны быть построены целевое, поисковое и рефлексивное пространства, дающие возможность ребенку саморазвиваться; 5) результатом функционирования целостного образовательного пространства является выпускник, который хотел и был бы способен сделать осознанный выбор своего дальнейшего образования или профессиональной деятельности в зависимости как от личных устремлений, так и от особенностей развития региона в востребованности в подготовленных кадрах, способный адаптироваться в любой среде и в среде любой деятельности, в том числе в среде познавательной деятельности, разумно сочетая её логическую и эмоциональную составляющие.

Затем каждый  педагог пересмотрел свои  позиции в  отношении к ребенку, разработал модель выпускника  объединения, отредактировал образовательную программу, план работы с  родителями и диагностические материалы, позволяющие  выявить  задатки, генетически заложенные способности.

Дальнейшая  задача - помочь  ребенку в  развитии  этих  способностей. Поэтому  в  методических  объединениях был произведен поиск и разработка  новых  форм  и  методов работы,  обеспечивающих  саморазвитие  учащихся, одним  из  которых,  например,  является  разработка  индивидуальной  траектории  развития с участием самого ребенка, родителей,  школьных  работников.

Важное место в модели выпускников объединений ЦДТ занимают: 1. Познавательный потенциал: любознательность, устойчивый интерес к познанию, интеллектуальная развитость, развитый кругозор. 2. Нравственный потенциал: уважительное отношение к зрению другого человека. 3. Коммуникативный потенциал: овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать.

Для формирования такой личности педагог должен по-другому взглянуть на процесс организации обучения - ребенок получает возможность учиться сам, а наставник осуществлять мотивационное управление его учением. Применение этой идеи на практике меняет мировоззрение педагога, его взгляды на самого себя, обучаемого, на значимость детского объединения, на свою функцию: из педагога, передающего информацию, он превращается в педагога-технолога, организующего культурно-образовательное  пространство для развития - саморазвития потребностей, способностей, сознания и воли учащихся.

Еще один  путь - наличие у каждого ребенка замечательной книжки  роста, в  которой он планирует и отмечает свои достижения - результаты  саморазвития.

Интересной  идеей является  разработка  программы  помощи  родителей  ребенку  в саморазвитии  по его  специализации в ЦДТ. Можно продумать систему участия дедушек и бабушек в этой работе.

Важным  направлением  в  деятельности ЦДТ является  саморазвитие самих  педагогов. В этих целях разработана  программа повышения  квалификации  педагогов,  которая  предусматривает их дифференциацию на 4  группы: 1) Начинающие педагоги; 2) Педагоги, имеющие опыт работы, но не имеющие категории; 3) Педагоги, имеющие 1 и 2 категории; 4) Педагоги, имеющие высшую категорию.

Модель работы педагогов дополнительного образования по повышению своей профессиональной компетентности включает следующие варианты образования (самообразования):

Начинающие педагоги - Школа Молодого Специалиста (лекции, семинары, практикум по педагогике и психологии, теории и методике дополнительного образования); изучение специальной литературы: научной, методической, нормативной; беседы с опытными коллегами, круглые столы; индивидуальные и групповые консультации ученых и преподавателей педвузов гг. Елабуга, Набережные Челны; семинары, курсы, практикумы (открытые занятия, мероприятия, мастер-классы и др.) в методическом объединении: наставничество.

Работающие без категории: проблемный семинар по специализации, активное участие в работе методических объединений, временные творческие объединения (группы, мастерские, лаборатории), педагогические чтения.

Педагоги второй категории: Школа Успеха (лекции, семинары, тренинги, практикум); методическое объединение (доклады, открытые уроки), творческие лаборатории, мастерские; индивидуальная работа по саморазвитию. Основная форма обучения - самостоятельная научно-методическая работа под руководством сотрудников филиала Казанского федерального университета в г. Елабуга.

Педагоги первой и высшей категории: работа по индивидуальному плану саморазвития; научно-исследовательская и научно-методическая работа под руководством научного руководителя; обобщение и распространение передового педагогического опыта; публикации в научно-методических изданиях; выступления на научно-практических конференциях, мастер-классы.

В результате изучения специальной литературы и поисковой работы определены также педагогические условия технологической организации жизнедеятельности ЦДТ, позволяющие реализовать стратегию его развития.

В качестве первого из таких условий мы выдвигаем создание в ЦДТ новой социально-педагогической среды, основанной на продуктивных, технологически целесообразных профессиональных отношениях самих педагогов. Создание такой среды требует разработки стратегических и тактических планов развития и саморазвития каждого сотрудника, выработки норм и критериев профессиональной деятельности и взаимодействия педагогов и организацию непрерывного профессионального образования, основанного на саморазвитии и ответственности за свое развитие.

Второе условие - организация непрерывного профессионального развития  коллектива. В круг задач, подлежащих решению для его реализации, входят: а) овладение концепцией и технологией саморазвития человека, инициирующей индивидуальный и коллективный рост руководителей, педагогов, обучающихся; б) систематизация и распространение нового опыта организации и управления образовательным процессом.

В качестве третьего и ведущего педагогического условия новой организации образовательного пространства мы выдвигаем организацию коллективно-индивидуальной мыследеятельности учащихся и педагогов (КИМ).

В технологии КИМ занятие детского объединения (методического объединения педагогов) рассматривается как учебная ситуация. Структура учебной ситуации - это организация трех последовательных этапов: целевого, поискового и рефлексивного пространств.

