Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL AND POLITICAL RELATIONS OF DAGESTAN REPUBLIC AND STAVROPOL REGION IN 2000

Khalidova O.B. 1 Khalilova A.S. 1 Ilyasova M.K. 2
1 Institute of history, Archaeology and Ethnography of Scientific center of Russia Academy of Sciences of Dagestan
2 branch of Institute of Moscow State Law Academy by O.U.Kutafin in Makhachkala
It is attempts to give a comparative analysis of the socio-political situation in the two neighboring regions of the North Caucasus – Dagestan Republic and Stavropol region in the 2000s as the subjects of the Russian Federation in this article. It is consider the interaction of state bodies in the field of harmonization of interethnic and interfaith relations, and religious groups that have in the subjects in question in southern Russia. It is stated that the relationship of Dagestan with Stavropol region built on the basis of good-neighborly with a high degree of interest in the development of further contacts despite different quantitative degree of religious mentality. The example of two multinational and multiconfessional North Caucasus regions we can conclude that they are an example of the socio-political cooperation in revealing the scale of the Russian Federation.
North Caucasus
Dagestan
Stavropol region
society
religion
relationships
cooperation
«Ставропольский край и Дагестан - это лаборатория межнациональных отношений».  Так охарактеризовал президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов отношения между двумя субъектами северокавказского региона на встрече с главой города Ставрополь Николаем Пальцевым 20 января 2011 г. Во встрече также приняли участие руководитель Администрации президента и правительства РД Гасан Идрисов, министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Р. Д.  Бекмурза Бекмурзаев, представитель РД в г. Ставрополь Абдула Омаров и другие [6].

Ставропольский край и Республика Дагестан являются не только соседскими территориями, но и субъектами юга России.

По состоянию на 1 января 2002 года в крае проживало 2 654,2 тыс. человек, из них 83 % - русские, 4 % - представители других славянских этносов [5]. На территории проживают более 100 тысяч представителей дагестанского народа. Это даргинцы, аварцы, лезгины, кумыки, табасараны, являющиеся приверженцами исламской религии. Неоднороден край и в конфессиональном отношении. По данным комитета по национальной политике Ставропольского края, на 01 января 2011 года в крае насчитывалось 436 религиозных организаций [11]. Большинство русского и другого славянского населения - номинально прихожане Русской православной церкви, численность которых составляет 212, однако есть старообрядцы, протестанты, сильны позиции баптизма, адвентизма, имеются группы Свидетелей Иеговы и др. Армяне Ставрополья - прихожане Армянской апостольской церкви. Представители ряда этносов традиционно исповедуют ислам (около 6 % населения) - второй по значимости и роли в жизни края религиозной конфессии. В исламской среде функционирует 19 зарегистрированных мусульманских общин (сунниты ханафитского мазхаба), подчиненных Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, и 24 религиозные группы [1].

Таким  образом, в этническом отношении в Ставропольском крае проживает более ста национальностей. Основа этнической структуры представляет русское население, численность и доля которого в социально-политических институтах Северо-западного Кавказа делает его интегрирующим фактором в регионе. В религиозной среде превалирующее положение занимает православная религия. Указанное выше позволяет говорить о полиэтничности и мультикультурности Ставрополья.

При этом роль религиозного фактора в общественной жизни Ставропольского края сравнительно невелика.  В Республике Дагестан, напротив, роль религиозного фактора в общественной жизни традиционно велика. Здесь сильны позиции исламской религии. По данным Министерства по национальной политике РД, в республике действует 2451 религиозных объединений, из них 2396 мусульманских, 50 христианских, из которых 19 православных, 1 древнеправославное, 2 армянских, 28 протестантских (адвентисты седьмого дня - 6, пятидесятники - 5, баптисты союза евангельских христиан-баптистов России - 5, баптисты совета церквей евангельских христиан-баптистов России - 5, евангельские христиане «Благая весть» - 1, свидетели Иеговы - 6 и 5 иудейских [12].

Таким образом, два соседних региона специфичны своей полиэтничной и поликонфессиональной структурой.

В конце 90-х годов в свете обострившихся межнациональных отношений руководство северокавказских республик начало проявлять инициативу по поддержанию общественно-политического сотрудничества с соседними регионами. Одним из них и стал Ставропольский край.

В 1995 году было создано постоянное представительство Республики Дагестан в Ставропольском крае, осуществляющее свою деятельность по поддержанию межнационального согласия, формированию в молодёжной среде культуры межнационального общения, предотвращению проявлений ксено- и исламофобии. С 19 ноября 1998 года сотрудничество Республики Дагестан со Ставропольским краем осуществляется на основе Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя субъектами РФ [4].

