Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF THE SUBJECTIVE PICTURE OF THE COURSE OF LIFE AT PEOPLE WITH DIFFERENT LEVEL OF ETHNOCULTURAL IDENTITY

Sharipova M.E. 1
1 St. Peterburg State University, psychology faculty
In our research we set as the purpose studying of features of a subjective picture of a course of life, and also influence of level of ethnocultural identity on it. 150 people took part in research from 17 to 24 years. The received conclusions allow to conclude that ethnocultural features of a subjective picture of a course of life are shown in distinction of its structural and level characteristics not only at representatives of different nationalities, but also at people with various levels of ethnocultural identity. It was revealed that distinctions are observed in such characteristics, as a temporary orientation, a subjective realization, satisfaction with life, focus, openness to new experience. Irrespective of a nationality, these characteristics are more expressed at people with high level of ethnocultural identity. Level of ethnocultural identity determines also structure of a subjective picture of a course of life: with level increase it becomes more differentiated.
ethnocultural identity
subjective picture of a course of life

Введение. Мы живем в динамичном полиэтническом мире. Изменения, которые происходят в нем, касаются не только экономики и политики, но и самосознания личности как в индивидуально-психологическом, так и в социально-психологическом масштабе.

Самосознание личности формируется на основе обобщения жизненного опыта, в том числе накопленного в процессах социализации в той или иной этнокультурной среде. В структуре самосознания нас интересуют аспекты, которые касаются осознания личностью собственного жизненного пути в прошлом, настоящем и будущем и себя как субъекта жизненного пути. Представление о себе и своей жизни является важнейшей характеристикой самосознания личности. Оно со временем может вырасти в целостную концепцию жизни, называемую в психологии «субъективная картина жизненного пути» (далее СКЖП). В своей работе мы опираемся на определение этого термина Б. Г. Ананьевым. СКЖП – это «психический образ, отражающий социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути, его этапы, события и их взаимосвязи» [1].

На основе теоретического анализа литературы нами были выделены следующие блоки в структуре СКЖП:

1. событийная структура жизненного пути (тип и количество событий, время антиципации и ретроспекции, значимость событий);

2. временные характеристики: восприятие времени (прошлого, настоящего и будущего) и отношение ко времени;

3. осмысленность своего жизненного пути, которая включает смысложизненные ориентации (целеустремленность, результативность, удовлетворенность жизнью) и осознание себя во времени своей жизни (локус контроля – Я, локус контроля – жизнь, психологический возраст, коэффициент взрослости, субъективная реализованность и ожидаемая продолжительность жизни);

4. осознание себя как субъекта жизненного пути – уровень субъективного контроля и ответственности личности (интернальность – экстернальность).

Поскольку СКЖП формируется в процессе социализации, факторами ее формирования являются характеристики среды и социальной ситуации развития личности, в том числе, как мы предполагаем, и этнокультурная составляющая. Этнокультурная идентичность формируется у человека по мере его развития, зависит от среды и выражается в представлении личности о типичном образе жизненного пути с его обязательными событиями и обстоятельствами, о личности как субъекте жизненного пути.

В психологической науке взаимосвязь этнокультурной идентичности (далее ЭИ) и СКЖП является малоисследованной областью. Между тем, на наш взгляд, изучение особенностей СКЖП личностей, с различной ЭИ, является важным моментом в осмыслении своеобразия поведения, общения, ценностных и смысложизненных ориентаций представителей того или иного этноса.

Цель исследования – выявить и изучить этнокультурные особенности СКЖП у людей с разной этнокультурной идентичностью.

В нашем исследовании объектом является СКЖП русских и таджиков. Предметом исследования являются этнокультурные особенности их СКЖП.

Предполагалось, что среди прочих факторов, влияющих на формирование СКЖП, действует этнокультурная детерминация. Особенности СКЖП у представителей разных этносов зависят от характера их базовой этнокультуры и уровня ЭИ личности. Наша гипотеза состоит в том, что ЭИ и ее уровень влияют на характер СКЖП, (т.е. на выраженность ее характеристик и ее структуру).

Под ЭИ мы понимаем осознание личностью своей тождественности с этнической и культурной общностью и отнесения себя к ней. ЭИ включает в себя 3 компонента — эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Соответственно цели исследования были использованы следующие методы:

I. Для диагностики ЭИ:

1. Респондентам был предложен модифицированный опросник «Этнокультурная идентичность» (составленный на основе теста О. Л. Романовой «Этническая идентичность» и этнопсихологических опросников Л. М. Дробижевой, Г. В. Старовойтовой и В. В. Пименова) [6, 8]. Он позволяет выявить уровень ЭИ и содержит 3 блока вопросов: 1) принадлежность к этнической группе и ее значимость (аффективный компонент), 2) знание языка, истории, культуры, обычаев и традиций своей национальности (когнитивный компонент) и 3) следование, приверженность традициям и обычаям, правилам и нормам своей культуры (поведенческий компонент).

