Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Левина М.А.

Туризм во всем мире считается одной из самых значительных отраслей экономики. Туризм - это сложный процесс, в основе которого лежат наука, культура и образование. С начала 90-х годов, на базе старой экскурсионной системы, начали создаваться туристические организации различных форм собственности, занимающиеся в основном выездным туризмом.

С переходом к рыночным отношениям в России, стало ясно, что без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело кадров немыслимы глубокие качественные изменения в туристической отрасли.

Система подготовки кадров для сферы туризма в России получила развитие, начиная с 1993 г., в связи со стремительным ростом количества туристских фирм. В основном подготовка специалистов осуществлялась на уровне среднего специального образования для гостиничной и ресторанной сферы. Специализированное туристское высшее образование давалось лишь в Высшей школе профсоюзного движения при ВЦСПС, при "Интуристе", "Спутнике" и ВЦСПС имелись институты и иные учебные заведения для повышения квалификации своих сотрудников.

В настоящее время кадры для сферы туризма готовятся в учреждениях среднего специального, высшего и дополнительного образования. Справочник "Образование в туризме", изданный в 1996 г., содержал сведения о 43 вузах, колледжах, лицеях и техникумах. На данный момент в стране насчитывается более 200 учебных заведений, большая часть которых - вузы, где ведется подготовка кадров для туристской отрасли.

После принятия в 1996 г. Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации", в которых содействие кадровому обеспечению рассматривается как один из методов государственного регулирования и реализации государственной политики в сфере туризма, количество учебных заведений, где готовятся специалисты для туристской индустрии, стремительно возросло. Высшее образование в сфере туристского и гостиничного бизнеса, как правило, предлагается в институтах и университетах, в основном, экономического или гуманитарного профиля, и существует преимущественно на коммерческой основе.

Однако, отрасли необходимы не только управленцы, но и туристические технологи по узкой части, организаторы туристических цепей, специалисты среднего звена и обслуживающий персонал.

Средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов для туристских фирм, гостиничного и ресторанного бизнеса, явно недостаточно. Обучение ведется на базе техникумов и колледжей, а также лицеев технического или социально-культурного профиля. Предлагаемое обучение ведется в рамках государственных образовательных стандартов, содержание которых не полностью соответствует практическим потребностям работодателей.

Согласно опроса, проведенного среди руководителей туристических организаций в Центральном регионе России, сектор подготовки кадров не соответствует потребностям туристской отрасли ни в количественном, ни в качественном отношении. Существующие учебные программы не всегда отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их академичности и неориентированности на практическую работу в туристской индустрии. В равной степени это касается учебников и учебных пособий, составляемых преподавателями профильных учебных заведений, не имеющими практического опыта работы в туристической индустрии и, в основном, пришедших в сферу образования в туризме из других отраслей. Лишь немногие преподаватели, пришедшие из практической деятельности в туристском бизнесе, демонстрируют требуемый уровень необходимых прикладных знаний в сфере туризма. Таким образом, в настоящее время далеко не все учебные заведения данного профиля дают необходимые практические знания и навыки для работы в туристской индустрии. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь специалисты начального уровня и менеджеры среднего звена. Отсутствует мониторинг потребностей в специалистах различного профиля учреждений туристского и гостиничного бизнеса.

В целом практики туристской индустрии придерживаются мнения, что существующая сегодня система образования в туризме является недостаточной и несовершенной. Однако специалисты-практики смогли судить о результатах деятельности высших учебных заведений только после 1998 г. - первого поколения выпускников на рынке труда.

Для совершенствования туристского образования в высших учебных заведениях необходимо принятие новых образовательных стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительно расширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из туристской индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин.

В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования существующих и создания новых учебных заведений для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса среднего звена и начального уровня, дающих практические знания и навыки, а также возможность периодического прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам их практической деятельности. Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов из других отраслей, начинающих работать в индустрии туризма, при этом даются как базовые теоретические, так и практические знания и навыки.

 Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно, регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок с целью наглядного детального изучения планирования и реализации стратегии деятельности туристской организации.

 В последние годы начался массовый выпуск специалистов для туристического бизнеса. Насколько полезными смогут они стать для своего бизнеса, будет являться показателем качества предоставляемых услуг образовательными учреждениями.