Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUNCTIONS OF ANTHROPOLOGICAL APPROACH ARE IN PEDAGOGICS.

Firsova A.E. 1
1 Graduate student of department of pedagogics of FGBOU VPO the "Volgograd state socially-pedagogical university"
In the article determinations are given to the categories "approach", "methodological approach", "anthropological approach". An analysis over of opinions of home scientists is brought on the function of methodological approach in pedagogics, and also distinguished and grounded to the function of anthropological approach in pedagogics. The technique of describing the anthropological approach. So, should be highlighted: the system of ideas that are the basis of the approach and the functions that define the structure of the anthropological approach, the categorical apparatus and principles (methodological and practical). In this case, identified and described epistemological, predictive and normative praxeological function. The definition of the category of "anthropological approach", which is defined as an integrated system of ideas, human-like knowledge of the subject, performing epistemological, predictive and normative praxeological functions implemented on the conceptual-theoretical and procedural activity-level methodological approach to educational research.
approach
methodological approach
anthropological apporoach.
В последние годы все большее количество педагогов-исследователей и практиков образования обращаются к антропологическому подходу как инструменту поиска научно-педагогического знания и совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Вместе с тем эффективность таких обращений часто остается невысокой, что, как показывает наш анализ и выводы (Б.М. Бим-Бад, Г.М. Коджаспирова, В.И. Максакова), объясняется недостаточным пониманием возможностей антропологического подхода в педагогике и неполной их реализацией в педагогической науке и практике образования. Настоящая статья посвящена обоснованию функций антропологического подхода в педагогике. На основе анализа категорий «подход», «методологический подход» с учетом теоретических положений философской и педагогической антропологии мы полагаем возможным выявить специфику использования данного подхода в педагогике.

Наше обращение к работам И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, В.С. Бобрышова [1, с. 74; 2, с. 45] позволило сделать вывод о том, что «подход» в педагогике трактуется как «точка зрения, с которой рассматривается объект изучения, а также как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования». В истории педагогики подход задает модель авторского видения, понимания и интерпретации явлений, фактов и событий, определяя угол взгляда на логику и этапы развития историко-педагогического процесса, регламентирует отбор и интерпретацию фактологического материала, закладывая аксиологические параметры оценки изучаемых фактов и явлений.

Понятие подхода применимо к самым различным уровням методологического анализа и, следовательно, заключает в себе весьма широкое методологическое содержание. В одних случаях подход полностью исчерпывается стратегическим принципом или их совокупностью, в других - подход подразумевает мировоззренческую позицию, а в третьих - применение определенного подхода предполагает еще и одновременное применение набора процедур и приемов. Так, в результате анализа работ исследователей по педагогике (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Г.К. Селевко), чтобы описать антропологический подход, необходимо: сначала выделить систему идей, лежащих в его основе (включая становление данного подхода в педагогике); определить его функции, которые определяют структуру антропологического подхода; представить категориально-понятийный аппарат; выделить принципы, причем сначала методологические, а затем принципы в осуществлении образовательной деятельности (практические). Учитывая вышесказанное, мы понимаем методологический подход как мировоззренческую позицию исследования, включающую набор теоретических (методологических) и практических принципов его реализации, следовательно, антропологический подход выступает мировоззренческой позицией исследования, которая реализуется в системе методологических и практических принципов исследования, конкретизация которых возможна через призму системно-функционального подхода.

Под функцией понимается связь какого-либо компонента с системой, его назначение, роль в этой системе [3, с. 57]. Соответственно, значение антропологического подхода наиболее полно раскрывают его функции в теории педагогики и практике образования. Анализ исследований по проблеме функций методологических подходов показывает, что ученые (Н.В. Ипполитова, В.С. Бобрышов) [4, с. 9-15] выделяют следующие общие функции методологических подходов в педагогическом знании: философско-нормативную, когнитивно-прогностическую, конструктивно-праксиологическую, научно-мировоззренческую, концептуализации, технологизации и др.

В представленных классификациях, посвященных методологических подходам, авторы так или иначе выделяют основные функции, которые сводятся к теоретической, прогностической и практической функциям в разных вариациях их обозначений. Однако в работах В.С. Бобрышова и Н.В. Ипполитовой не выделена ведущая, системообразующая функция, которая центрирует вокруг себя все остальные и устанавливает логику их реализации. Основная функция оказывается связанной со всеми остальными, в то время как связь между не основными функциями не всегда присутствует [5, с. 147]. Учитывая вышесказанное, нами были выделены и уточнены гносеологическая, прогностическая и нормативно-праксиологическая функции методологического подхода, применительно к антропологическому подходу как методологическому основанию педагогического исследования.

Гносеологическая функция (от греч. gnosis - знание, logos - учение) антропологического подхода в самом общем понимании имеет целью познание окружающей действительности. В современном педагогическом знании эта функция является ведущей и определяет выбор методов исследования и деятельности. Любое познание отличается собственной логикой, и, избирая ее, исследователь осознанно или неосознанно проходит весь путь познания от ощущения до выявления закономерностей.

