Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRACTICE OF CITIZENSHIP FORMATION OF THE YOUTH IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS (BASED ON THE MATERIAL OF THE FAR NORTH)

Kozhina O.V. 1 Alexandrova N. S. 1
1 PEE HPE «Vyatka Social and Economic Institute»
The paper analyzes the approaches to the formation of students’ citizenship, marks peculiarities and difficulties of the present situation. It actualizes the importance of individual civil liability, legal awareness and tolerance formation as the state interest and social order. It conveys the necessity of a special educational work for the purpose of leveling the process of alienation of modern youth to the historical-cultural heritage. The article reviews the scientific principles of making the citizenship such as organization, gradualness, complexity. The author notes that the educational work conducted in the educational institutions was recognized as ineffective, and the impact of folk arts requires special study. The choice of folk art in the formation of citizenship is well-founded. A proof of the methodology for organizing this work is given. The author offers a stepwise work on the formation of students’ citizenship. The article shows the problems and ways of working with students with the use of combination of folk arts at each stage.
Far North
folk arts
student
citizenship
Задачей современного образовательного учреждения является воспитание нравственных основ личности, способствующих формированию гражданской позиции молодого человека - будущего специалиста и гражданина. На этапе профессиональной подготовки особое значение имеют воспитательные институты, которые создаются обществом и государством для воспитания подрастающих поколений, занимаются социально-педагогическими видами оздоровления микросреды детей, юношества и молодежи. Так, О. С. Газман считает, что основными показателями сформированности гражданственности служат готовность личности быть активным, сознательным и полноценным гражданином общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные функции и обязанности [3].

На этапе укрепления российской государственности в работе с детьми, подростками и студентами важно определить, какие ценности господствуют в нашем обществе и какие должны иметь приоритет. Не случайно важнейшей задачей воспитания, как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Очевидно, что гражданское патриотическое воспитание составляет особый государственный интерес и имеет социальный заказ. Особенно остро эта проблема проявляется в условиях Крайнего Севера, на территории которого временно приезжают и проживают многочисленные народы, постоянно взаимодействуя с коренным населением.

В процессе унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенных исторических событий, происходящих в России, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия. В связи с этим значительно затрудняется межпоколенная трансмиссия и связанная с ней этническая идентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытности. Поскольку проблема формирования патриотизма молодежи является по своей сути проблемой междисциплинарной, вопрос межпоколенных отношений находит освещение в работах философов, историков, социологов, демографов, этнографов и других специалистов. По мнению учёных (Н. С. Александрова, Ш. М.-Х. Арсалиев, Е. С. Бабунова, З. А. Богатеева, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Т. С. Комарова, Т. Н. Петрова, В. Д. Путилин, М. Г. Тайчинов и др.), важным оказывается сохранение и разумное использование в воспитании всего богатства народной культуры и народного творчества [1; 2].

Несмотря на возрастающий интерес к данной проблеме, тесная взаимосвязь народного творчества и его роль в формировании гражданственности студентов ещё недостаточно оценена и изучена в современной педагогической науке. Не до конца выявлен и определен содержащийся в нем нравственный потенциал, а также не исследована его роль в формировании гражданственности студентов. Однако специальных исследований, посвященных вопросам воспитания гражданственности студентов в условиях Крайнего Севера,  крайне недостаточно.

Организуя наше исследование по формированию гражданственности студентов, мы опирались на следующие принципы:

  • принцип организованности - предполагает скоординированную, системную, регулярную работу всех важнейших элементов: образовательного учреждения, семьи, социальной среды, молодежных организаций, средств массовой информации, организации охраны общественного порядка;
  • принцип постепенности - плодотворная патриотическая работа должна проводиться постепенно, эволюционными, ненасильственными методами, но в то же время настойчиво;
  • принцип комплексности - заключается во взаимосвязи условий формирования гражданственности [4].

Разрабатывая методику экспериментального исследования, мы опирались на теоретический анализ вопроса формирования гражданственности подрастающего поколения в исторической ретроспективе, особо подчеркивая возможность его поэтапного формирования, только в этом случае процесс может рассматриваться как вполне управляемый. Мы опирались на направления, выделенные в содержании патриотического воспитания  и предложенные В. А. Сластениным: от привития любви к малой родине, к своим родным местам, к природе родного края, его историческому прошлому - к формированию бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию; воспитанию готовности к защите Родины; установление братских и дружеских отношений с представителями других стран и народов.

Построение учебно-воспитательного процесса в нашем исследовании осуществлялось с учетом этапов организации формирования гражданственности, которое позволило: интегрировать и дифференцировать содержание воспитания гражданина путем группировки познавательного материала на всех этапах обучения; применение средств народного творчества в учебно-воспитательном процессе, через который осуществляется связь с социальной действительностью.

