Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUNCTIONAL MODEL OF LIBRARY IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF NEW MAIN EDUCATIONAL STANDARTS

Olefir S.V. 1
1 Chelyabinsk institute of the refresher courses and improvement of teachers’ pro-fessional skills
The functional model of activity of libraries for children and teenagers in the conditions of the educational mod-ernization, new federal educational standards is presented in article. Social needs of pupils are correlated to ac-tivities of libraries and their main functions: document and communication, cumulative, memorial, educational, cultural, leisure. The role of reading, information culture and the cognitive needs for formation the key educa-tional competences are considered. The characteristics of practical activities of library in support of educational standards have done. Organizational solutions on the inclusion of the library in the educational process are focused. The support of the educational process as a whole, a variety of individual educational trajectories, self-education, support for education, moral development of pupils, self-learners in educational and research activities are described.
libraries functions
information culture
reading
library for children and teenagers
educational competence
new educational standarts

Многие проблемы современной образовательной ситуации обусловлены новизной и динамичностью развития общества, новым видением содержания образования и его ожидаемых результатов. На международном уровне определены тенденции в области образования, которые касаются информационных технологий, расширяющих возможности обучения; информационной культуры,  как условия для успеха во всех сферах деятельности; ценности инноваций и творчества; неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды. Данные направления просматриваются в новых российских образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) являются  «согласованным общественным заказом на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками» [4].  ФГОС базируются на  системно-деятельностном и компетентностном подходах,  предполагающих развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий и овладения метапредметными компетенциями.

Вопросам образовательных компетенций уделяют значительное внимание в современных  исследованиях: рассматриваются виды компетенций, дается их классификация,  определяются условия формирования [1; 3; 5]. Однако педагогический потенциал библиотек для детей и подростков в формировании образовательных компетенций в нашей стране не получил значительного внимания, хотя функция поддержки  библиотекой образовательного процесса возрастает, трансформируется в педагогическую функцию воспитания читательской и информационной культуры школьников. Эти тенденции подробно раскрыты нами ранее [3, с. 4]. Рассмотрим поддержку образования  библиотеками, обслуживающими детей и подростков: специализированными детскими и юношескими библиотеками, детскими отделами публичных библиотек и школьными библиотеками. Несмотря на разную ведомственную принадлежность, эти библиотеки объединены общими целями, задачами, и категориями пользователей. Одна из основных задач библиотек – продвижение чтения, которое  является важнейшим инструментом не только познания, повышения интеллектуального потенциала нации, но и культурной традицией, основой воспитания подрастающего поколения.

ФГОС выделяют ключевые образовательные компетенции в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.  Одним из индикаторов их  сформированности на международном уровне является функциональная грамотность, которая в исследованиях PISA определяется как  внимательное прочтение некоторого связного текста, выделение в нем фактов и данных, позволяющих получить ответ на поставленный вопрос, а также  интерпретацию количественной информации, представленной в различной форме (таблиц, диаграмм и др.) [2]. Лидерами в исследованиях названы школьники Китая, Кореи, Финляндии, Сингапура, Канады, Японии, именно в этих странах быстрыми темпами развиваются информационные технологии, растет уровень образования, повышается его качество. Невысокие результаты российских школьников в области функциональной грамотности свидетельствуют о том, что они не владеют ключевыми  образовательными компетенциями, и это является одной из основных проблем нашего общего образования [2].   Опыт Финляндии, Германии, Польши и ряда других стран, где удалось за короткий срок добиться повышения образовательных результатов основан на развитии интереса к чтению, вовлеченности учащихся в чтение в школе и дома, значительном вкладе в развитие грамотности чтения школьных библиотек. Позитивный опыт этих стран  должен использоваться в России.

