Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATION PROCESSES AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Glebova I.S. 1 Rodnyanskiy D.V. 1
1 Kazan (Volga region) Federal univer
In the article we considered the integration processes on corporative level and their influence in social and economic development of regions. In the article we describe methods and means of realization of integration processes, analyze statistics about incumbent mergers and acquisitions for last 10 years. We analyzed the problematic of interaction business –structures and regional government, correlate the principles of this interaction and its real creation. We also considered the process of influence of integration processes on institutional environment of region, gave the practical recommendations about activation of this process in order to further development of social and economic system.
regional development.
Integration processes

В последнее время в нашей стране значительное внимание уделяется процессам модернизации экономической системы. Политическое руководство страны предлагает минимизировать зависимость от углеводородных источников сырья за счет развития региональных социально-экономических систем с точки зрения кластерного подхода. Поставленная цель требует развития управленческих компетенций руководителей и повышения эффективности управления как на региональном и федеральном, так и на корпоративном уровнях.

Эффективность системы управления на различных уровнях зависит не только от квалификации высших государственных служащих и чиновников, но и от уровня профессионализма топ-менеджеров крупнейших предприятий, функционирующих в стратегически значимых отраслях экономики регионов, на базе которых и планируется создавать промышленные и сервисные кластеры. Отличительной чертой функционирования российского бизнеса в регионах является тот факт, что большинство стратегических предприятий были образованы в ходе интеграционных процессов конца XIX – начала XX в. В России корпоративные интеграционные процессы чаще всего принимают форму слияний и поглощений бизнеса.  В таблице 1 представлена динамика рынка слияний и поглощений в России [2].

Как видно из таблицы 1, в период с 2001 по 2007 год наблюдался стабильный рост сделок по слиянию. Ухудшившиеся же показатели 2008–2009 годов можно объяснить финансовым кризисом, разразившемся в конце 2008 года во всем мире.  Вместе с тем в последние 3 года наблюдается стабильный рост как стоимости сделок по слиянию и поглощению, так и доли указанных сделок в объеме ВВП страны.

Таблица 1. Динамика рынка слияний и поглощений в России

Показатель

2003г

2004г

2005г

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Число сделок

693

1229

1 384

1 442

1 353

1 184

752

872

723

Стоимость сделок, млн долл.

32 314

26 961

60 405

61 926

127 745

117 839

57 209

55 650

79 320

Средняя стоимость сделки, млн долл.

58,8

24,0

50,6

48,4

114,6

104,6

98,1

74

135

Отношение к ВВП, %

7,5

4,6

7,9

6,2

9,3

6,6

4,5

3,8

6,5

С уверенностью можно сказать, что по итогам 2012 года будет достигнут новый рекорд за посткризисный период, поскольку только одна крупнейшая сделка по приобретению компанией «Роснефть» пакета «ТНК-ВР» оценивается в 61 млрд долл.

Вместе с тем в современной России нет однозначного определения терминам «слияние» и «поглощение». В мировой юридической практике для определения слияния принято использовать объединение двух или более компаний посредством бухгалтерского метода покупки или метода слияния активов. Юридическое определение слияния, принятое в США, означает прекращение существования одной компании и объединение ее с другой, что противоречит нормам отечественного законодательства. В России под слиянием принято понимать передачу всех прав и обязанностей двух или более компаний новому юридическому лицу в процессе реорганизации [1].

Таким образом, в юридическом смысле слияние – частный случай реорганизации, характерным признаком которого является изменение юридического статуса одного или нескольких субъектов. Но как свидетельствует российская и мировая экономическая практика, реализация интеграционных процессов возможна не только при условии изменения юридического статуса  и прекращения деятельности юридического лица. Очень распространены процессы слияний и поглощений путем приобретения контрольных или блокирующих пакетов акций сторонних компаний.

В научной и деловой литературе по управлению интеграционными процессами даются различные определения понятиям слияния и поглощения. Так, преобладающим является подход, согласно которому под слиянием понимается объединение равных партнеров, в результате которого компания получает новое экономическое содержание без изменения юридического статуса. В контексте указанного определения необходимо различать разные формы или механизмы осуществления интеграционных процессов: слияния и поглощения. Целесообразным представляется разграничение данных процессов по следующим параметрам, представленным в таблице 2 [4, c.129].

Таблица 2. Основные черты слияний и поглощений

 

Слияния

Поглощения

Уровень хозяйственной самостоятельности

Ограничение самостоятельности

Частичное сохранение возможности принимать решения по оперативным вопросам

Уровень юридической самостоятельности

Ликвидация или ограничение

Сохранению юридической самостоятельности

Финансовая структура

Единая

Сохранение самостоятельности фирм

Контрактные отношения

Прекращаются

Возможно сохранение

Интеграционные процессы оказывают существенное влияние на внутрикорпоративную среду предприятия, которая, в свою очередь, начинает воздействовать на внешнюю институциональную среду, состоящую из экономической, социальной, политической и духовной составляющих конкретного региона, где реализуются указанные процессы.

