Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FROM DANGEROUS KNOWLEDGE TO CONVERGENCE

Kalinina N.A. 1
1 FGBOU VPO «South Russia State University of Economics and Service», Shakhty, Russia
In article research of scientific and technological development of modern society is carried out. Definition of convergence and dangerous knowledge is made. The special attention in article is given to a problem of extraction of relationship between a science generating dangerous knowledge, the modern supertechnologies arising from this knowledge, and society, and also extraction of sense and philosophical wisdom from new relationship. The carried-out analysis of dangerous knowledge and convergence in modern philosophy of a science and equipment allowed the author to come to a conclusion that convergence is the major regulyativy and evolutionary defining factor of development of society. Its consequences become the beginning not only revolutionary technological changes, but also revolutionary changes of the person to the so-called transperson – «the person after», marking ambivalent consequences for evolution of the person and the human nature.
dangerous knowledge
modern society
konvergentnost.
В XXI веке в научно-технологическом и социальном развитии общества происходят большие перемены. История каждой эпохи в развитии науки, человеческого общества и применяемых им технологических решений проходит под вполне определенными лозунгами, кратко и точно отражающими суть явления. Вот и граница XX и XXI веков способна украсить историю цивилизации новыми именами: опасное знание и конвергенция. Вслед за Мануэлем Кастельсом скажем: «И я предлагаю гипотезу, гласящую, что все главные тенденции изменений, составляющие наш новый, сбивающий с толку мир, соотнесены между собой, и мы можем извлечь смысл из их взаимоотношений». Главной целью нашего исследования и станет соотнесение, извлечение взаимоотношений между наукой, порождающей опасное знание, современными супертехнологиями, возникающими из этого знания,  и социума, обреченного на новый «постчеловеческий ренессанс», а также извлечение смысла и философской мудрости из новых взаимоотношений.

Отправной точкой нашего исследования мы выбираем технологию, помещая «процесс революционных технологических изменений в социальный контекст, в котором он происходит и которым формируется; и мы должны помнить, что поиск идентичности в формировании новой истории оказывает столь же могучее влияние, как техноэкономические изменения» [7].

От опасностей и рисков науки, опасного знания мы перейдем к феномену конвергенции и расширению кругов конвергенции, захватывающей все сферы бытия: науку, технологии, общество и человека.

В исследованиях трансформаций общества начала XXI века возникает ряд методологических и онтологических проблем, связанных с новой социальной ролью знаний, несущих не только положительные, но и отрицательные последствия, увеличивающих степень риска, связанного с их применением. Слабым местом всех этих исследований стало «молчаливо принимаемое стабильное функционирование науки и техники» [1]. Такой подход не учитывает революционных изменений в сфере производства знания, что вызывает необходимость новых исследования этих изменений, подчеркивая появление нового модуса производства знаний наряду с классическим.

В центре нашего внимания лежит обсуждение «фундаментального противоречия современной эпохи, связанного, с одной стороны, со стремлением достижения устойчивого развития (хотя само это понятие достаточно неопределённое), с другой - с возрастанием риска жизни в современном технизированном мире, что и позволяет его называть обществом риска» [1]. Риск становится характерной особенностью устойчивого развития.

Возрастающая неопределённость современного мира заставляет жить, принимать решения, опорой которых должна стать наука, позволяющая обосновать выбор конкретного пути своего развития. У. Бехманн называет современное общество обществом «не-знания» и говорит об изменении роли науки в таком обществе. От науки часто ждут противоречивых практических результатов. Одни - надежное знание, другие - помощь в решении социальных проблем с помощью производства новых знаний. Осознание опасности науки и знания требует ее практической релевантности, что выражает встраивание науки и знания в социальный контекст, изменение общественной функции науки и становится отправной точкой научной рефлексии отношений науки и знания с обществом.

В то же время сегодня можно наблюдать повсюду феномен конвергенции в разных сферах социума. В промышленно-развитых регионах мира - политико-экономическую конвергенцию. В науке новые глубины открывает конвергенция человека и вселенной, в околонаучной общественности будоражит умы конвергенция идей будущего мироустройства и миропонимания, в информационном пространстве и коммуникационном поле потребностей современного человека возникает конвергенция средств связи. Понятие конвергенции многогранно. Оно встречается в дискурсах разных наук: естественнонаучных, социальных, гуманитарных. Обычно понятие «конвергенция» трактуется как частнонаучное, истолковываясь лишь как математическое, или биологическое, или лингвистические и т.п. В биологии конвергенция - (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь) независимое развитие сходных признаков у разных групп организмов к сходным условиям внеш. Среды [2]. В экономике конвергенция - сближение экономики двух и более стран по различным показателям [3]. В социологии конвергенция - процесс постепенного сближения противоположных обществ, систем [4]. В этнографии конвергенция - термин для определения сходных или одинаковых, но независимо друг от друга возникающих явлений в культуре разных народов [3]. В языкознании конвергенция - схождение, взаимоуподобление элементов языка, а также самих языков [5].

Таким образом, понятие конвергентности объясняет существующую действительность во всей её сложности и даёт методологическое основание и гарантию возможности познания существующего мира. Отметим, что принцип конвергентности присутствует и в методологии в поиске объективного конечного результата как совокупности различных индукционных методов - непосредственно самой индукции, дедукции, анализа и синтеза (Макс Хартман).

Опасное знание и конвергенция становятся символами эпохи. От опасного знания исходят перемены взрывообразного характера, которые порождают целый комплекс новых возможностей и перспектив преобразования мира и человека. Вспомним Ивана Ефремова: «Только знающие могут выбирать свои пути» (Час быка).