Реализуя данную функцию в педагогическом исследовании, в рамках антропологического подхода, исследователь делает выбор теоретико-методологических оснований исследования. В данном случае антропологический подход берет свое начало в философии. Будучи изначально обращенной к человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, педагогика как область гуманитарного знания и сфера социальной практики в принципе не могла существовать вне антропологического аспекта. Здесь, говоря о педагогике, мы так или иначе имеем в виду все то знание, которое обращено к человеку и для человека. В нашем случае это гуманитарная парадигма, она исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смыслы жизни. Поэтому исследователь обращается на философском уровне методологии к философии существования - экзистенциализму, где главным объектом познания является внутренний мир человека: проблема свободы воли и ответственности человека (Ж.-П. Сартр), проблема поиска сути бытия самим человеком (Н. Аббаньяно); личного выбора (М. Хайдеггер), идея движения человека от простого голого бытия к самобытию, к экзистенции (К. Ясперс), к философии культуры как моменту непосредственного бытия человека (Й. Хейзинга); идеи философской герменевтики (В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, Ф. Шлейермахер) о сущности понимания и интерпретации как методов постижения человеческого бытия. На общенаучном уровне антропологический подход выступает системообразующим в комплексе методологических подходов (гуманитарно-целостного, системного), обусловливая их непротиворечивость, так как, придерживаясь заданной парадигмы, исследователь обращается к адекватным ей методологическим подходам. В практике образования гносеологическая функция направлена на целостное видение объекта исследования, переводя концептуальные положения науки в педагогическую теорию и далее - в практику образования.

Прогностическая функция антропологического подхода в педагогике обусловливает способ выдвижения и обоснования предположений о путях совершенствования учебного и воспитательного процессов; а также дает рекомендации по целесообразной деятельности.

Прогнозированию присуща диагностика состояния образовательных систем, процессов и явлений. По мнению ряда ученых (Л.Е. Никитина, И.А. Липский, С.Н. Майрова-Щеглова), в образовательной практике эта диагностика проявляется в получении нового знания на основе сопоставления истинного положения дел в различных сферах обучения и воспитания с их целями, задачами, идеалами, моделями. Известно, что методологическое знание, независимо от иерархического уровня его рассмотрения, выступает как знание о целостной деятельности в той или иной предметной области, приводящей в конечном счете к оптимальным, наиболее продуктивным результатам. Прогнозирование направлено на выявление ведущих тенденций развития определенного феномена. Например, сегодня наблюдаются тенденции индивидуализации обучения, гуманитаризации содержания образования, дифференциации обучения, применения инновационных технологий в обучении и т.д. Поэтому прогноз предполагает определение возможных состояний воспитательных систем или иных феноменов будущего. Он отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций, и строится на определенной шкале возможностей. В данном случае мы имеем возможность предполагать дальнейшие изменения в образовательной практике в условиях изменения педагогической парадигмы при реализации антропологического подхода.

Нормативно-праксиологическая функция. Особенность названия данной функции заключается в следующем.

Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь; установленная мера чего-нибудь [6, с. 14]. Антропологический подход здесь выступает как система основных положений, вытекающих из теории и служащих регулятивом для практики, т.е. для разработки принципов осуществления практической деятельности. Выделение данной функции обусловлено с точки зрения антропологического подхода как методологического регулятива педагогической теории и практики образования. Наш анализ показывает, что в современной педагогической теории (с изменением парадигмы не только образовательной, но и исследовательской) появятся свои принципы, направленные на исследование методологии педагогики, а в практике образования закономерно существуют образовательные (практические) принципы, т.е., принципы деятельности.

Праксиология - от греч. praxis (действие, практика) и лат. praxeus (действие, деяние). В буквальном переводе праксиология - это «знание о действиях», познание практики в ее философском понимании, т.е. получение самых общих сведений о том, что человеком делается. Так, праксиологию И.А. Колесникова [там же, с. 5-6, с. 77] понимает как системное знание об общих принципах и способах рациональных (правильных), целесообразных, успешных действиях. С позиции праксиологии принцип - это исходный пункт осознанной деятельности. Он может существовать в сознании как руководящая идея, безусловно принимаемое теоретическое положение, этическая норма, организующая волевые усилия, незыблемое правило поведения. Принципы служат мостом, соединяющим теоретические представления с практикой. В связи с этим нами выделены принципы антропологического подхода в практике образования, которые сводятся с к следующим: принцип субъектности, диалогичности, природо- и культуросообразности. Принцип субъектности предполагает рассматривать ребенка с качествами активности, самостоятельности, а также как субъекта, способного к осуществлению предметно-практической деятельности. Принцип диалогичности означает субъект-субъектный характер взаимоотношений педагога и воспитанника, их ценностно-смысловое равенство. Принцип природосообразности нацелен на понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, на развитие их инициативы и самостоятельности. Принцип культуросообразности определяет ребенка как человека культуры и содержание образования при этом должно включать и реализовывать универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности. При соблюдении данных принципов и будет проявляться нормативно-праксиологическая функция антропологического подхода, приводящая к успешной и эффективной педагогической деятельности.

Поскольку антропологический подход нами рассматривается с позиции гуманитарной парадигмы, сущность его выражается в реализации данных функций. Именно гуманитарная методология, по мнению С.А. Гончарова [7, с. 8], определяющая отношение человека к миру, понимание его смысла и своего места в смысловом пространстве культуры, может дать тот инструментарий (механизмы и практики), который будет способен обеспечить человеку плодотворную самоактуализацию и самореализацию. Кроме того, антропологический подход особо актуален в гуманитарной парадигме не только образования, но и науки в целом, так как гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Таким образом, ведущая функция антропологического подхода в педагогике - гносеологическая, так как она отражает общемировоззренческое содержание подхода, прогностическая функция обеспечивает общее стремление человека к познанию окружающей действительности и на этой основе - построение прогнозов (элементов предвидения) ее развития, и нормативно-праксиологическая функция непосредственно предписывает нормы действий. Совокупность данных функций обеспечивает методологическую основу теории и практики образования. На основе конкретизации ведущей гносеологической функции антропологического подхода мы приходим к пониманию того, что представленный подход - это целостная система идей, ориентированных на человека как предмет познания, выполняющая гносеологическую, прогностическую и нормативно-праксиологичекую функции, реализуемые на концептуально-теоретическом и процессуально-деятельностном уровнях методологического подхода в педагогическом исследовании.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Власюк И.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.