Наряду с навыками в области чтения, функциональной грамотностью, овладение метапредметными компетенциями требует высокого уровня работы с информацией, сформированной информационной культуры личности (ИКЛ) школьника [1; 3; 5]. К метапредметным результатам обучения относят умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.), то есть информационную культуру.  По определению Н. И. Гендиной, эксперта программы ЮНЕСКО «Информация для всех» информационная культура личности (ИКЛ) является «одной из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей  с использованием традиционных технологий и ИКТ» [5, с. 43].  Развитие ИКЛ участников образовательного процесса должно стать одной  из приоритетных функций школьной и детской библиотеки. Таким образом,  требуются перемены в реализации традиционных информационных, образовательных, культурных функций библиотеки  и  новые коммуникативные формы ее деятельности.   

Образовательные компетенции характеризуются когнитивным компонентом (знания), деятельностным компонентом (умения, навыки, обобщенные способы деятельности), и личностным компонентом. Формирование метапредметных  образовательных компетенций, по нашему мнению, не может быть завершено, оно является непрерывным, т.к. самоорганизация, самосовершенствование учащихся предопределяют появление новых запросов познавательного характера.  Деятельность библиотек для детей и подростков в поддержку образования способствует развитию метапредметных компетенций учащегося, реализации его социокультурных потребностей. Опираясь  на сущностную документно-коммуникационную функцию, она реализует кумулятивную и мемориальную, а также прикладные социальные функции:  образовательную, информационную, культурную, досуговую и другие. Изучение  роли библиотеки для детей и подростков в реализации социокультурных потребностей учащихся позволяет разработать ее функциональную модель, реализация которой обеспечивает эффективное освоение социального информационно-образовательного пространства (ИОП) школьниками. Основными социальными потребностями подрастающего поколения являются потребности в получении базового образования, когнитивные, духовно-нравственные и потребности в самореализации. Они  удовлетворяются различными видами информационно-образовательной деятельности библиотек для детей и подростков при реализации ее социальных функций, как отраженно на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Социальные потребности детей и подростков

Более половины читательских запросов связано с потребностями в образовании и самообразовании. Документно-коммуникационная и неразрывно связанные с ней мемориальная и кумулятивная функции являются исходными  для библиотек, реализуются во всех направлениях их деятельности. Выполняя сущностную функцию, библиотека связывает  пользователя с документом, в котором находится требуемая информация. В информационном обществе на реализацию этой функции библиотек для детей и подростков влияет рост совокупного объема информации и ее структурирование, создание узлов доступа к знаниям. Следовательно,  функциональная модель библиотеки должна учитывать ее технические возможности: чем они шире, тем быстрее и комфортнее пользователь получает необходимые документы в физическом пространстве библиотеки (печатные, аудио и видеоиздания) или доступ к ним в виртуальном пространстве.  При реализации документно-коммуникационной функции с использованием ИКТ преодолеваются физические границы библиотеки,  пользователи осваивают сетевое пространство,  обеспечивается освоение мира различными способами. Возможность доступа к ресурсам в глобальной сети, казалось бы, существенно снижает роль библиотек как посредников в системе коммуникаций. Однако по мере насыщения пространства все новыми самостоятельными информационными объектами, оно становится фрагментарным, слабо связанным, неконтролируемым и перенасыщенным. Встает задача  поиска не информации вообще, а самой достоверной структурированной информации. Повышается роль системной организации социального ИОП для детей и подростков, а также развития индивидуальных навыков и умений пользователей находить, оценивать, анализировать информацию, приобретению которых может способствовать библиотека.

В основе деятельности любой библиотеки лежит кумуляция информации, концентрация в одной точке пространства информации, зафиксированной в документах различного вида, созданных в разное время, разными авторами. Кумулятивная функция обеспечивает количественное накопление документов в библиотеке, следовательно, потенциальные возможности передачи знаний не только современникам, но и потомкам.  Изменение видов ресурсов и технологий их представления влияет на реализацию кумулятивной функции библиотеки, возникает возможность сконцентрировать в одной точке социального ИОП – библиотеке различные виды ресурсов, и организовать доступ пользователей к знаниям, хранимым вне стен данной библиотеки. 

