Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIONS IN PEDAGOGY AS MODERN TOOL TRAINING OF PERSONNEL IN SERVICE.

Chesnokova A.V. 1 Radina O.I. 1 Ponomarev P.A. 1
1 The South-Russian State University of Economics and Service
At the current stage of development of the society there are new, more high demands on staff, in connection with this there are the increased demands and to modern education. It is hard to interest young people who want a top position in the company´s reliability, the standard theoretical course, which is taught in universities. And the society today requires young professionals more knowledge than ever before. In this connection it is necessary to introduce innovative methods in education, practical courses for students to develop their innovative thinking and craving for self-education. The purpose of this study is to identify the problem and show a range of approaches to the formation of an education system to show the main directions and objects of pedagogical change. The main purpose of introduction of innovative technologies in the preparation of economic cadres is to expand and implement the intellectual potential of the nation, state and society.
innovation in education.
education
innovation in teaching
Hа разных стадиях своего развития общество предъявляет все более высокие требования к рабочей силе. Это обуславливает необходимость развития системы образования на каждом новом этапе. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Несмотря на то, что отечественная система образования долгое время находилась в стагнации и пользовалась только разработками Советских ученых, не обращая внимание на зарубежный педагогический опыт большинства развитых стран, реформирование социально-экономических отношений последних десятилетий благоприятно сказалось на развитии принципиально новых образовательных структур нашей страны. Появились качественно новые виды и формы организации обучения, изменился подход к традиционным. Формирование конкурентной среды сыграли большую роль в трансформации данного сектора экономики. В итоге на современном этапе Россия выходит на качественно новый уровень образовательных процессов, характеризующийся внедрением инновационных методов.

Сеть Интернет и современные информационные технологии образования охватили все развитые страны мира и наносят удар по классической системе образования. Современного студента уже нельзя заинтересовать традиционным теоретическим курсом. Одним из нововведений сейчас стали частные платные вузы, в которых образовательная программа более модернизирована, но, во-первых, далеко не все абитуриенты способно оплатить образование в таком вузе, а во-вторых, есть опасность, что спустя какое-то время диплом данного вуза не будет котироваться на рынке труда. Исходя из этого, чаще всего отдается предпочтение государственным высшим учебным заведениям с традиционной программой обучения. Но, к сожалению, эта традиционная программа обучения не дает нужной подготовки молодым специалистам.

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

  • разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
  • обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
  • совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
  • улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
  • проектирование новых моделей образовательного процесса;
  • обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
  • обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
  • разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Также нужно отметить, что по характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. 

К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов. 

К практическим - новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства. 

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему. Этот уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению.

Если говорить о сфере сервиса, которая также на протяжении многих десятилетий в нашей стране отставала от всего цивилизованного мира, то проблема подготовки квалифицированных кадров здесь стоит наиболее остро, поэтому внедрение инновационных методов в данном случае сверх актуально.

Для сокращения разрыва между образовательным процессом и развитием российского сектора услуг необходим качественно новый подход к образовательному процессу в целом. Существующие в российских вузах магистерские программы подготовки по управлению проектами, маркетингу, стратегическому менеджменту, управлению человеческими ресурсами и т.п. определенно выиграли бы от внесения практического опыта. Так как конкуренция на отечественном рынке услуг обостряется, в Россию приходит все больше высокопрофессиональных иностранных компаний, формирование стратегического сервисного мышления у молодых специалистов просто необходимо. Менеджеры сервисного предприятия не могут себе позволить мыслить как менеджеры производственных предприятий. В современной сфере услуг важную роль заняла «клиенториентированность», то есть максимально индивидуальный подход к клиенту, а этому может научить только специалист, который на практике систематически с этим сталкивается. В современной экономике, характеризующейся увеличением роли сферы услуг, увеличивается потребность в специалистах, владеющих практическими знаниями об особенностях сервисной деятельности, и отсутствие таких специалистов может стать серьезной проблемой при выходе российских компаний на международный уровень и обеспечении конкурентоспособности отечественных предприятий.

Для реализации такого подхода существует ряд методов:

  • внедрение в систему обучения практического курса, связанного с развитием предприятий сферы услуг и управления ими;
  • вовлечение «практиков» современной экономики из крупных предприятий сферы услуг в образовательный процесс;
  • модернизация теоретических курсов, которые преподаются в ВУЗах на основании работ современных авторов;
  • составление списка современных книг, обязательных для прочтения для студентов данной специальности;
  • создание реальных возможностей для студентов проходить практику в крупных российских и зарубежных компаниях сферы услуг.

Но на данный момент, несмотря на все реформы отечественного образования, существенных изменений не происходит. Реформируются лишь количественные параметры образования, и не было попыток реформировать ядро, суть, смысл образования - его содержание с точки зрения его научной обоснованности и целесообразности. Учебные программы перегружены массой заведомо ненужной учащимся информации, и в то же самое время в них отсутствуют необходимые им знания о тех сферах жизни, в которые они войдут после вуза.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи - это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете - эффективность образовательной системы в целом.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Этот метод ставит своей задачей выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе должны быть направлены на формирование нравственных ценностей и способствовать формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Главная цель внедрения инновационных технологий в систему подготовки экономических кадров состоит в том, чтобы развернуть и реализовать интеллектуальный потенциал нации, государства, общества. Высшая школа должна готовить не узких специалистов, а скорее стратегов, способных на риск, предвидение, умеющих делать выбор, тех, кто готов к личной и социальной жизни. Только хорошо поставленное образование позволяет человеку (студенту, преподавателю, другим участникам технологического процесса подготовки экономических кадров) раскрыть свои таланты в полной мере.

Рецензенты:

Макареня Т. А., доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика» ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог.

Бондаренко О. В., доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой «Гуманитарные и социальные науки» ШИ ЮРГТУ (НПИ), г. Шахты.