II. Для выявления особенностей СКЖП были выбраны методики, направленные на выявление разных аспектов отношения личности к жизни:

1. Методика экспресс-диагностики СКЖП личности «Оценивание пятилетних интервалов» Е. И. Головахи, А. А. Кроника [5]. Эта методика выявляет обобщенные представления личности о своей жизни и применяется для измерения показателей самооценки и самосознания личности.

2. Методика «Семантический дифференциал времени» Л. И. Вассермана. Шкалы методики, характеризующие прошлое, настоящее и будущее, позволяют определить индивидуальное своеобразие переживания личностью временных аспектов своей жизни [4].

3. Методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой. Методика позволяет исследовать событийную структуру и восприятие значимых жизненных ситуаций и переживаний [3].

4. Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. Эта методика позволяет изучать такие характеристики СКЖП как целенаправленность, осмысленность, результативность и контролируемость жизни [7].

5. Опросник «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда. Данная методика позволяет определить степень чувства личной ответственности за происходящие в жизни личности события [2].

В исследовании приняли участие 150 человек (из них 75 русских и 75 таджиков).

Все респонденты были условно разделены на 3 группы по формуле Е. И. Сидоренко (М±1/2δ, где М=23,4; δ=9,78): с низким (30 – рус. 31 – тадж.), средним (20 – рус. 19 – тадж.) и высоким (25 – рус. 25 – тадж.) уровнями ЭИ [9].

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ показателей СКЖП в общей выборке в зависимости от уровня ЭИ, выявил, что люди с высоким уровнем ЭИ более направлены на свое будущее, чем с низким и средним уровнями (табл. 1* –*здесь и далее – в таблицах приведены результаты только по значимым различиям – прим. автора).

Таблица 1. Средние показатели и значимость различий в восприятии времени в зависимости от уровня этнокультурной идентичности

Шкалы

Низкий

Средний

Высокий

P

низ./

ср.

P низ./ выс.

P ср./ выс.

Средн.

Ст.

откл.

Средн.

Ст.

откл.

Средн.

Ст. откл.

Будущее

5,828

4,580

6,231

3,916

7,890

2,602

,651

,006

,019

Психологический возраст также выше у людей с высоким уровнем ЭИ. Субъективная реализованность выше у людей с низким и высоким уровнем ЭИ. У людей со средним уровнем ЭИ выше ожидаемая продолжительность жизни вследствие, как мы полагаем, именно меньшей субъективной реализованности (табл. 2).

Таблица 2. Средние показатели и значимость различий в отношении ко времени и переживании продуктивности жизни в зависимости от уровня этнокультурной идентичности

Шкалы

Среднее значение

P

низ. / ср.

P низ. / выс.

P ср. / выс.

Низкий

Средний

Высокий

Психологический

возраст

18,000

18,231

19,400

,816

,071

,209

Субъективная реализованность

34,689

27,641

35,000

,051

,925

,020

Ожидаемая продолжительность жизни

71,738

78,718

75,980

,004

,047

,307

Люди с высоким уровнем ЭИ более продуктивны и открыты, они придают большее значение событиям своей жизни, у них более выражены целеустремленность и обязательность выполнения возложенных обязанностей, им более свойственно воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, они больше удовлетворены жизнью в целом и своими результатами и достижениями, чем представители с низким и средним уровнями ЭИ. Люди со средним уровнем ЭИ более целенаправленны, чем люди с низким уровнем ЭИ (табл. 3).

Таблица 3. Средние показатели и значимость различий в показателях осмысленности жизни в зависимости от уровня этнокультурной идентичности

Шкалы

Низкий

Средний

Высокий

P

низ./

ср.

P низ./выс.

P ср./выс.

Средн.

Ст.

откл.

Средн.

Ст.

откл.

Средн.

Ст. откл.

Цели

28,328

8,049

31,205

7,509

32,520

8,321

,077

,008

,442

Процесс

27,311

8,984

29,462

8,441

31,240

6,793

,235

,012

,274

Результат

22,738

6,676

24,872

5,944

25,180

5,565

,107

,041

,802

Анализ взаимосвязей показателей СКЖП позволил заключить, что: структура взаимосвязей показателей СКЖП у испытуемых с низким уровнем ЭИ характеризуется большей интегрированностью, большей включенностью в нее будущего, которое они планируют контролировать и таких показателей как коэффициент взрослости и целенаправленность. У лиц с высоким уровнем ЭИ структура СКЖП характеризуется меньшей интегрированностью, в ней системообразующим фактором является прошлое. У лиц со средним уровнем ЭИ структура СКЖП по степени интегрированности занимает промежуточное положение между СКЖП людей с высоким и с низким уровнями ЭИ. Здесь системообразующими являются удовлетворенность жизнью и значимость прошлого и настоящего (рис. 1, 2 и 3).

