Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATION OF TEAMWORK ABILITY AS PEDAGOGICAL PROJECT

Kharlamova G.S. 1
1 Rostov State University of Civil Engineering
This article dwells on the suggestion of one of the guidelines to solution of the problem of “functional illiteracy” of high school graduates within the education’s developmental paradigm. The latter determines the principles of project culture. This paper contains the results of the research of the specific character of the project culture and the teacher’s project activity. One of the investigated issues is the sociocultural character of the project activity being a variety of creative activity which can result in formation of a person as a subject of building of an ideal image of the person and the world and transcendence of subject-object relations. Investigated issues also include the world outlooks ensuring efficient use of the sociocultural projecting potential. One of the varieties of the pedagogical projects, creation of teamwork ability, was examined too. The central criterion of the team generation and maintenance was defined as deliberate division of the activity objective. The article contains substantiation of the team role as a prerequisite to the development of personal traits of the would-be specialist including communicative competence.
quality of specialists’ training.
communicative competence
teacher’s project activity
Developmental education
Одним из вызовов, с которым столкнулось человечество, вступив в третье тысячелетие (наряду с технологическим, информационным, мировоззренческим, нравственным), является нарастающий кризис существующей системы высшего образования. Кризис образования вообще - это неспособность образования идти в ногу с развитием общества, несоответствие между надеждами отдельных личностей и потребностями общества, недостаточная подготовленность студентов к тому, чтобы в условиях информационной революции справляться с нарастающими потоками профессиональной информации. Явление, в которое воплотилась эта проблема, получило название «функциональной неграмотности» выпускников высшей школы. Так, в современной России по некоторым направлениям профессиональной подготовки от 50 до 80% выпускников вузов не работают по специальности: либо эти специальности вообще не нужны обществу (кризис перепроизводства), либо уровень их квалификации не позволяет им выполнять профессиональные функции (кризис качества образования). Другими словами, в настоящее время высшая школа в России не позволяет выпускникам в полной мере реализовывать свои жизненные стратегии, соответствовать потребностям дня, предъявляя умения принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, быстро устанавливать новые отношения в стремительно меняющейся реальности. Поэтому правы специалисты, убежденные в том, что высшее образование должно формировать у человека способности к творчеству, создавать интеллектуальные и организационные условия для превращения творчества в норму и форму его существования, в инструмент свершения во всех сферах человеческой деятельности - в науке, технике, искусстве, управлении, политике. Таким образом, повышение уровня и качества подготовки специалистов в высшей школе содержательно напрямую связано с необходимостью перехода от «информационно-знаниевой» парадигмы обучения к развивающему образованию. Именно последнее предполагает формирование у студентов творческих способностей, содействие развитию у них самостоятельности в приобретении необходимых знаний и компетенций, навыков эффективной адаптации к стремительно меняющимся условиям профессиональной деятельности. Эти же задачи обязывают преподавателей активно использовать принципы и нормы проективной культуры, являющиеся признаком работы в новой образовательной парадигме.

Слово «проект» в широком смысле слова все чаще употребляется для обозначения комплексного плана, который был заранее задуман и подлежит реализации. Оно сопутствует разработке проблем модернизации (в основном с 1980 года). Проект - желаемая программа. Таков смысл, в каком его использовал Юрген Хабермас (см. его речь во Франкфуте-на-Майне при получении премии Т. Адорно «Модерн - незавершенный проект» [3]. Проект как желаемая программа находит выражение в проектном мышлении, проектной деятельности, воплощается в искусстве планирования, изобретения, преобразования мира на основе заранее продуманных проектов, обусловливая появление проектной культуры. Проектная культура связывается не только с созданием материальных объектов, ценностей, норм, знаковых систем и т.д., но и с особым освоением культурного наследия, его преобразованием человеком в процессе развития [2]. Применительно к образовательной сфере можно говорить о проектной деятельности преподавателя, отмечая такие ее особенности, как социальная обусловленность выбора проблематики проектов, использование при проектировании сложных видов коммуникации. Специфика проектной деятельности в сфере образования состоит в создании новых продуктов и одновременно познании того, что лишь может возникнуть. Она представляет собой разновидность научно-прогностического видения действительности, охватывающего и изменяющего ее согласно требованиям развития практики. Проектная деятельность - это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее.

Проектная деятельность как разновидность творческой деятельности приобретает социокультурный характер - она невозможна без навыков концептуального мышления, осуществления междисциплинарного синтеза. Последние обусловливают становление человека как субъекта конструирования идеального образа человека и мира, его выход за пределы субъект-объектных отношений. Потенциал социокультурного проектирования раскрывается благодаря мировоззренческим установкам. Отметим лишь некоторые из них. Объект проектирования, воплощающий в себе и качества субъекта, рассматривается как сложноорганизованная система, пути развития которой вытекают из ее внутренней логики, то есть их невозможно навязать (принцип «критического порога модификации»). Для личностного развития обеспечиваются соответствующие социальные условия, благодаря которым возможно саморазвитие субъекта (принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности). В процессе деятельности человек переоткрывает для себя ценности и идеалы, осуществляя тем самым самореализацию и духовное самосозидание (принцип персонифицированности процесса). Социокультурная среда характеризуется балансом, соразмерностью традиционных и инновационных приемов, обеспечивающих ее динамику (принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение) и др. [1]. Педагогическое проектирование как разновидность проектной деятельности (социокультурного проектирования) преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект [1], цель, сопутствующую эффективной подготовке специалистов конкретной отрасли.