Практика работы по формированию гражданственности в многонациональном регионе предполагала создание целенаправленного, систематизированного комплекса развивающих занятий, внеучебной деятельности и факультативной работы, которые включают материал по ознакомлению с традиционными праздниками разных народов Крайнего Севера, внедрение их в учебно-воспитательный процесс, а также проверку его эффективности. Ознакомление с народным творчеством проводилось в определенной системе, которая позволила студентам освоить основы гражданственности через народные идеи, материализованные в потешках, считалках, загадках, пословицах, поговорках, песнях, сказках, легендах, преданиях, праздниках, обрядах и т.д. народов Крайнего Севера, сформировать эмоционально-ценностное отношение к малой родине.

На протяжении тысячелетий поэтическое творчество народностей Севера занимало главенствующее место в их духовной и эстетической жизни. Духовный и эстетический опыт народа, копившийся тысячелетиями, становится движущим фактором в искусстве писателей-северян. Духом преклонения перед природой проникнуто все их словесное искусство. Современный человек в этом творческом акте коллективного создателя мифологии вправе усмотреть акт гуманизма и высокой нравственности. Стремление утвердиться на земле заставляет его одушевлять силы природы, тем самым приближая себя к ней. Отсюда такое обилие мифов и сказок о животных, в которых последние говорят, мыслят, общаются с себе подобными и с людьми, совершают поступки. Крайняя степень близости человека к природе позволяет совмещать в коллективном художественном опыте единичное и общее, отвлеченную символику с натуралистической конкретностью, наивную простоту восприятия с условностью отражения. Следовательно, изучение устного народного творчества народов Крайнего Севера позволит лучше понять его психологические особенности и объединить народы, которые временно проживают на этой Земле.

Вся работа проходила в три основных этапа: «Подготовительный», «Ознакомительный», «Демонстрационный».

«Подготовительный» этап. Целью этого этапа является краткий экскурс в специфику народного творчества народов Крайнего Севера, выявление его характерных особенностей, отличий. Помимо этого, мы решали следующие задачи: вызвать положительный эмоциональный отклик у студентов на народное творчество народов Крайнего Севера; сформировать у студентов знания о народном творчестве народов Крайнего Севера и их значении в культурной жизни народа. Для этого в ходе изучения студентами дисциплин различных циклов (История России, Литература, Обществознание, Русский язык и др.) мы включали в их содержание совокупность знаний о народном творчестве, выраженном в потешках, считалках, загадках, пословицах, поговорках, песнях, сказках, легендах, преданиях, праздниках, обрядах и т.д. народов Крайнего Севера. Кроме того, нами проводились беседы, экскурсии, просмотр народных праздников, обсуждение традиций, обычаев, обрядов народов Крайнего Севера. В частности, студенты просматривали видеозаписи с Международных фольклорных фестивалей, принимали участие в подготовке интеллектуальных игр, в которых один блок вопросов посвящен истории края, фольклору и праздникам.

«Ознакомительный» этап. Целью этого этапа было дальнейшее формирование интереса у студентов к изучению народного творчества региона, формирование знаний о средствах народного творчества, а также их особенностях, игровых приемах и технологиях воздействия. На этом этапе была реализована экспериментальная программа «Крайний Север - наш родной дом», задачами которой было: формирование у студентов знаний о педагогических функциях народного творчества, технологии их воздействия; эмоциональной отзывчивости и проявление активности в организации и проведении краеведческих мероприятий. Нами использовались следующие формы работы: занятия, экскурсии в музей прикладного искусства, беседы, поисковые задания с целью изучения и возрождения народных праздников народов Крайнего Севера, а также изучение местных особенностей, характеризующих проявления тех или иных качеств людей, населяющих эту территорию (регион).

«Демонстрационный» этап. Цель этого этапа - развитие эмоционально-эстетической отзывчивости на народные праздники, традиции и обычаи малой родины, формирование умений по участию в краеведческих мероприятиях народов Крайнего Севера. Различные формы внеучебной работы (студии, клубы, кружки) позволяли развивать у студентов эмоционально-ценностное отношение к истории и традициям народов Крайнего Севера, проявляя при этом патриотические чувства. На этом этапе студенты подключались к организации, участию и проведению народных праздников народов Крайнего Севера. Кроме того, нами была организована работа студий народного фольклора и музыкальной гостиной, в которых студенты на профессиональном уровне изучали местный фольклор, обряды и традиции. По итогам работы студий студенты представили творческий концерт-отчет «Как прекрасен наш Крайний Север».

Итак, гражданское воспитание молодежи в настоящее время является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания в нашей стране, поскольку оно формирует не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях демократического общества. Анализ государственных и общественных программ и проектов подтверждает, что на первый план вновь выдвинулась проблема такой организации образовательно-воспитательных процессов, которая обеспечивала бы полноценное формирование национального самосознания у студенчества. В связи с этим представляется важным изучение возможностей использования народного творчества в целях формирования у них гражданственности [5].

Итак, формирование гражданственности студентов можно представить как содержание процесса воспитания: «формирование» как процесс и результат изменений в личности, а «воспитание» как деятельность, направленная на реализацию этих изменений в личности в соответствии с целями воспитания.

Рецензент:

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.