Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

«ENTREPRENEURSHIP: IMPROVING THE DEVELOPMENT MECHANISM»

Stukova I.V. 1 Akimova E.N. 1
1 Mari institute of agricultural personnel retraining
The paper touches upon a problem of improving the development mechanism for entrepreneurs in the Republic of Mari El. The authors consider the evolution of the study of entrepreneurship, highlight its role and prove the importance of the scientific contribution made by Russian scholars into its development. The paper analyses the current state of small and medium-sized business in the republic and considers the structure of their organizations. The authors dwell on the agrarian sphere while giving the trends of farm activity within 2002 and 2010 and mark out the factors restraining the development of business in the region. However, the authors highlight the necessity of state sup-port and single out such of its forms as financial one, concessional lending, insurance and taxation; the provision of government orders for the production and delivery of some products; in-formational and educational ones. The authors also list legal documents and elements of infra-structure for the development of entrepreneurship; consider their functions and define their importance in the process of implementing the measures aimed at the support of small businesses, especially in the countryside, and single out the conditions for its continuous development.
social and economic efficiency.
improvement of small business infrastructure
conditions for agricultural development
state support
regional development
entrepreneurship

Малый бизнес является одним из ключевых элементов современной экономической системы, сочетая разные формы собственности и хозяйствования, отвечая, таким образом, общемировым тенденциям развития рыночной экономики и представляя собой сложный социально-экономический феномен.

Впервые «экономический человек» в политической экономии появился в качестве предпринимателя, и первоначально проблема предпринимательства была поставлена как проблема объяснения источников экономического роста и природы прибыли. С тех пор сформировалось несколько принципиально различных подходов к предпринимательской функции. Первая трактовка господствует в трудах классиков политэкономии Ф. Кэне, А. Смита, видевших в предпринимателе собственника капитала. При этом у Ж. Тюрго, а позднее у немецких историков В. Рошера и Б. Гильднбранда, он не только управляет своим капиталом, но и совмещает собственнические функции с личным производительным трудом. Позднее предприниматель стал рассматриваться как организатор производства. Такого взгляда придерживались Ж. Б. Сэй и Дж. С. Милль. Определение предпринимателя как менеджера утверждается в работах А. Маршалла, Л. Вальраса, Ф. Визера. С тех пор нейтральность по отношению к обладанию собственностью становится обычным элементом большинства теорий предпринимательства – классических (Й. Шумпетер) и современных (А. Коул, П. Друкер) [5].

Отечественная экономическая наука советского периода если и рассматривала проблемы развития предпринимательства, то исключительно в связи с критикой различных буржуазных теорий. В русской культуре традиции частного предпринимательства формировались и развивались со времен правления князя Рюрика (IX в.). Русская мысль отчетливо прослеживается в первом своде законов Русская Правда (1072 г.), документах русских князей, Домострое (XVIII в.), произведениях Ф. Аквинского, A. Л. Ордин-Нащокина, И. Г. Посошкова, В. Н. Татищева, В. А. Кокорева, И. К. Бабста, А. И. Чупрова, И. В. Вернадского, В. П. Безобразова, М. И. Туган-Барановского, A. B. Чаянова и многих других. Вклад этих ученых велик и высоко оценен отечественными исследователями.

В настоящее время развитие малого предпринимательства – один из факторов, влияющих на повышение социально-экономического уровня субъекта, что выражается в том, что: происходит повышение экономических показателей; развивается конкурентная среда; увеличивается количество налоговых взносов и доходы людей, повышается их культурный уровень; усиливается инвестиционная и инновационная активность субъектов экономики; создаются дополнительные рабочие места, обеспечивая занятость и самозанятость населения; повышается качество жизни.

Особое значение предпринимательство имеет для развития регионов, раскрывая и используя ресурсы которых, реализует потенциальные возможности для повышения их социально-экономической эффективности. Анализируя данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, можно сказать, что динамика показателей экономических субъектов малого и среднего бизнеса по сферам деятельности различна. Основная доля в структуре данных организаций принадлежит предприятиям обрабатывающей промышленности, что обусловлено наличием лесных ресурсов. Вторую позицию занимают предприятия торговли, и третью – организации, реализующие операции с недвижимостью (подтверждая активное социальное развитие региона) [4].

