Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Набока Е.М., Фролов А.Г.

При вращении рабочего колеса в жидкости, на лопастях, как и на крыловом профиле самолета, возникает подъемная сила (сила Жуковского) препятствующая вращению. Преодолевая это противодействие, РК передает энергию жидкости в виде энергии давления и скоростной энергии. При этом совершают работу центробежные силы и силы Кариолиса.

Рассмотрим радиальную часть РК и определим на произвольном радиусе r удельную энергию жидкости с внутренней и внешней стороны.

f

f

Т.к. выбранные точки расположены на одном радиусе, то Zвнутр= Zвн.

f = f

Таким образом, разность давлений по обе стороны лопастей создается за счет разности относительных скоростей. Но данная картина распределения скорости и давления имеет место при работе насоса на режиме оптимального к.п.д.

Увеличение относительных скоростей на вогнутой стороне лопасти и уменьшению на выпуклой, кроме циркуляционного потока способствует осевой вихрь. Для увеличения эффективности циркуляционного потока и, возникающего при вращении РК, осевого вихря, изменим шероховатость лопасти; на выпуклой части увеличим высоту неровностей, вогнутую часть сделаем более гладкой.

Это должно значительно увеличить циркуляцию скорости- f, а следовательно и теоретический напор колеса:

f,

Zk-число лопастей колеса.

Кроме этого, относительная скорость жидкости W, становится меньше, т.е. меньше становятся гидравлические потери в межлопастных каналах, а следовательно и выше к.п.д. Скорость W, так же, определяет кавитационные качества РК, чем меньше относительная скорость, тем лучше насос в кавитационном отношении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гусин Н.В. // Лопастные гидравлические машины. Пермь. ПГТУ. 1995