Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REVIVAL OF VALUES OF MOTHERHOOD IN RUSSIA: FROM THEORY TO PRACTICE

Romanov V.A. 1 Pazukhina S.V. 1
1 FGBOU VPO Tula State Pedagogical University them. LN thick
On the basis of analysis of scientific and psychological and educational literature shows that the value in today´s Russia should be considered inseparable from the development of the individual in accordance with the ideals of the society, its culture and in addressing socio-cultural issues, which are determined by the course of historical development. With this basic information about the formation of the value of motherhood in the younger generation shows mechanisms of the modern Russian family and its educational potential, the specific impact of the value of motherhood on personality development preschooler, student, teenager, preparing young people for a future independent family life.
value.
the younger generation
education
motherhood
culture identity
the ideals of society
demography
Сложная демографическая ситуация и противоречивость жизненных ценностных приоритетов молодого поколения россиян, о которых говорят сегодня руководство страны и ученое сообщество, особенно ярко отражается на формировании отношения молодежи к семье в целом и материнству в частности. Рассогласование формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации приводит к обострению психических и социальных болезней, таких как наркомания, токсикомания, алкоголизм, бродяжничество и др., а также росту жестокости и агрессивности в молодежной среде.

Возрастание общественного интереса к феномену материнства определяется, по мнению Е. В. Шамариной, тем, что утрачена смысловая глубина в понимании и принятии материнства как ценности. В этих условиях происходит снижение и размывание ценностных ориентаций молодежи в отношении семейных и репродуктивных функций. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т.д.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в нашем обществе; ослабление ценностных ориентаций на брак и семью на уровне государственной политики; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.

В новых социально-экономических условиях при ослаблении внешних форм контроля за поведением решающее значение приобретают внутренние стимулы и регуляторы поведения человека: ценности, мотивы, потребности, цели, идеалы и др. Именно в них нужно искать резервы развития личности и ее социальной активности.

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Роль матери и отца вырабатывается у человека в течение жизни, качество же этих проявлений, их социальные и психолого-педагогические последствия имеют для дошкольника, школьника, юноши непреходящее значение.

Данное положение определяет важность и необходимость изучения внутреннего потенциала личности, психологических факторов возрождения ценности материнства, т.к. психологическая готовность к материнству была и остается малоизученной областью отечественной науки.

Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения России. Демографическая ситуация в нашей стране достаточно сложна и противоречива, поэтому не случайно этому вопросу в последнее время уделяется достаточно много внимания на всех уровнях, ведь налицо противоречия, связанные с падением рождаемости, огромным числом распадающихся молодых семей, с одной стороны, и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, случаев жестокого обращения с ребенком и матерью (женщиной), с другой (А. В. Артюхов).

Со школьной скамьи нам известно, что в советской России женщина ценилась, прежде всего, как передовая работница. Существовало почетное звание «Мать-героиня», однако домашний труд не считался работой. Девочку с ранних лет ориентировали на примерное поведение, хорошую учебу, затем - на выбор профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни предполагалось, но оно воспринималось как сопутствующее успехам в труде. В наше время стало поощряться стремление женщины к самореализации, к достижению ею независимости, карьерного роста. В сознании современных девушек бытуют установки, что сначала нужно добиться профессиональных успехов, а уже затем, лет в 35, заводить семью и ребенка. В то же время мужчины не берут на себя ответственность за семью, предпочитая пробные гражданские браки, в которых женщины, как правило, боятся заводить детей.

С повышением уровня образованности и профессионального статуса у женщин изменяются критерии выбора партнера. В результате успешные бизнес-леди и молодые начальницы как правило не могут найти подходящую кандидатуру в мужья, оставаясь одинокими. Некоторые из них в возрасте за 40 решаются завести ребенка без мужа. Однако к этому периоду накапливаются биологические изменения в организме женщины, болезни, ребенок рождается и воспитывается в неполной семье с соответствующими последствиями.

Ведущую роль ценностных ориентаций и отношений личности в организации поведения человека, принятия решения, направления и стимуляции его к определенной цели подчеркивают отечественные ученые Г. М. Андреева, Л. И. Божович, В. В. Бойко, B. C. Братусь, Б. И. Додонов, Б. В. Зейгарник, А. Н. Елизаров, С. И. Ковалев, И. С. Кон, О. Р. Кунц, Д. А. Леонтьев, С. В. Пазухина и др. Огромную роль в формировании личности как носителя социальных, культурных и этических ценностей, несомненно, играет семья.

