Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDYING OF SATISFACTION OF TEACHERS BY QUALITY OF TRAINING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Koltyreva L.Yu. 1 Samsonenko L.S. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
Studying of satisfaction of teachers by quality of training in additional professional education. The appeal of authors to a problem of the analysis of results of studying of satisfaction of teachers answers with quality of post-degree education to a problem of professional development of pedagogical shots taking into account the social order for educational services; corresponds to professional inquiries of teachers and considers features of training of the adults, being shown that the trainee has vocational training, a certain life and professional experience, experience of educational activity; possesses initially enough high motivation to the professional development, caused possibility of the solution of professional and personal problems; seeks for application of the received knowledge and abilities in practice of pedagogical activity; shows increased requirements to quality and results of training that provides opportunity to satisfy requirements of pedagogical community in respect of professional development, to carry out marketing of the market of professional and educational services.
teacher
features of training of adults
satisfaction with quality of education
additional professional education
Введение

Российская система дополнительного профессионального образования развивается в условиях вхождения рыночных отношений в сферу профессионально-образовательных услуг. Это побуждает учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования педагогических  работников, реагировать на социально-государственный заказ и запросы профессиональных сообществ в плане повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществлять маркетинг рынка профессионально-образовательных услуг. В связи с этим важной становится задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации педагогических кадров с учётом социального заказа на образовательные услуги.

Основными тенденциями развития системы дополнительного профессионального образования выступает совершенствование спектра образовательных услуг по содержанию, формам, в соответствии с модернизационными процессами, происходящими в образовании. Соответственно, необходимо сформировать готовность педагога реагировать на изменяющиеся ориентиры профессиональной деятельности. Данный факт обусловливает необходимость гибкости в развитии системы образования взрослых, для того чтобы сам субъект имел возможность более широкого выбора в удовлетворении своих профессиональных потребностей.

Однако изучение опыта функционирования дополнительного профессионального образования показывает, что в нём возможно преобладание традиционной ориентации на узкопрофессиональный подход, снижение внимания на собственно педагогическую составляющую. Массово-типовой характер дополнительного профессионального образования не всегда в полной мере удовлетворяет личностно-профессиональные потребности педагогических работников в повышении квалификации. В свете вышесказанного определяется необходимость изучения удовлетворенности педагогов качеством обучения в процессе повышения квалификации, по результатам которого осуществляются  системные обновления в постдипломном образовании.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Изучение удовлетворенности педагогов качеством обучения в дополнительном профессиональном образовании».

Цель исследования: изучить особенности удовлетворенности педагогов качеством обучения в дополнительном профессиональном образовании.

Методологическую основу исследования представляет андрагогический подход, раскрытый в трудах Т. Г. Браже [1], С. Г. Вершловского [2], М. Т. Громковой [3], С. И. Змеёва [4], И. А. Колесниковой.[6]. При изучении удовлетворенности педагогов качеством постдипломного образования данный подход обусловлен спецификой обучения взрослых людей и положением, что андрагогика - «отрасль педагогической науки, охватывающая совокупность идей, представлений, взглядов на цели, содержание, технологию воспитания, обучения и образования взрослых и изучающая их закономерности» [8, с. 18], создающая теоретические и методические основы деятельности, помогающая взрослым приобрести общие профессиональные знания, освоить достижения культуры и пересмотреть жизненные принципы. Данный подход определяет содержательную, процессуальную специфику изучения удовлетворенности педагогов качеством постдипломного образования.

Анализ исследований позволил сформулировать следующие характеристики взрослых обучающихся, значимые при организации дополнительного профессионального образования: наличие профессиональной подготовки и специальности, определённого жизненного и профессионального опыта, опыта учебной деятельности; изначально достаточно высокая мотивация к повышению квалификации, обусловленная возможностью решения профессиональных и личных проблем; стремление к применению полученных знаний и умений в практике педагогической деятельности; предъявление повышенных требований к качеству и результатам обучения.

Обозначенные особенности образования взрослых учитываются в процессе повышения квалификации педагогов в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета. Осуществление андрагогического подхода в ИПКиППРО включает реализацию аналитического, информационного, консультативного, тренингового, самообразовательного направлений, обеспечивающих индивидуальную направленность процесса обучения педагогов.

Рассмотрим сущность данных направлений.

Аналитическое направление подразумевает психолого-педагогическое исследование, выявление потребностей, возраста педагогов, стажа профессиональной деятельности. Необходимым является диагностика общих и частных проблем в профессиональном развитии педагога, подготовка психолого-педагогического заключения и рекомендаций слушателям курсов для разработки самообразовательного проекта.

Данное направление реализуется через следующие мероприятия: изучение социального заказа, диагностика сформированности профессиональной компетентности педагога и определение пути дальнейшего её формирования, с целью оценки эффективности процесса повышения квалификации в процессе курсовой подготовки; изучение профессиональных потребностей слушателей с целью осуществления индивидуального подхода, планирования индивидуального образовательного маршрута педагога.