Приоритетным направлением в национальной политике как Дагестана, так и Ставропольского края являются  укрепление в культуре и поведении дагестанцев, проживающих на Ставрополье, общероссийских социокультурных ценностей при сохранении ими этнокультурных особенностей и родного языка, поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций, направленная на противодействие экстремизму, национализму, ксенофобии [2].

По оценке губернатора Ставропольского края В. В.Гаевского, для современного состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае свойственно то, что национальные отношения характеризуются динамическим равновесием этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп, а этноконфессиональные отношения сбалансированы. Вместе с тем на Ставрополье имеется скрытый этноконфликтогенный потенциал, дифференцированный как по территории края, так и по социально-демографическим группам. Для нейтра­лизации этого фактора нестабильности губернатором обозначен ряд направ­лений совместной деятельности органов власти и управления, а также инсти­тутов гражданского общества [3].

Для поддержания согласованных отношений между конфессиями, периодически проводятся встречи с участием представителей религиозных организаций. Так, 4 августа 2011 г. Полномочный представитель Республики Дагестан, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественного совета СКФО А.Омаров провёл встречу с митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом, муфтием Духовного управления мусульман Ставропольского края шейхом Мухаммадом-Хаджи Рахимовым.

В ходе встречи обсуждались вопросы совместной работы приходов русской православной церкви, мусульманских общин и этнических объединений граждан, способствующей духовному возрождению, укреплению национального и межрелигиозного согласия в Ставропольском крае, совместного противостояния тем, кто пытается разобщить народы по национальному и религиозному признаку.

Особо были оговорены проблемы организации совместной работы по утверждению в сознании населения Ставрополья общероссийских духовных ценностей, общепринятых норм морали и нравственности, уважительного отношения к этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории Ставропольского края [8].

Сегодня на территории Республики Дагестан имеются представители казачества, составляющие Кизлярское особое приграничное окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (КОПОКО ТВКО), который внесен в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. 2 декабря 2011 г. Министерством по национальной политике РД была утверждена республиканская целевая программа "Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2012-2014 годы». Основными целями данной программы является привлечение членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы в Республике Дагестан и содействие возрождению и развитию самобытной культуры казачества, сохранению духовных ценностей, образа жизни, традиций казаков в Республике Дагестан [9].

После Чеченской войны и в условиях, когда угроза терроризма неизменно вызывает страх у людей перед выходцами с Кавказа, необходимо развеять стереотип, что Кавказ  представляет потенциальную угрозу для русского населения. Представительство во главе с Омаровым А. М. не раз обращались за помощью к духовным организациям. По ходатайству митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, власти края вернули здание старинной мечети Духовному Управлению мусульман Ставрополья [7, с. 139].

Можно констатировать тот факт, что РД и Ставропольский край объединяют совместные усилия для сохранения мира и согласия в регионе на государственном уровне. Так, губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский провел рабочую встречу с полномочным представителем республики Дагестан в Ставропольском крае Абдулой Омаровым. На встрече говорили о необходимости объединить усилия власти и представителей национальных диаспор по гармонизации межнациональных отношений, а также сохранению мира и согласия в регионе [10]. 

Таким образом, как на территории Ставропольского края проживают десятки тысяч дагестанцев, так и в Республике Дагестан проживают представители русской этнической группы. Немало ставропольцев живут и трудятся в РД. На территории края действуют культурные Центры народов Дагестана, Советы диаспор проживающих здесь дагестанских народностей, общественно-политические организации. В Дагестане существует Центр социальной защиты русскоязычного населения. Тесную связь поддерживает православная община РД с представителями конфессии и Ставропольской епархией и т. д. [13]

Поэтому обе стороны должны быть заинтересованы в развитии дальнейших отношений, несмотря даже на то, что на сегодняшний день имеются трудности в решении этих вопросов. Необходимо искать взаимовыгодные пути, всячески поддерживать друг друга, сохраняя при этом традиции дружбы народов. В принципе тем, чем и занимается Правительство республики Дагестан совместно с руководством Ставропольского края.

Статья выполнена при финансовой поддержки РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Общественно-политические взаимоотношения, миграционные контакты и социально-бытовые связи РД с Краснодарским краем, Ставропольем и Ростовской областью в 1980-2010 гг.» Проект 12-31-012001

Рецензенты:

Искендеров Гаджимурад Абдуллаевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, г. Махачкала.

Семенов Игорь Годович, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, г. Махачкала.