Изучению социально-психологических и педагогических аспектов семейно-брачных отношений посвящены работы А. Н. Волковой, Т. А. Гурко, Г. В. Новиковой, И. Я. Соловьева, Т. М. Трапезниковой, З. А. Янковой и др.

Ученые называют целый ряд негативных явлений, указывающих на кризис института российской семьи в целом. К их числу относятся высокий уровень разводов, рост числа незарегистрированных гражданских браков, появление значительного числа матерей-одиночек, изменение функций отцовства и материнства, наличие большого числа кризисных семей, передающих негативный семейный опыт подрастающему поколению и пр. (Ю. Е. Алешина, А. И. Антонов, К. Н. Белогай, А. С. Волович, В. М. Медков и др.).

Одним из серьезных проявлений кризиса семьи является снижение ценности материнства. Чувство материнства не является врожденным. Ученые установили, что оно развивается у женщины прижизненно в процессе обучения и воспитания. Его можно формировать, а можно подавлять, задавая в качестве наиболее значимых другие ориентиры (О. В. Баженова, С. В. Трушкина и др.).

В связи с этим представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования современной семьи, ее воспитательного потенциала, специфики влияния ценности материнства на развитие личности дошкольника, школьника, подростка, подготовку молодых людей к будущей семейной жизни.

Изложенные выше положения позволяют говорить о важности и актуальности такого направления исследований в области психолого-педагогической науки, как возрождение ценности материнства и его влияние на демографическую ситуацию в России.

По проблеме исследования нами было проведено исследование в Тульском регионе, по результатам которого было установлено, что в течение последних лет в области наметилась положительная тенденция изменения некоторых демографических показателей. Незначительно увеличился показатель рождаемости, отмечается снижение темпов роста смертности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Ежегодно увеличивается число браков, снижается количество разводов.

В то же время демографическая ситуация в Тульской области, как и целом по России, остается сложной - это обусловлено пока еще превышением числа умерших над родившимися, приводит к изменениям в возрастном составе населения, а низкий показатель рождаемости - к процессу демографического старения населения.

Особенностью возрастного состава населения Тульской области является неуклонный рост доли лиц старших возрастов, снижение удельного веса детей и подростков. Численность населения старше трудоспособного возраста составляет более 20 % в общей численности населения. Величина показателя смертности населения преимущественно обусловлена накоплением доли лиц старших возрастных групп, что в свою очередь за последние годы привело к росту общей заболеваемости населения и смертности.

Наряду с медицинскими факторами, влияющими на изменение демографической ситуации, большое значение для тульских семей имеет уровень благосостояния, степень социальной защищенности. Небольшой размер ежемесячного пособия на ребенка, низкая заработная плата родителей, безработица, отсутствие жилищных условий формируют отрицательное отношение к семейности и деторождаемости в частности.

Воспитание семейных ценностей начинается в семье, но более значимую роль в этом играют общественные институты. Ответственное отношение к родительству необходимо развивать, начиная с дошкольных образовательных учреждений и на протяжении периода воспитания молодежи на всех ступенях образования.

Большое воздействие на общественное сознание оказывают средства массовой информации, рекламная продукция, пропагандистские мероприятия. Задача общества - возродить ценности материнства, отцовства, детства, поднять на пьедестал многодетность, укрепить нравственность и мораль.

В процессе выявления нравственно-ценностных ориентаций студентов тульских вузов была определена следующая закономерность: девушки и юноши четко обозначают свои предпочтения, связанные с индивидуальными, личностно значимыми качествами, такими как счастье, жизнь, здоровье, гуманизм, свобода и т.д., но при этом испытывают определенные трудности при выделении общественно значимых качеств (патриотизм, альтруизм и т.д.). Для них была характерна недостаточно ярко выраженная направленность на материнство как личностно значимую ценность. Установлены отдельные достаточно устойчивые группы студентов как с позитивной, так и с негативной динамикой развития ценностных ориентаций, подтверждающие положение о том, что образовательная ситуация в вузах связана с установками на освоение профессии, осознание ее ценности и дифференцируется от курса к курсу.