По этой причине на социально-экономическое развитие региона и внутрирегиональных кластеров воздействуют бизнес-структуры, трансформируя структуру и систему бюджета региона, а также показатели его стратегического развития в целом через механизм реализации интеграционных процессов. Подобное воздействие корпоративных интеграционных процессов на социально-экономическое развитие регионов представлено на рисунке 1. 

 

Рис. 1. Воздействие интеграционных процессов на социально-экономическое развитие региона

Вместе с тем, очевидно, что подобные интеграционные процессы на корпоративном уровне оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие стратегических отраслей региона, региональных кластеров и страны в целом. Поэтому уровень квалификации лиц, реализующих данные изменения, их эффективность и продуктивность крайне важны для достижения поставленных руководством страны целей.

В результате построение эффективной системы взаимодействия топ-менеджеров стратегически значимых компаний с администрацией регионов позволит не просто констатировать факт наличия интеграционных процессов на корпоративном уровне, но и создать положительный экономический эффект для региональной экономической системы. 

Вместе с тем в настоящее время наблюдается достаточно невысокое качество взаимодействия бизнес-структур с властными элитами, обусловленное в первую очередь различными интересами участников социально-экономических и политических отношений. Противоречия интересов бизнеса и региональной власти проявляются в деформации основных принципов их взаимодействия, которые объясняют реальные причины недейственности существующего механизма взаимодействия управленческих и хозяйствующих субъектов на современном этапе развития в России  (табл.3).

Таблица 3. Соотношение формализованных принципов с их реальным воплощением

Формализованные принципы

Реальное воплощение принципов

1. Организация процесса взаимодействия исключительно на законных основаниях

1. Выстраивание взаимодействия за рамками принятого законодательства, персонифицированность отношений.

2. Ориентация на сотрудничество, партнерские отношения, где обязательным является исполнение принятых на себя обязательств.

2. Частое невыполнение обязательств, наличие «двойной  игры» (бизнес – сокрытие налогов; власть – неэффективное расходование средств)

Ведение формального двустороннего диалога.

3. Взаимозаинтересованность при заключении договорных обязательств.

3. Существование практики заключения взаимовыгодных соглашений, основанных на теневых практиках.

4. Декларация коллективного способа принятия решений по поводу стратегии дальнейшего развития предпринимательства. Активная позиция бизнеса и власти

4. Отсутствие консолидации бизнес-структур, нечеткое представление позиции бизнеса при принятии решений

 5. Поддержка перспективных видов бизнеса

5. Предоставление поддержки узкому кругу предпринимателей.

Преодоление проблем неэффективного сотрудничества властных и бизнес-структур, главным образом, зависит от ликвидации дефицита доверия и соблюдения декларируемых принципов и методов партнерства, смены стереотипов в отношениях, от повышения социальной и личной ответственности каждой стороны.

Чтобы добиться взаимопонимания, как со стороны власти, так и со стороны бизнеса, необходимо сформулировать согласованную цель, что позволит сформировать общую модель. Модель становится основой для обсуждения при поиске решений. В этом случае решения рассматриваются через их последствия на достижимость целей. Обсуждается не просто вопрос, нужно ли и можно ли изменить налоги, а как это скажется на достижении согласованной цели.

Надо подчеркнуть одну существенную позицию: решения в области законодательства имеют долговременные последствия. Это требует принятия программ развития на длительный период. Согласование целей власти и бизнеса происходит в ходе совместной разработки стратегий развития регионов, государства в целом и по отдельным направлениям экономико-социального развития.

В сложившихся условиях ни одна сколько-нибудь серьезная социально-экономическая проблема не может быть решена государством без участия бизнеса.

Необходимость в партнерстве государства и бизнеса в России возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность. Невозможность полного отказа от присутствия в этих сферах экономики и постоянная потребность в привлечении дополнительных средств для их поддержания и развития обуславливают потребность государства в привлечении частного капитала.

В сложившихся условиях встроиться в сотрудничество с государством могут в основном только крупные корпорации, но даже их усилия, предпринимательская активность, планирование и реализация крупных интеграционных проектов не рассматриваются федеральными и региональными властями в качестве основы для построения прогнозов социально-экономического развития территорий.

Для успешного развития партнерских отношений необходимо восстановить доверие предпринимательских структур к государству как партнеру по совместному бизнесу. Это, в свою очередь, требует законодательного обеспечения партнерства в части доступа к участию в нем различных предприятий, а также определенные правовые гарантии, открытый рынок, право на свободный выбор, равные конкурентные условия. Все названные положения известны, но их выполнение на практике зависит от власти: государство обязано проводить институциональные реформы, обеспечивая формирование благоприятных условий для партнерства с бизнес-структурами и, прежде всего, учитывать при территориальном стратегическом планировании потенциал бизнеса и его воздействие на экономическую обстановку в регионе.

Рецензенты:

Разумовская Е. М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента сферы услуг ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Рудольф К. В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАО УВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.