Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTER-BRANCH AND INTRA-BRANCH DIFFERENTIONATION OF THE INCOME OF THE PEOPLE: REGIONAL ASPECT

Karimov A.G. 1
1 FGBUN Institute for Social and Economic Research, Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences
Excess differentiation of the income of the people has destructive impact on formation of innovative economy, deforms motivation of economic behavior, is the essential factor constraining economic activity of the people. Inter-branch and intra-branch differentiation of the income are the most important factors of differentiation of the income of people, determining an inequality in standards of living and quality of life of various professional groups. In article the analysis of the stated problems is made: distinctions in remunerations by types of economic activity are considered, the coefficient of funds and poverty level in a branch section are analyzed. Lag of average level in rural and forestry, in branches of the budgetary sphere (education, health care and providing social services) from an average monthly salary in the republic, testifying to insufficient development of the Russian labor market is established. The package of measures to regulate inter-branch and intra-branch differentiation of the income of the people is offered.
regulation of differentiation of the income of the population
poverty level
coefficient of funds
remuneration
salary
intra-branch differentiation of the income
inter-branch differentiation of the income

Следствием кризисной трансформации российского общества стали избыточное неравенство и бедность значительной его части. Только по данным официальной статистики разница между доходами богатых и бедных достигла 17 раз (нормальным считается 6–8 раз). При этом если учесть неформальные доходы, разрыв может быть еще более значительным. Существующая социальная  дифференциация оказывает деструктивное влияние на формирование инновационной экономики, поскольку в таких условиях не может создаваться высокотехнологичная продукция (низкая оплата труда несовместима с выполнением сложных технологических операций). Такая ситуация негативно воздействует на социально-психологическое состояние общества, деформирует мотивацию экономического поведения, является существенным фактором, сдерживающим экономическую активность населения.

Избыточная дифференциация доходов обуславливает бедность значительной части населения, которая принимает застойный характер, дает свои негативные результаты, особенно рельефно обнаруживаясь в процессе деградации человеческого потенциала [1]. В данной статье представлен анализ важнейших факторов дифференциации доходов населения: межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации доходов населения в Республике Башкортостан.

Основная часть доходов населения формируется за счет заработной платы. Так, по данным Росстата, на долю оплаты труда в денежных доходах населения в 2011 году приходилось  67,1 % (табл.1). Следовательно, существующая высокая дифференциация населения по доходам в значительной мере обусловлена различиями в оплате труда.

Таблица 1. Структура денежных доходов населения (Российская Федерация) [5]

 

2008

2009

2010

2011

Оплата труда

68,4

67,3

64,6

67,1

Доходы от предпринимательской деятельности

10,2

9,5

9,3

9,1

Социальные выплаты

13,2

14,8

17,8

18,2

Доходы от собственности

6,2

6,4

6,3

3,6

Другие доходы

2,0

2,0

2,0

2,0

Следует отметить, что в Республике Башкортостан наблюдается положительная тенденция увеличения реальной заработной платы, так, по данным Министерства труда Республики Башкортостан, в январе-ноябре 2011 года данный показатель составил 103,4 % (в январе было 99,7 %; в среднем по России – 103,3 %). Это объясняется тем, что за 11 месяцев 2011 года темпы роста среднемесячной заработной платы (113 %) превышали темпы роста индекса потребительских цен (109,3 %) [6]. Однако практически по всем видам экономической деятельности заработная плата в Республике Башкортостан отстает от среднероссийских показателей, к примеру, в финансовой деятельности  среднемесячная заработная плата равна 56,7 % от  среднероссийского уровня, а в гостиничном и ресторанном бизнесе – 62,3 % (табл. 2).

Таблица 2. Среднемесячная номинальная заработная плата работников предприятий и организаций (по видам экономической деятельности) [2]

 

Республика Башкор-тостан

Российская Федерация

Соотношение РБ к РФ, в %

Всего

17212

22684

75,9

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

9137

11628

78,6

Добыча полезных ископаемых

32908

40842

80,6

Обрабатывающие производства

18462

20717

89,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

21249

24965

85,1

Строительство

18504

27213

68,0

Оптовая и розничная торговля;  ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

16713

24623

67,9

Гостиницы и рестораны

10496

16861

62,3

Транспорт и связь

21556

27519

78,3

Финансовая деятельность

29319

51729

56,7

Государственное управление и  обеспечение военной
безопасности; социальное обеспечение

21505

25249

85,2

Образование

10685

14079

75,9

Здравоохранение и предоставление социальных  услуг

11542

15704

73,5

Рост  реальных доходов населения в Республике Башкортостан  сопровождается увеличением коэффициента фондов. Разница среднедушевых доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп населения Республики Башкортостан  составила 17,4 раза, на 0,7 п.п. выше, чем в среднем по России (рис.1). Представленные данные говорят о сохранении высокого уровня дифференциации доходов, следовательно, о том, что социальное расслоение в Республике Башкортостан  приобретает хронический характер.