Информационное направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение педагога информацией и знаниями, необходимыми для поддержания его актуального уровня профессиональной компетентности.

В процессе информационного обмена значимым является учёт требований к информации, предъявляемой андрагогом: полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, структурированность, специфичность, своевременность и непрерывность информации [7].

Большие возможности в развитии обучаемого как субъекта самостоятельного отбора информации имеют информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий позволяет активно использовать элементы дистанционного обучения при поддержании актуального уровня профессиональной компетентности педагога в дополнительном профессиональном образовании.

Консультативное направление предполагает взаимодействие андрагога с группой педагогов, включающее консультирование слушателя курсов по вопросам осуществления педагогической деятельности с целью реализации индивидуального подхода в учреждении дополнительного профессионального образования; консультирование по конкретным профессиональным затруднениям, возникающим в процессе поддержания актуального уровня компетентности с целью повышения его эффективности.

В процессе повышения квалификации консультации являются одним из распространенных видов учебных занятий. Вместе с тем, анализ исследований в области дополнительного профессионального педагогического образования, а также учебно-методических материалов показывает, что консультационная деятельность, консультирование как процесс и технология, хотя и относится к практике, достаточно известной в образовании, но в изменяющемся повышении квалификации педагогов, обеспечивающем не только функционирование образования, но и его развитие, по существу, только осваивается [9].

Тренинговое направление. «Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя» [5, с. 357].

Эффективность проведения тренинга при поддержании актуального уровня профессиональной компетентности педагога в дополнительном профессиональном образовании обоснована следующим: групповой опыт противодействует отчуждению, которое может быть формой психологической защиты при столкновении с проблемой; общение в процессе занятий помогает получить позитивный опыт и поддержку от людей со сходными затруднениями; участники могут идентифицировать себя с другими, проигрывать «роли» другого человека для лучшего понимания себя, своих возможностей; взаимодействие в группе создаёт напряжение, которое помогает прояснить профессиональные затруднения каждого; группа облегчает процессы самораскрытия, самопознания, саморазвития.

Самообразовательное направление включает в себя углубление специальной подготовки, совершенствование психолого-педагогических знаний, обновление методической подготовки педагога по проблеме поддержания актуального уровня профессиональной компетентности. В основе этого процесса лежат: неудовлетворённость педагогом сформированностью своей профессиональной компетентности и, как следствие, потребность повышения её уровня; сформированность умений педагога в организации самостоятельной образовательной деятельности.

Самообразование педагога имеет индивидуальные и групповые формы: участие в работе методического объединения образовательного учреждения; консультации в методических кабинетах; участие в разнообразных семинарах, курсах, лекториях, творческих группах; посещение образовательных учреждений и клубов молодых педагогов; участие в фестивалях и конкурсах педагогического мастерства; работа педагога по личным планам самонаблюдений, согласованным с андрагогом в курсовой период.

Благодаря осуществлению андрагогического подхода в дополнительном профессиональном образовании  появляется возможность реализовать индивидуализацию обучения через индивидуальное сопровождение процесса написания выпускных работ (обобщение педагогического опыта, групповая презентация, практико-ориентированный проект, педагогическое исследование). Среди важных особенностей осуществления данного подхода можно выделить следующие: оказание каждому педагогу индивидуальной педагогической помощи; учет и преодоление индивидуальных пробелов в профессиональных знаниях; учет и преодоление недостатков методической помощи педагогу; оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности.

Представим опыт изучения удовлетворенности педагогов обучением, организованного с учетом обозначенных особенностей образования взрослых людей и направлений осуществления андрагогического подхода, обобщенный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования».

Было опрошено 88 педагогов дошкольного образования, прошедших обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации (72 часа). Для изучения удовлетворенности педагогов обучением была использована анкета слушателя Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования кафедры социально-педагогических измерений. Рассмотрим анализ результатов анкетирования слушателей.

В целом полученные данные по удовлетворённости слушателей обучением на курсах можно считать позитивными. Вполне удовлетворены - 34,1 % обучаемых, скорее удовлетворены - 64,8 %, лишь 1,1 % респондентов скорее не удовлетворён обучением.

Система межличностных отношений на курсах также отмечена слушателями как благоприятная. Так, удовлетворённость психологической комфортностью, психологическим климатом  отмечена как высокая, полная - 72,7 % педагогов, средняя, неполная - 27,3 %; удовлетворённость условиями для неформального общения между обучающимися - высокая - 70,5 %, средняя, неполная  - 29,5 %; партнёрским стилем отношений между преподавателем и обучающимся - высокая - 75 %, средняя, неполная - 25 % опрошенных.