Опасности, угрозы сопровождают человека на каждом шагу и делают общество не только обществом знания, но и обществом риска. Современное общество рискогенно, хотим мы этого или нет; даже бездействие ведёт к риску, избежать рисков невозможно. В таком обществе само знание из нейтрального, безотносительного к человеку и обществу, становится опасным в силу того, что оно несёт разрушительный потенциал, который может перейти в реальную угрозу жизнедеятельности человека. Знание несёт риск, который становится платой человечества за повышение качества жизни в процессе познания мира и практического использования новых знаний, которые в значительной мере неопределенны. По мнению американского онколога и философа Ронселера Ван Поттера, «опасным знанием может быть признана полученная в ходе научных исследований информация о человеке и окружающем его мире, негативные последствия применения которой общество на данной фазе своего развития не способно эффективно контролировать. Иными словами, опасное знание - предпосылка возникновения и источник социального риска» (1).

От проблематики опасного знания, порождаемого современной наукой и технологией, переходим к проблематике конвергенции. Начало XXI века ознаменовалось новой формой интеграции - конвергентностью, которая в ходе развития науки и технологий приобрела настолько всеобъемлющий характер и распространение, что ее можно назвать феноменом конвергентности. Хотя конвергентность стала широко известной благодаря так называемой NBIC-конвергенции - конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий, тем не менее следует отметить, что она возникает спонтанно во всех сферах науки, технологий, общества. Процессы конвергенции сопровождали развитие общества на всех его этапах, но с конца XX века конвергенция вызвала широчайший резонанс в научных кругах и в обществе, стала доминирующим фактором динамики общества, который сближает отдельные развития подсистем, элементов и институтов социума, способствуя формированию единой целостносной системы науки, технологий и социума. Очевидно то, что общественные изменения и перемены, являясь необходимым условием развития общества, были результативны не только благодаря плодотворности социальных инноваций, но и в силу универсальности механизма конвергенции, через который сохраняется и транслируется человеческий опыт, усваиваются новые общественные практики.

Современный этап мировой истории характеризуется интенсивным развитием общества, что, безусловно, определяет актуальность проблем конвергенции научно-технологического и социального развития общества. Если ранее было достаточно процесса социальной адаптации с его плавностью и традиционными приспособительными стратегиями, апробированными несколькими поколениями, то современные общественные процессы модернизации, глобализации, технизации, информатизации требуют от человека, общества и его институтов качественно новых стратегий и тактик не просто приспособления, но и «редуцирования к сингулярности» (Ник Бостром), трансгуманистическому будущему, иммортализму (Д. Медведев), которые утверждают сложностность и многомерность современных трансформаций, стоящих на пороге и неведомых ранее человечеству.

Таким образом, актуализация проблемы рассмотрения конвергенции наук, технологии, человека и общества непосредственно обусловлена опасностями и рисками знания и технологий, техногенными и социальными факторами нашей эпохи.

Среди них следует указать на научно-технический прогресс и информатизацию жизни общества и, как следствие, начавшиеся в конце прошлого века и продолжающиеся по сей день интенсивные изменения во всех сферах жизнедеятельности, поистине обладающими радикальным характером. В экономической сфере это связано с изменением форм собственности, доминированием рыночной системы отношений, с развитием производственных сил на основе автоматизации и роботизации производственных процессов. В политической сфере изменения вызваны процессами демократизации и интеграции, потребовавшими пересмотра сложившихся ранее форм политической деятельности и формирования новых, адекватно отвечающих внутреннему состоянию государства и мировой политике в целом.

В современных условиях существенно изменяется духовно-интеллектуальная жизнь общества, от которой потребовалась подготовка людей к жизни в быстро меняющихся условиях, к переходу к постиндустриальному, информационному обществу. В целом, происходящие изменения в обществе оказывают прямое воздействие на характер его устойчивости, динамическое равновесное состояние. Следовательно, возникает необходимость в адаптации общества к этим внутренним изменениям, редуцированию опасностей и рисков. В этой связи, особую актуальность приобретает проблема создания механизмов внутренней адаптации общества, в полной мере соответствующих сложившимся условиям. Кроме внутренней социальной адаптации, для динамического устойчивого существования общества не менее важным является потребность во внешней адаптации общества к изменившимся условиям биосферы в силу масштабного воздействия на нее техногенного и антропогенного факторов.

Таким образом, вышеприведенные социальные и гносеологические факторы позволяют говорить о том, что конвергенция является важнейшим регулятивом и эволюционно-определяющим фактором развития общества. Её последствия становятся началом не только революционных технологических преобразований, но и революционных преобразований самого человека в так называемого трансчеловека - «человека после», знаменующего амбивалентные последствия для эволюции человека и самой природы человека.

Проблема конвергенции становится мировоззренческой проблемой. С одной стороны, идеи конвергенции стали легко доступными, овладели нашим сознанием и привнесли мысль о такой же легкости и быстроте их осуществления. С другой стороны, недостаток знания и отсутствие диалога, мифологизация сознания вносят также опасения негативного влияния научно-технологического развития на социум, связанные со всей ноксосферой - сферой опасностей, а также вытекающими из нее экологическими проблемами, угрозой глобального потепления, природными катаклизмами и антропогенными авариями и т.п.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0980 «Феномен конвергентности науки, технологий и человека: философско-методологические основания анализа и концептуализация».

Рецензенты:

Положенкова Елена Юрьевна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия и история» ФГБОУ ВПО Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, г. Шахты.

Ивушкина Елена Борисовна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Информатика» ФГБОУ ВПО Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, г. Шахты.