Рис. 1. Динамика коэффициента фондов

Дифференциация доходов особенно видна при анализе среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности. Различия между отдельными видами экономической деятельности достигают нескольких раз, к примеру, среднемесячная заработная плата в секторе добычи полезных ископаемых фиксируется в 2 раза больше среднереспубликанского уровня, а также в 3,6 раза больше, чем в сельском хозяйстве. Также наиболее высокий уровень заработной платы наблюдается в финансовом секторе – в 1,7 раза больше среднереспубликанского показателя и в сфере государственного управления (1,3 раза). При этом сохраняется отставание от  среднемесячной заработной платы среднереспубликанского уровня в сельском и лесном хозяйстве, гостиницах и ресторанах, а также в бюджетной сфере: образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг. По мнению ряда ученых, это свидетельствует  о недостаточном развитии российского рынка труда. Заработная плата работников на развитом рынке труда зависит прежде всего от уровня их образования и квалификации, а не от сферы занятости. В России сформировались сферы деятельности, занятость в которых существенно повышает для индивида риск оказаться в числе низкооплачиваемых работников независимо от места проживания. К таковым относятся сельское хозяйство, образование, здравоохранение и предоставление коммунальных услуг [4].

Анализ внутриотраслевого неравенства позволил выявить высокий уровень дифференциации доходов в следующих видах экономической деятельности (обрабатывающие производства – 13,6; добыча полезных ископаемых – 12,6; оптовая розничная торговля, ремонт автотранспорта, бытовых  изделий – 12,3; операции с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг – 11,7) (табл. 3).

Следствием межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации доходов является уровень бедности в наблюдаемых отраслях. Так, самое высокое его значение фиксируется в сельском хозяйстве (абсолютная бедность – 21,4 %, относительная бедность – 80,1 %), сфере образования (абсолютная бедность – 13,2 %, относительная бедность – 56,1 %) и здравоохранении (абсолютная бедность – 8,5 %, относительная бедность – 51,9 %) (табл. 3). Данные цифры перекликаются с результатами выборочного обследования организаций, проведенного службой государственной статистики в 2011 г., по результатам которого самыми низкооплачиваемыми профессиональными группами были признаны работники сельского хозяйства,  библиотекари, библиографы, архивоведы, психологи, инспекторы в образовании, ветеринары, социологи и специалисты родственных профессий, специалисты по методике обучения и воспитательной работы, преподаватели в системе специального образования, специалисты-медики (врач-статистик, врач-методист, лаборант), а также фельдшеры и техники-ветеринары, социальные работники, специалисты естественных наук (техники-лаборанты и т.п.), персонал дошкольного воспитания и обучения [3].

В соответствии с результатами анализа нами предлагается ряд следующих мер в области регулирования межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации доходов населения:

– необходимо изменить распределительную политику государства, способствующую снижению избыточного неравенства в распределении доходов и увеличению доступа бедных к ресурсам (переход на прогрессивную шкалу налогообложения; освобождение от налогов бедных слоев населения);

– следует провести ряд мер, направленных на совершенствование рынка труда (легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда; сокращение скрытой и структурной безработицы; сокращение низкооплачиваемых  рабочих мест; решение задач балансирования потребностей рынка труда и трудоустройства выпускников вузов; стимулирование развития гибких форм занятости, включая деление рабочего места для квалифицированных рабочих, неполную, вторичную и частичную занятость; внедрение системы общественных работ).

– способствовать формированию рыночной инфраструктуры как основы для роста малого предпринимательства, активизации экономической деятельности людей;

Таблица 3. Коэффициент фондов, абсолютная и относительная бедность работников по видам экономической деятельности по Республике Башкортостан, 2010 г. [7]

 

Соотношение  размеров средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников, раз

Абсолютная бедность

(численность работников с доходами ниже уровня прожиточного минимума)

Относительная бедность

Методика ОЭСР (доля работников с доходами ниже 60% медианного дохода по стране)

Всего

12,4

6,9

38,1

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

4,4

21,4

80,1

 Добыча полезных ископаемых

12,6

0,3

6,9

Обрабатывающие производства

13,6

3,0

29,4

Производство и распределение
  электроэнергии, газа и воды

8,2

0,9

11,9

 Строительство

11,4

4,4

31,7

Оптовая и розничная торговля;
 ремонт автотранспорта, бытовых  изделий

12,3

6,4

43,1

 Финансовая деятельность

10,8

2,0

13,1

Операции с недвижимым
 имуществом

11,7

3,8

33,8

Государственное управление,   социальное  обеспечение

9,5

3,0

17,2

Образование

6,8

13,2

56,1

Здравоохранение, социальные
услуги

7,2

8,5

51,9

– целенаправленно развивать инновационные виды деятельности, уменьшая экспорт энергоресурсов. Диверсификация  экономики регионов позволит равномерно развивать все отрасли хозяйства, повышая в них уровень заработной платы работников;

– проводить индексацию заработной платы, направленную на опережающий рост заработной платы над ростом цен;

– осуществить переход к политике развивающего роста заработной платы, заключающейся в развитии покупательного спроса и стимулирующей рост производства продукции и услуг;

– пересмотреть подоходный налог с физических лиц, например, в кратном отношении к прожиточному минимуму, ликвидация налога с заработка ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

В заключение следует отметить, что отсутствие эффективных программ, направленных на сокращение дифференциация доходов  в регионах, привели к резкой  социальной поляризации российского населения. Создавшееся положение грозит сорвать намеченные властью планы по социально-экономической модернизации, построению инновационной, социально-ориентированной рыночной экономики, переходу регионов России к устойчивому развитию. Требуется системная и планомерная работа по улучшению качества жизни трудоспособного населения, базирующаяся на организации социального взаимодействия государства, социально ответственного бизнеса, общественных организаций и самого населения.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 12-06-31018.

Рецензенты:

Исянбаев М. Н., д.э.н., профессор, академик АН РБ, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.

Нусратуллин В. К., д.э.н., профессор, зам. директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.