В соответствии с методикой М. Рокича для определения ценностей использовались два списка, в каждом из которых были представлены по 20 ценностей - терминальных и инструментальных, с краткой расшифровкой их содержания. Терминальные ценности рассматриваются как убеждения в том, что какая-либо конечная цель индивида (с личной и общественной точек зрения) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что тот или иной образ действий является, с тех же точек зрения, предпочтительным в любых ситуациях. Сюда же мы включили и ценность «материнство».

Эти списки были составлены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных). Такой подход позволил нам выявить ценностные предпочтения студентов и определить степень соответствия в ранжировании терминальных и инструментальных ценностей. В результате анализа системы нравственных ценностей нами установлено, что высший ранг в структуре индивидуальной системы ценностей у современной молодежи занимают такие ценности, как "жизнь", "здоровье", "счастье", "честность" и "вера". Ценность "материнство" находится во втором десятке.

Имея в виду индивидуальное развитие студента, существует некоторая зависимость в структуре ценностей, хотя в обществе нет больших диспропорций. В рамках этой структуры ценностей среди ведущих не просматривается "материнство", и поэтому эта ценность находится почти на последнем месте. Такое положение дел в современных условиях свидетельствует о низком интересе студентов к вопросам, связанным с семьей. Причину, по нашему мнению, следует искать в огромной "разрегулировке" общественно политической жизни, отсутствии положительных образов семейных политиков и общественных деятелей, что в результате ведет к такому положению дел.

Материнство, которое отсутствует в индивидуальной системе ценностей студентов, основывается, главным образом, на экономической и общественной ситуации, на отношении общества к семье, что в свою очередь порождает социальную несправедливость и др.

Анализируя в целом результаты работы в этом направлении, определяющие предпочтения нравственных ценностей студентами, нельзя не заметить разность уровней предпочтений, что в педагогическом плане дает возможность принять решение о направленности индивидуальной и корпоративной системы ценностей студентов. Педагогические установки находят свой источник в углубленном диагнозе обеих систем ценностей.

Статистические данные и их обоснование, рассмотренные нами, позволяют интерпретировать предпочтения отдельных ценностей, а также построить структуру ценностей по отношению к отдельным системам.

Таким образом, мы вправе представить структуру нравственных ценностей в индивидуальной системе ценностей в следующем виде:

1. Жизнь

2. Счастье

3. Честность

4. Вера

5. Зрелость

6. Гуманизм

7. Доброжелательность

8. Здоровье

9. Свобода

10. Терпимость

11. Ответственность

12. Отвага

13. Верность

14. Материнство

15. Альтруизм

16. Сочувствие

17. Искренность

18. Патриотизм

19. Справедливость

20. Милосердие

Для изучения ценности материнства, которая представлена в сознании соответствующими ценностными ориентациями, мы использовали также опросный метод. Его целью было выявление предпочитаемого количества детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей). Выборку составили студенты разных специальностей тульских вузов. Возраст респондентов был от 18 до 20 лет. Численность выборки составила 200 человек. Анализ полученных результатов позволил выявить следующее:

Около половины (49 %) опрошенных девушек и юношей определяет идеальное количество детей в семье числом «2» (двумя разнополыми малышами). Три ребенка является идеальным количеством детей для 18 % респондентов, а 33 % считает идеальным в семье 1 ребенка. Желаемое количество детей молодежь также определяет по-разному. Для большинства (46 %) - это 2 ребенка. 30 % считает, что у них в семье должен быть 1 ребенок. 19 % опрошенных хотят иметь 3 детей. 3 % девушек (!) вообще не видят себя в качестве матерей. Менее 2 % (юноши) видят свою семью большой (4 детей и более).

Сравнительный анализ репродуктивных ориентаций тульской молодежи с общероссийскими показателями (данные А. И. Антонова) показывает, что в Тульском регионе ситуация в настоящее время уже нормализуется, по крайней мере на уровне сознания респондентов происходят значимые изменения. Соотнесение желаемого количества детей и количества детей в семье, где воспитывался каждый конкретный студент, также дает неоднозначные результаты.

В большинстве случаев (52 %) эти числа совпадают, т.е. студент, который был единственным сыном (дочерью), в своей собственной семье также хочет иметь только 1 ребенка и т.д. 33 % опрошенных хотят иметь детей больше, в основном на одного, по сравнению с родительской семьей. 15 % студентов, воспитывавшихся в семьях с 2-4 детьми, в своей собственной семье желали бы иметь только 1 ребенка или вообще не иметь детей.