Однако показатели удовлетворённости совместной деятельностью преподавателей и слушателей по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения немного ниже. Так, высокую, полную удовлетворённость по данному показателю отметили 56,9 % педагогов, у 42 % - средняя, неполная удовлетворённость; 1,1 % опрошенных затруднились её оценить. Вероятно, слушатели курсов испытали некоторый недостаток в совместной деятельность преподавателей и слушателей по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Возможно, краткосрочность курсов не позволила в полной мере реализовать обозначенную деятельность, либо вероятна относительно пассивная позиция обучаемых, ожидания слушателей получить готовые «рецепты» от преподавателей в рамках обозначенной проблемы.

Результаты показывают, что педагоги ДОУ в большинстве оценивают новизну курса как среднюю (67,5 %). 37,5 % - оценили материал как существенно новый. Можно предположить, что педагоги имели некоторый уровень знакомства с предложенным материалом, возможно, уже работают по проблеме внедрения ФГТ в своем регионе. Содержание курса дает возможность систематизировать и углубить уже имеющиеся знания, актуализировать и обновить информацию по проблеме модернизации дошкольного образования.

Анализ влияния курсов на профессиональные качества показывает, что наиболее существенные изменения педагоги почувствовали в мотивации к профессиональному росту (62,5 %) и рефлексивности (60,2 %). Примерно равное количество человек отметили существенные изменения в креативности, установке на творчество, инновационность (51,1 %), навыках оценки собственной профессиональной деятельности и навыках эффективного самообразования (по 52,3 %). Существенные изменения коммуникативности и толерантности отметили меньшее количество человек (46,6 % и 48,9 % соответственно). Можно сделать вывод, что в целом содержание курса обладает значительными возможностями позитивного влияния на профессионально и личностное развитие педагогов. В привычных условиях жизни и профессиональной деятельности требуются значительные временные затраты и усилия для подобных изменений.

Также было отмечено отсутствие изменений в развитии коммуникативности (2,3 %), толерантности (1,1 %) и навыках оценки собственной профессиональной деятельности (1,1 %). Такие ответы могут быть связаны с наличием четких представлений о себе и, при адекватном оценивании содержание курса, осознанием отсутствия каких-либо изменений. Возможно, такой результат объясняется негативным состоянием участников анкетирования или недостаточно сформированными навыками анализа уровня развития собственных качеств.

Среди форм интерактивного обучения наиболее продуктивными для повышения квалификации педагоги назвали дискуссии, круглые столы (59,1 %), ролевые игры (52,3 %), творческие мастерские (51,1 %). Можно сделать вывод, что педагоги нуждаются в более широких возможностях для обмена опытом, обсуждения своих проблем. Наименьший интерес вызвали учебный эксперимент (10,2 %) и мозговой штурм (21,6 %).

Анализируя замечания и пожелания слушателей, необходимо отметить высказывания благодарности преподавателям за логически выстроенный при достаточной содержательности материал, пожелания увеличения продолжительности курсовой подготовки по данной проблеме. Отмечен как позитивный опыт педагогов дошкольного образования г. Орска.

При общей благоприятной оценке курса можно выделить следующие позиции, вызывающие неудовлетворенность педагогов: недостаточный объем практической деятельности; недостаточное представление опыта деятельности стажерских площадок и возможностей приобретения опыта реализации новых психолого-педагогических технологий при организации НОД; недостаточно консультативной поддержки при разработке программы развития ДОУ и дополнительных образовательных программ.

Причинами подобных затруднений, по нашему мнению, являются: объективные факторы среды (отсутствие опыта у преподавателей и методистов организации подобного обучения; краткосрочность курсовой подготовки, организационные возможности ДОУ (стажерских площадок) при принятии слушателей на своей базе для представления опыта); несогласованность ожиданий и запросов слушателей и целей курсовой подготовки; недостаточная психолого-педагогическая и методическая готовность преподавательского состава в реализации индивидуальных запросов педагогов.

По итогам изучения удовлетворенности педагогов были разработаны рекомендации. Так, преподавателям рекомендовалось: провести коррекцию и уточнение содержания модулей и тем программы курсов с учетом индивидуальных запросов и пожеланий слушателей; уточнить возможности увеличения практических занятий и стажерских практик в рамках данной программы обучения; проанализировать распределение времени для консультативной деятельности, с целью обеспечения достаточной поддержки и сопровождения педагогов в период курсовой подготовки. Администрации рекомендовалось усилить контроль над деятельностью преподавателей по коррекции учебных программ и организации консультативного процесса.

Проведенное исследование открывает новые перспективы изучения проблемы, связанные с выявлением особенностей удовлетворенности качеством постдипломного образования педагогов различных специальностей, исследованием взаимообусловленности готовности андрагога к профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности качеством постдипломного образования педагогов.

Рецензенты:

Тавстуха Ольга Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Болотова Марина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.