Реализация мемориальной функции в современных условиях позволяет библиотеке сохранять уникальные экземпляры путем их оцифровки с соблюдением авторского права, переводить фонд на электронные  носители. Т.о. обеспечивается устойчивость хранения документов и одновременно более широкая доступность их для пользователей. Библиотеки для детей включают в фонды творческие работы своих пользователей.

Соответствие библиотеки для детей и подростков потребностям современного общества обеспечивается реализацией образовательной функции: создание специализированного ИОП для пользователей на новой технологической основе, привлечение их к чтению и формирование ИКЛ. Формируя и удовлетворяя информационные потребности, вооружая детей технологиями работы с информацией, библиотека обеспечивает взаимодействие ИОП личности и общества.

Удовлетворение потребностей в получении базового образования связано с деятельностью по поддержке библиотеками общеобразовательных программ, реализуемых в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Информационное сопровождение учебных программ является приоритетным для школьной библиотеки, как компонента образовательного учреждения. На нее возложены задачи обеспечения учебно-воспитательного процесса школы путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания, в том числе – обеспечение вариативного многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечных фондов, эффективного ведения справочно-библиографического аппарата библиотеки и т.д. В рамках ФГОС в требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса вошли требования к комплектованию библиотеки. Она «должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы» [4]. Значительную роль в информационной и документальной поддержке базового образования играют детские и юношеские библиотеки, которые расширяют и углубляют рамки учебного процесса. Обладая богатыми фондами, они представляют многообразные формы и методы поддержки общеобразовательных программ: организация залов делового чтения, центров информационной поддержки образования, интеллектуальных центров, выполнение запросов, связанных с учебными программами, поддержка педагогических коллективов и т.д. Для успешной реализации ФГОС, новой идеологии основного и дополнительного образования требуется объединение усилий школьных и детских библиотек на постоянной основе, на институциональном уровне.

Таким образом, потребности в базовом образовании реализуются за счет информационной и образовательной деятельности библиотек, содействия реализации программы основного образования и углублении знаний сверх учебных программ. Однако социальные потребности детей и подростков не ограничиваются запросами на получении основ образования, они дополняются когнитивными и духовно-нравственными потребностями, потребностями в самореализации, являются движущими силами развития личности. Когнитивные потребности определяются метапредметными универсальными учебными действиями: познавательными, регулятивными, коммуникативными, составляющими основу умения учиться. Они направлены на овладение знаниями, культурой общества, характеризуются познавательной активностью, ценностными ориентациями юных граждан и могут удовлетворяться библиотекой с помощью культурной, просветительской деятельности, привлечения к чтению, поддержки самообразования, развития информационной культуры. Сфера деятельности по поддержке самообразования включает разработку и реализацию библиотекой собственных (в том числе и авторских) просветительских и образовательных программ, осуществляемых самостоятельно или в кооперации с другими библиотечными и не библиотечными учреждениями. В качестве основных направлений деятельности в поддержку самообразования можно выделить программы формирования у пользователей общей, информационной, речевой культуры, культуры чтения, краеведческой и экологической культуры, психологической поддержки читательской деятельности и т.д. Формы этой деятельности также различны: проведение массовых мероприятий для учебных классов школ; культурно-просветительская деятельность; клубы, кружки, лектории по интересам, театрализация, школьные газеты, музейная деятельность и т.д. Таким образом, чтение и информационная культура позволяют школьнику не только владеть универсальными учебными действиями, образовательными компетенциями, но и  реализовывать свои когнитивные потребности,  заниматься самообразованием, расширять образовательные и культурные интересы.

Не менее важным в информационном обществе является возможность развития духовного потенциала, внутреннего мира ребенка и подростка, удовлетворение духовно-нравственных потребностей. Духовно-нравственные потребности детей и подростков  поддерживаются в процессе чтения, воспитательной деятельности библиотек. К важнейшим задачам воспитания ФГОС относят: формирование духовности и высокой нравственности, наряду гражданской ответственностью, правовым самосознанием, российской идентичностью, культурой, самостоятельностью, толерантностью.  Библиотеки для детей и подростков активно включены в духовно-нравственное, гражданское воспитание. В ходе работы они формируют у пользователей гордость за Россию, знание государственных символов, сохранение  памяти о погибших воинах и др. Используются различные формы духовно-нравственного и гражданского воспитания школьников: классные собрания, дискуссии, ученические советы, общественные слушания, школьный парламент; школьные и классные программы помощи младшим школьникам, шефства над престарелыми людьми, добровольческие акции, а также другие массовые мероприятия по информационной поддержке программ гражданского образования, профилактике асоциального поведения детей и подростков.