Идеальный возраст для вступления в брак для мужчины студенты определяют возрастом от 22 до 30 лет; среднее значение - 25 лет. Возраст, в котором девушка должна выходить замуж, молодежь определяет в пределах от 18 до 26 лет; среднее значение - 22 года. Будущих супругов 18-20-летние студенты видят ровесниками. Разница в возрасте между супругами, по их мнению, должна составлять от 0 до 2-4 лет. Опрос людей более старшего возраста показывает, что у женщин эта тенденция сохраняется, а в ответах мужчин (возраст респондентов 40-50 лет) разрыв между идеальным возрастом вступления в брак для юношей и девушек увеличивается от 5 до 10 лет (так, идеальный возраст для вступления в брак для мужчин они указывают 30 лет, для женщин - 20). Представление о желаемом количестве детей у мужчин зрелого возраста остается прежним (2-3 ребенка), у женщин сокращается до 1.

Выработка подходов к решению проблемы формирования ценности материнства у подрастающего поколения и разработка практических рекомендаций по формированию ценности материнства у учащихся общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений осуществлялась в том числе на заседании круглого стола с приглашением представителей общественности, на занятиях проблемных групп студентов с привлечением к поиску решений изучаемой проблемы самих молодых людей.

Был выделен ряд условий, реализация которых, на наш взгляд, будет способствовать возрождению ценности материнства в России.

К первой группе были отнесены условия, направленные на формирование мотивационно-смысловой составляющей ценностного отношения к материнству, способствующие осознанию ценности материнства как важной человеческой ценности для отдельной личности и общества в целом. Реализации этих условий на практике, на наш взгляд, будет способствовать преемственность воспитательных воздействий (прямых, косвенных, на сознательном уровне и неосознанных) в образовательных учреждениях разного вида, ориентированных на возрождение и сохранение традиционных российских духовных семейных ценностей, повышение уровня психолого-педагогической культуры подрастающего поколения; постановка и обсуждение ценностно-смысловых вопросов, касающихся ценности материнства; моделирование молодыми людьми перспектив саморазвития в собственной семье как будущей матери / отца в разные периоды жизни.

Вторая группа условий ориентирована на повышение уровня развития когнитивной составляющей ценностного отношения к материнству и связана с реализацией воспитательно-образовательной составляющей, предполагающей комплексное взаимодействие всех институтов воспитания, направленное на пропаганду ценности материнства. Особая роль, на наш взгляд, здесь должна принадлежать СМИ, а также рекламе позитивных многодетных образов политических деятелей, выдающихся людей, эстрадных кумиров молодежи и пр. Также целесообразно обогащение информационного пространства в детских садах, школах, колледжах, вузах и пр. с целью увеличения объема знаний о благополучной семье, ее создании, воспитании детей.

Третья группа условий предполагает работу с поведенческо-деятельностной составляющей ценностного отношения к материнству и связана с проведением специальной организационно-массовой работы; введением в учебные планы элективных курсов, разделов или тем, ориентированных на формирование у подрастающего поколения ценности материнства в единстве с гражданской позицией и патриотическим сознанием, повышением теоретического и практического уровня подготовки молодежи к семье и браку, приобретением знаний и умений в решении семейных проблем и преодолении конфликтных ситуаций. Реализации этой группы условий также будет способствовать широкое использование форм и способов организации совместной деятельности студентов разных курсов для общения друг с другом, определения общих интересов, увлечений, выбора партнера для будущей семейной жизни и т.д.

Также для обеспечения счастливого, здорового материнства и детства мы считаем важным создание условий для укрепления и совершенствования физического состояния молодежи, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Среди материально-технических условий в нашей стране проблемными остаются: слабая стартовая материально-финансовая составляющая, нерешенность жилищных проблем молодых семей, падение качества медицинского обслуживания молодых матерей и детей, нехватка квалифицированных врачей, проблемы с очередями в дошкольные учреждения и пр.

Проведенная нами работа не исчерпала все вопросы изучаемой проблемы. Перспективы исследования возрождения ценности материнства как предпосылки улучшения демографической ситуации в России нами видятся в дальнейшем при изучении ее психолого-педагогических, технолого-методических направлений, в теоретико-дидактической разработке конкретных направлений реализации выделенных условий и др.

Рецензенты:

Маслов Сергей Ильич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», г. Калуга.

Самсонова Галина Олеговна, доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры молодежной политики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.