Рисунок 1. Взаимосвязь показателей СКЖП у людей с низким уровнем ЭИ

Рисунок 2. Взаимосвязь показателей СКЖП у людей со средним уровнем ЭИ

Рисунок 3. Взаимосвязь показателей СКЖП у людей с высоким уровнем ЭИ

На рисунках разными рамками обозначены показатели СКЖП из различных методик. Так, в прямоугольнике – показатели методики «Оценивание пятилетних интервалов», в двойном прямоугольнике – «Психологической автобиографии», в прямоугольнике с округленными углами – «Семантический дифференциал времени», в овале – «Смысложизненные ориентации», в двойном круге – показатели методики «Уровень субъективного контроля».

Отметим, что сравнительный анализ показателей СКЖП как русских, так и таджиков в зависимости от уровня ЭИ выявил схожую общей выборке картину (полные результаты исследования будут приведены в диссертации автора).

Таким образом, высокий уровень ЭИ сопровождается довольно разрозненной структурой СКЖП, в то время как низкий – высоким уровнем ее интегрированности. Возможно, низкий уровень ЭИ способствует более самостоятельному осмыслению СКЖП, выстраиванию собственной «модели мира», в то время как высокий уровень идентичности – постоянному соотнесению собственной жизни с культурными образцами и стереотипами, что не способствует формированию собственной модели. Кроме того, в группе с высоким уровнем идентичности, как и в других группах, были представители и русских, и таджиков. Но при высокой идентичности они оказались наименее похожи между собой, что и отразилось в существенно меньшем количестве связей.

В связи с предположением о том, что именно национальная принадлежность повлияла на малое количество связей в группе с высоким уровнем идентичности, нами была предпринята попытка проанализировать структуру СКЖП у русских и таджиков с высоким уровнем идентичности в отдельности.

Нами было обнаружено, что количество связей у русских и таджиков с высоким уровнем идентичности различается (у русских 10, у таджиков 8 связей).

Обнаружились различия в системообразующем факторе: у русских это целенаправленность (она связана с ответственностью в области неудач, семьи, межличностных отношений и с прошлым) у таджиков – интернальность в области здоровья (связана с событийными характеристиками СКЖП и с настоящим и прошлым (с временными характеристиками)).

Таким образом, наше предположение о том, что именно фактор разной национальности способствует снижению сходства в СКЖП у респондентов с высоким уровнем ЭИ, практически не подтвердилось, поскольку количество связей в национальных подгруппах увеличилось. Отсюда можно сделать вывод, что на различия в СКЖП у людей с высоким уровнем ЭИ больше влияет именно фактор ЭИ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Несмотря на то, что национальный, гендерный, возрастной и др. факторы оказывают существенное влияние на выраженность различных компонентов СКЖП и ее структуру, наше исследование подтвердило гипотезу о том, что фактор ЭИ также детерминирует выраженность некоторых психологических характеристик и структуру связей в СКЖП. Этнокультурные особенности СКЖП проявляются в различии ее структурных и уровневых характеристик не только у представителей разных национальностей, но и у респондентов с различными уровнями ЭИ. Наблюдаются различия в таких характеристиках СКЖП, как временная направленность, субъективная реализованность, удовлетворенность жизнью, целенаправленность, открытость новому опыту. Независимо от национальности эти характеристики более выражены у людей с высоким уровнем ЭИ, они больше направлены на будущее, но при этом лучше в целом осознают свою жизнь, придавая большое значение событиям своей жизни.

2. Уровень ЭИ не способствует целостности СКЖП: чем выше уровень ЭИ, тем меньше интегрированность СКЖП, тем более дифференцированными предстают ее составляющие.

3. Предположение о том, что интегрированность СКЖП по мере увеличения ЭИ уменьшается вследствие несходства двух этносов – русского и таджикского, не подтвердилось.

Таким образом, фактор ЭИ представляется нам важным аспектом как теоретических, так и практических исследований. Это особенно актуально для такой многонациональной страны, как Россия, где одной из наиболее важных задач является обеспечение спокойной жизни населения, взаимопонимание ее жителей, что невозможно без знания и учета психологических особенностей этого населения.

Рецензенты:

Бочкарёв Леонид Львович, д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Астраханского государственного технического университета, г. Астрахань.

Бызова Валентина Михайловна, д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.