Отдельно нужно сказать о современном состоянии предпринимательства на селе. В структуре малых предприятий сельскохозяйственные организации занимают лишь 3,6 %, но значение их в развитии экономики региона довольно весомое [3]. Динамика показателей функционирования организаций малого бизнеса на селе приведена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей деятельности малого агробизнеса в Республике Марий Эл

Наименование показателя

Годы

В среднем за 2002–2010 гг.

2002

2010

Посевные площади сельскохозяйственных культур, тыс. га

11,8

16,5

12,3

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, тыс. т

5,0

4,3

6,8

Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства зерновых и зернобобовых, %

1,9

4,3

ув. в 2 раза

Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га

10,4

8,5

11,8

Валовой сбор картофеля, тыс. т

4,6

7,3

9,3

Валовой сбор овощей, тыс. т

2,5

19,5

10,8

Реализовано на убой скота и птицы (в убойной массе), тыс. т

0,1

0,3

0,2

Удельный вес КФХ в общем объеме производства мяса скота и птицы (в убойной массе), %

0,2

0,6

ув. на 4 п.

Производство молока, тыс. т

1,3

2,2

9,5

Удельный вес КФХ в общем объеме производства молока, %

0,5

1,0

ув. в 2 раз

Удельный вес КФХ в общем объеме производства яиц, %

0,1

0,8

ув. в 8 раз

Согласно данным таблицы 1, видно, что за последние годы организации малого бизнеса на селе повысили свою производительность, расширили сферы деятельности и, что особенно важно, повысили качество производимой продукции. Но тем не менее ориентация сельского населения на организацию собственного дела в отрасли остается низкой, что объясняется и отсутствием первоначального капитала, и нехваткой необходимых знаний, неразвитостью рыночного менталитета и другими причинами.

Всестороннее исследование развития АПК и сельского хозяйства республики в условиях возрождения мелкотоварного производства свидетельствует об активной его поддержке государством. При этом используются такие формы, как: финансовая (предоставление гарантий по обязательствам малого бизнеса, предоставление субсидий); льготные кредитование, страхование и налогообложение; предоставление на конкурсной основе госзаказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд; информационная поддержка по организации и ведению деятельности; образовательная (обучение и переподготовка кадров).

Поэтому для агросферы разработаны и действуют федеральные и региональные целевые программы, а также в полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего бизнеса входит создание условий для его развития, в том числе:

  1. формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
  2. анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его совершенствованию, прогнозирование развития указанного направления на территориях муниципальных образований;
  3. формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее функционирования;
  4. содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
  5. образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В республике действуют следующие нормативно-правовые акты, закрепляющие право малых предприятий на получение государственной поддержки:

  • Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г . № 88-ФЗ;
  • Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22.01.1996 № 23 «О мерах по поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл» (вместе с «Временным положением об использовании средств республиканского фонда поддержки малого предпринимательства, «Проектом программы формирования системы обеспечения кредитных ресурсов, предоставляемых субъектам малого предпринимательства (программа “Гарантия”»);
  • Приказ Минэкономразвития России № 227 от 20 мая 2011 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»;
  • Приказ Минэкономразвития №59 от 16.02.2010 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»;
  • Приказ №545 «О внесении изменений в приказ минэкономразвития России от 30 января 2009 г. №31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»;
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Республиканская целевая программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Республике Марий Эл на 2011–2015 годы»;
  • Приказ минэкономразвития 25 апреля 2008 г. №119 «О мерах по реализации в 2008 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства»;
  • Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2012–2016 годы».

Особую значимость для развития предпринимательства в регионе приобретает организация его поддержки и совершенствование инфраструктуры, к которой относятся:

  • Правительство Республики Марий Эл;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл;
  • ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (Марийский филиал);
  • АНО «Бизнес-инкубатор» Республики Марий Эл;
  • ФГБОУ ДПОС «Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса»;
  • Республиканский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (http://www.fond12.ru/);
  • Департамент занятости населения Республики Марий Эл;
  • Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл;
  • прочие организации, являющиеся элементами инфраструктуры.