Потребности в самореализации современного школьника тесно связаны с умением исследовать мир, получать новые знания, создавать собственные творческие продукты, уникальную авторскую информацию.  Библиотеки для детей и подростков традиционно поддерживают эти потребности, организуя  детское творческое чтение, литературные и художественные конкурсы, издание детских творческих работ, выставочную деятельность. Источником такого творчества становятся лучшая детская и подростковая литература, встречи с поэтами и писателями и другие формы работы. Библиотеки поддерживают научно-исследовательскую деятельность учащихся, создание собственной аналитической информации.  

Следовательно, приобщение детей к чтению, формирование ИКЛ, интеграция детей и юношества в социокультурную среду общества позволяет развивать и удовлетворять потребности школьников в получении базового образования, потребности в самообразовании, в самопознании и самореализации.

Разработана функциональная модель деятельности библиотеки,  представленная в виде таблицы, в которой социальные потребности детей и подростков соотнесены с деятельностью по их удовлетворению при реализации социальных функций  библиотек.

Функциональная модель деятельности библиотеки

Потребности/ Направления деятельности

Основные социальные функции библиотеки

В базовом образовании /информационная и документальная поддержка обучения

Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам ИОП, справочно-библиографический аппарат, выпуск информационной продукции

Мемориальная и кумулятивная – хранение учебных и дополнительных ресурсов по школьным образовательным областям.

Образовательная – привлечение к чтению, формирование ИК личности.

Когнитивные/

культурно- просветительская деятельность

Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам ИОП, справочно-библиографический аппарат, выпуск информационной продукции.

Мемориальная и кумулятивная – сохранение литературного, музыкального, художественного культурного наследия в различных форматах.

Образовательная – привлечение к чтению, самообразование, формирование информационной, экологической, экранной  и др. видов культуры.

Культурная – формирование общей культуры личности, творческой активности, высокой нравственности и толерантности

Досуговая – содержательный досуг школьника.

Духовно-нравственные/

поддержка воспитания

Документно-коммуникационная, мемориальная и кумулятивная – сохранение литературного, музыкального, художественного культурного наследия, в различных форматах, доступ к ресурсам.

Образовательная – привлечение к чтению, самообразование, знание истории

Культурная – формирование общей культуры личности,  высокой нравственности и толерантности, патриотизма

Коммуникационная – общение между поколениями, уважение старших

Кумулятивная (музейная) – сохранение памяти семьи, малой родины

Самореализация/

научно-продуктивная деятельность, литературное и художественное творчество

Кумулятивная – создание электронной части фонда библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, хранение результатов творческий деятельности учащихся, навигация в Интернет, в т.ч. в  региональном ИОП.

Образовательная – самообразование, формирование ИК, основ проектной  и научной деятельности.

Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам ИОП, справочно-библиографический аппарат, выпуск информационной продукции.

Досуговая / обеспечение содержательного досуга

Мемориальная и кумулятивная – хранение необходимой информации.

Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам.

Рекреационная – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Модель показывает, что удовлетворение социальных потребностей юных пользователей является процессом многофункциональным, все  социальные функции библиотеки взаимосвязаны и тесно переплетены, реализуются в процессе деятельности по обслуживанию пользователей. Эффективная реализация данной модели возможна при учете библиотеками возрастных и психологических особенностей личности, сотрудничестве с семьей и другими социальными институтами передачи знаний и культуры в обществе.

Рецензенты:

Берестова Татьяна Федоровна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г.Челябинск.

Ильясов Дмитрий Федорович, доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г.Челябинск.