Каковы же те качества будущего специалиста, считающиеся особо значимыми и востребуемыми? Особо значимым и востребуемым качеством будущего специалиста становится его умение работать в коллективе. Так, рекрутерские агентства, изучив востребуемые для карьеры качества, установили, что последние лишь на 10% зависят от полученного образования, наибольшее влияние на карьерный рост оказывает умение работать в коллективе: по данным социологов, доля указанного качества составляет 40%.

Осуществление педагогического проекта предполагает уяснение вопроса «Что такое коллектив?». Каким образом данная форма взаимодействия может активизировать получение теоретических знаний, делать этот процесс личностного развития более успешным?

Слово «коллектив» происходит от латинского термина «коллективус», имеющего многозначный перевод - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе доминируют два значения. Согласно первому, под коллективом понимается любая организованная группа людей, во втором - только высокоорганизованная группа. Оба значения характеризуют группу, то есть коллектив - это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Для того чтобы стать высокоорганизованной группой, коллектив должен пройти определенные стадии своего развития: от стадии диффузии (межличностные отношения есть, но они не опосредованы содержанием цели); до стадии, когда обеспечить возможности гармонического развития входящей в нее личности может сознательно разделенная цель деятельности [1]. Сознательно разделенная цель деятельности выступает условием возможности осуществления целостности группы, когда о ней уже можно говорить как о коллективе. Принадлежность человека к коллективу всегда связана с выполнением им конкретной социальной роли. От ее качественного выполнения зависит не только статус личности, ее авторитет, но и авторитет и трудоспособность всего коллектива. Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется. Интернализованная роль - это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям (И.С. Кон). В аналогичном смысле употребляют понятие «включенность в деятельность» (Б.Д. Парыгин).

Включенность в деятельность характеризуется определенной степенью соответствия или несоответствия внутреннего, психического состояния, настроя личности в целом тем требованиям, которые предъявляют ей конкретные условия протекания той или иной деятельности. Интернализация предполагает понимание официальных целей коллектива, согласие с ними. Эффективность выполнения зависит от его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. Оптимальной является ситуация, когда субъективное понимание и оценка личностью отдельных элементов своей должностной роли соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны коллег. При этом следует подчеркнуть значение ответственности как свойства личности, определяющего ее отношение к своим функциональным обязанностям в коллективе. Ответственность служит средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно. Навыки работы в коллективе подготавливают студентов к выполнению впоследствии социальных ролей, более того, определяют психологические особенности личности. Свойства личности, сформировавшиеся в рамках выполнения ею профессионально-функциональной роли, становятся чертой характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности данной личности.

Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляет собой неразрывное единство тех и других форм связи.

Одной из характеристик деятельности личности, выполняющей те или иные социальные роли в системе управленческих отношений, является уровень ее притязаний. Обычно уровень притязаний определяется как степень сложности цели, к достижению которой стремится данная личность. Тот или иной уровень притязаний личности во многом обусловлен ее стремлением переживать удачу и избегать неудачи. Известное несоответствие между уровнем притязаний и возможностями его непосредственного достижения является существенным моментом в развитии личности: несоответствие мобилизует нашу деятельность.

В процессе совместной деятельности члены первичного коллектива должны вступать в контакты друг с другом с целью координации своей деятельности. Уровень координации есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов коллектива. Понятие «психологическая совместимость» можно определить как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанная на их оптимальном сочетании. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность. Совместимость членов группы можно определить по различным критериям: либо по результатам деятельности, либо по эмоционально-энергетическим затратам ее участников, либо по их удовлетворенности деятельностью.

Формируя навыки работы в коллективе, педагог учитывает возможное проявление различных типов коммуникативного поведения: люди, стремящиеся к лидерству, способные решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы; индивидуалисты, пытающиеся преодолеть трудности в одиночку; приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов; коллективисты, стремящиеся решить проблему совместными усилиями, принимая предложения других членов группы, они и сами выступают с инициативой.

Студенты осваивают и такой компонент коллективной деятельности, как социально-психологический климат коллектива. Его можно рассматривать в качестве психологического состояния, включающего в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности. Психологический климат - это специфическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения. В этой связи следует затронуть вопрос о социально-психологической компетентности личности и психологических путях повышения коммуникативной компетентности личности.

Что такое коммуникативная компетентность личности? Коммуникативная компетентность личности рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, самые важные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Коммуникативная компетентность является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности - способности владеть инициативой в общении. К коммуникативным относят также способности проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров. Учитывая мнение ряда психологов, можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей в себя творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению, культуру эмоций.

Таким образом, формирование умения работать в коллективе целесообразно рассматривать как проект, желаемую программу, осуществление которой возможно благодаря проективной деятельности преподавателя. Проект способствует изменению студентов в плане их становления как специалистов: они проходят путь от понимания своей принадлежности к такому типу объединения, как коллектив, где целостно связующую роль выполняет сознательно разделенная цель деятельности, до получения навыков качественного выполнения социальных ролей, осознания уровня своих притязаний, способности к совместной деятельности (психологической совместимости) и обретения статуса коммуникативно-компетентной личности, обогащенной опытом восприятия человеком человека - Другого.

Рецензенты:

Герасимов Георгий Иванович, д.ф.н., профессор ИППК ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.

Тахтамышев Владимир Григорьевич, д.ф.н., заведующий кафедрой философии РГУПС, г. Ростов-на-Дону. ос