В 2011 г. Правительством республики были предоставлены гранты предприятиям малого бизнеса в виде субсидий, размер которых определялся из затрат на приобретение оборудования (за исключением легкового автотранспорта). При стоимости оборудования до 500 тыс. руб. – возмещено до 10 % понесенных затрат, свыше 500 тыс. до 1 млн руб. – 15 %, более 1 млн – 20 %. Максимальная сумма бюджетной субсидии на одного получателя гранта составила 1 млн руб. В этом же году в рамках развития системы гарантийного обеспечения фондом предоставлено 40 поручительств на сумму 68,3 млн руб., и оказавших содействие субъектам малого и среднего бизнеса в привлечении кредитных ресурсов на 180,2 млн руб.; в рамках микрокредитования выдан 191 займ на сумму 47,6 млн руб. Грантовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства приведена на рис. 1.

Рис.1. Грантовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

На 2012 г. установленный лимит поручительств (гарантий) на банки-партнеры фонда составляет 300,0 млн рублей.

Финансовую поддержку малого агробизнеса на селе осуществляет Россельхозбанк, оказывая такие услуги, как кредитование, финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов на цели предоставления займов своим членам – субъектам малого предпринимательства и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Кредиты на текущие цели предоставляются на приобретение кормов, удобрений, оплату страховых премий и др. В рамках данного вида услуги на инвестиционные цели банком выдаются кредиты на финансирование расходов, связанных со строительством, реконструкцией, модернизацией производств, приобретение транспорта, оборудования, сельскохозяйственных животных, внедрение инноваций в различные отрасли сельского хозяйства. Заемщики, получающие кредиты, имеют возможность воспользоваться господдержкой в виде субсидирования части затрат по уплате процентов по привлекаемым кредитам (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 90 от 04.02.2009).

В данный момент особо поддерживаются семейные молочные фермы как направление государственной аграрной политики, решая вопросы продовольственной безопасности. Механизм субсидирования затрат, связанных с выплатой процентов по кредитам за счет государственного бюджета, предусматривает, что 100 % ставки рефинансирования Центрального банка субсидируется за счет средств федерального бюджета, а 3 % сверх ставки рефинансирования субсидируются за счет средств региональных бюджетов. Для них действует Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.

Службой занятости населения республики реализуется программа повышения уровня самозанятости населения, где важным фактором, способствующим развитию малого бизнеса, является выделение субсидии на предпринимательскую деятельность в размере 58800 руб. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» Правительством республики разработана Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

В 2011 г. в мероприятиях по организации самозанятости безработных граждан в рамках Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в республике приняли участие 1411 безработных граждан, в т.ч. 1107 чел. организовали предпринимательскую деятельность. Всего за 2009–2011 гг. профинансировано создание 305 дополнительных рабочих мест.

Но, несмотря на положительную динамику показателей и развитие предпринимательства в целом по Республике Марий Эл, можно выделить факторы, сдерживающие его динамичное развитие. К ним относятся:

  • удорожание тарифов на услуги естественных монополий (энерго-, теплоносители и др.);
  • высокие процентные ставки на кредитные ресурсы, предоставляемые банковским сектором;
  • недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий;
  • повышение размеров тарифов страховых взносов [6,7].

В заключение можно сказать, что создание условий для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса, особенно в сельской местности, позволит добиться увеличения его вклада в экономику в целом, достижения прогнозных показателей как бизнеса, так и региона; увеличения налоговых поступлений в доходную часть бюджетов территориальных образований, создать дополнительные рабочие места, т.е. повысить уровень социально-экономической эффективности.

Рецензенты:

Смирнов Анатолий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», заведующий кафедрой «Менеджмент и региональная экономика», г. Йошкар-Ола.

Бурков Алексей Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Моделирование экономических процессов» ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.