На I этапе осуществляется совместное целеполагание. Самостоятельно или с помощью педагога дети проектируют цели учебной ситуации: «Зачем нам изучать эту тему, какое личностное значение она имеет для каждого из нас?» На данном этапе важнейшим моментом является создание ситуации, при которой ребенок заинтересован проблемным вопросом педагога, не может сразу на него ответить. На этапе целеполагания у ребенка  неосознанно включается внутренний механизм желания решить проблему (потребности). Однако ребенок понимает, что без новых специальных знаний это ему не удастся (способности), и он принимает решение, и добывает эти знания (сознание и воля), пользуясь различными средствами: рассказом педагога, интернетом, дополнительной литературой, видеофильмом, обсуждением с друзьями по объединению и т. д.

На поисковом этапе необходимо ребенка вначале учить выстроить алгоритм деятельности при решении задач творческого или проблемного характера. Важно научить детей находить нужную информацию, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, а также строить свое решение в устной и письменной речи, осуществлять сотрудничество при коллективной работе в объединении. Факторы, способствующие творческой самореализации детей на занятиях: периодическая организация коллективно-индивидуальной творческой мыследеятельности и других видов деятельности на пределе их сил и способностей, постепенное увеличение проблемности и трудности задач и заданий, специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации, создание для учащихся ситуаций успеха на занятиях. Саморазвитию способствует также организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений детей.

Немаловажное значение для создания развивающей среды имеет рефлексивное пространство  (в основе саморазвития лежит именно рефлексия), в котором ребенок анализирует процесс и результат поисковой деятельности, дает оценку своим собственным мыслям, переживаниям и действиям, размышляет о своих дальнейших перспективах развития.

Применение технологий саморазвития человека К. Я. Вазиной помогает достичь положительных результатов обучения. Дети учатся самостоятельно ставить цели, формулировать проблему, определить зону поиска и средства для решения проблемы. Педагоги и родители учащихся отмечают, что энциклопедии и словари стали «настольными» книгами детей и постоянно используются при выполнении домашних заданий, учащиеся часто прибегают к услугам Интернет.

Использование технологии КИМ на занятиях методического объединения самих педагогов позволяет привлечь их внимание к актуальным проблемам организации дополнительного образования детей, осознанию необходимости перестройки отношений, применению инновационных технологий в работе с современными детьми, а также организовать коллективный поиск и разработку новых методик и технологий. Так на основе изучения общественно-политической, психологической и педагогической литературы была разработана композиция устного выступления (речи) педагога, которая имеет немаловажное значение в создании и организации целевого пространства. Например, вступительная часть речи педагога состоит из следующих элементов:

1 элемент речи - зачин. Назначение элемента - подготовить детей к восприятию выступления. Целевые действия - завладеть вниманием детей, удивить, возбудить интерес, вызвать их доверие. Приемы и средства: что-нибудь удивительное, интересный случай, факт, ссылка на известные источники информации, юмор, проблемный вопрос, приятная неожиданность.

2 элемент речи - завязка мысли.  Назначение элемента - поставить проблему. Действия воспитателя - показать актуальность темы, выявить противоречия, объяснить тезис, заинтриговать новым. Приемы и средства: прием сопереживания, парадоксальная ситуация, контрастное положение, драма идей и людей.

3 элемент речи - план. Назначение элемента - донести план. Целевые действия - обеспечить понимание цели выступления, озадачить детей. Приемы и средства: обращение к интересам и потребностям детей, краткое описание главной цели и содержания выступления, ссылка на задачи Центра или объединения и т.д.

Одна из форм КИМ, применяемых в ЦДТ, - консультации ученых и преподавателей вузов и ссузов в процессе разработки образовательных программ, подготовки и проведения научно-методических семинаров и научно-практических конференций. Отдел декоративно-прикладного и технического творчества сотрудничает с кафедрами инженерно-технологического факультета филиала КФУ в г. Елабуга, краеведческий отдел - с кафедрами факультета истории и юриспруденции филиала, хореографические и вокальные объединения - с коллективом Елабужского училища культуры и искусств  и т.д.

Результатом проводимой работы являются участие в грантах, конкурсах, научно-практических конференциях и региональная научно-практическая конференция «Организация образовательного пространства по саморазвитию учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей», проведенная нами в мае 2012 года, где опытом работы по этой теме поделились также педагоги гг. Елабуги, Нижнекамска, Агрыза, Набережных Челнов и Удмуртии.

ЦДТ занял 3 место в Открытом региональном конкурсе учреждений дополнительного образования «Звезды будущего», организованного Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО, в номинации «Лучшее УДОД», а в номинации «Лучший руководитель УДОД» - 1 место. Проект «Менделеевский сувенир» выиграл грант в республиканском конкурсе.

На основе проведенной работы мы пришли к выводу о том, что образовательное учреждение, являясь искусственно-естественной средой жизнедеятельности детей, должно быть смоделировано по подобию устройства объективного мира. Поэтому основная функция Центра детского творчества - организовать развивающее пространство для каждого ребенка и педагога.

Рецензенты:

Валеева Роза Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Ягафарова Дамира Садиковна, доктор педагогических наук, профессор, директор Елабужского филиала ЧОУ ВПО «Академия социального образования», г. Елабуга.