Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SMALL BUSINESS IS THE BASIS OF THE REGIONAL ECONOMY

Makucshenko L. V. 1 Seliverstova Y. A. 1
1 Surgut State Pedagogical University
Nowadays, for the development of Russia identified several priority areas, among which include the increase in GDP, the diversification of the economy – the transition to innovation model of development, investment in human capital. However, all these areas, despite their positive sides can’t inspire confidence in the business sector. This is primarily due to incompetent conduct of investment policy, in connection with which small businesses – potential investors continue to hold their funds in banks. Among other problems, you should include the absence of stimulating the market, social inequality and inter-bundle. On the other hand, the elimination of these adverse effects, according to experts, can help small business. However, controversial history of its development still affects its status and development in our country. Realizing this, the government is taking measures to small business development, at both the federal and regional levels. The past two years, it was possible to trace a definite trend in the development of innovative companies, aimed at energy saving policy. One of the key areas where urgent need to implement mechanisms to regulate power saving mode is the housing and communal services. Diversification in the development of small business, it should be noted positive trends in the development of agriculture. There has been progress in agriculture, although the climatic conditions of the North do not contribute to this activity. Realizing the futility of state-owned enterprises, municipalities are paying attention to farms and private plots of citizens. Thus, it should be noted that all the problems, achievements and successes of small businesses at both the federal and regional levels require more attention and a lot of efforts from the side of the state and society.
small business
diversification
power saving.

Введение

Задачи, стоящие перед реальным сектором экономики на начало 2-го десятилетия 21-го века, определяются  «Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года». Как подчеркнул Д. А. Медведев: «Впервые за долгие годы формируются планы развития страны на десятилетие вперёд, и это один из решающих факторов успеха». В «Стратегии 2020» можно выделить три ключевых элемента: во-первых, это вхождение России в группу ведущих мировых держав по объёму ВВП, по среднедушевому доходу, а также по множеству других параметров; во-вторых, это изменение качества развития – переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели; в-третьих, это фундаментальные социальные изменения – инвестиции в человека. Необходимо создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина. Однако российский бизнес пока не уверен в перспективах развития экономики, определённых правительственными программами.

Возможно, Россия выходит из кризиса, однако все это происходит на фоне проблем с инвестиционным предпринимательским климатом (бизнес-сообщество не спешит вкладывать деньги в развитие, а держит в банках; отсутствие технико-экономического обоснования инвестиционной политики приводит к внедрению устаревших технологий и оборудования); проблем с развитием конкурентной  среды (отсутствие стимулирующего рынка), проблем беспрецедентного уровня и масштаба социального неравенства и межрегионального расслоения. Так, совокупный доход 10 % богатого населения превышает совокупный доход 10 % бедного в 30 раз (стандарт – 10 раз); увеличивается уровень социального расслоения – на 100 руб. прироста валового регионального продукта в расчете на душу населения бедные получают прирост доходов в 5 раз, а богатые – в 200 раз; проводится неотложная налоговая политика – единой налоговой ставке в 13 % оппонирует дифференцированная налоговая мировая практика: олигархи во Франции платят 57 %; в Дании – 61 %; в Италии – 66 % [1].

России не удалось диверсифицировать экономику, зависимость от цены на нефть – пока абсолютная и определяющая объёмы ВВП.  Страна полностью зависит от экспорта. В объёме ВВП доля малого бизнеса составляет 10–12 %, в нем занято около 23 % трудоспособного населения (Европа, США – малый бизнес в ВВП составляет от 40 % и более) [6].                                                                             

Даже социально-технологическая революция сегодняшнего дня находит своеобразное проявление в отечественной цивилизации; снижение общей культуры, рост страха и недоверия к соотечественникам (77 %) – один из самых высоких показателей в мире [1]. Все  это далеко не полный перечень факторов, не способствующих эффективной  реализации задач, поставленных программными документами власти перед населением России.

Одним из главных и возможных решений, позволяющих избежать рост негативных социально-экономических последствий от развития бизнеса и добиться успеха в реализации ключевых проблем, может, по мнению многих экспертов, стать  малый бизнес.

Сегодня не следует доказывать тот факт, что малый бизнес является основой большой экономики многих стран. Россия пока является исключением. Так,  по данным Росстата на конец 1-го квартала 2010 года, в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5 % меньше, чем годом раньше. Эта тенденция сохранилась и в 2011 году, что объясняется прежде всего тем, что была увеличена налоговая нагрузка в 2,4 раза с 2011 года. И несмотря на всевозможные акции со стороны бизнес-сообщества и общественных организаций, предполагающих последствия реформы, направленные на выражения несогласия малых предприятий с решением и увеличением страховых взносов, ЕСН для малого  бизнеса был увеличен с 14 % до 34 % [4].   

По данным социологических исследований, проведённых правительственной комиссией по развитию малого и среднего бизнеса, каждый 5-ый предприниматель свернул свою деятельность в 2011 году, увеличение налоговой нагрузки, связанное со вступлением в силу с 1 января 2011 г.,  снизило уровень заработной платы в данном секторе экономики. Увеличилось количество теневого бизнеса [4].

Как известно, президент России уже отреагировал на некоторые посылы предпринимателей малого бизнеса, но только лишь частично. Его решение, связанное с установлением более низкой ставки страховых взносов на уровне 26 % для производственных предприятий, коснётся по предварительным подсчётам всего лишь 15–17 % предпринимателей, работающих на «упрощёнке» или ЕНВД [6]. Однако в настоящий момент законодательство не содержит каких-либо требований, позволяющих отнести малый бизнес к производственной или социальной сфере.

И несмотря на имеющиеся проблемы, малый бизнес демонстрирует завидную стабильность, более того, наметилась определённая перспектива в диверсификации сфер деятельности, чему способствуют усилия, направленные правительством на развитие малого бизнеса как задачу исключительной важности.

Более того,  важной особенностью сегодня в системе занятости малого бизнеса стало активное развитие вторичной занятости. Особенно высока доля предприятий вторичной занятости на предприятиях образования (41,4 %), науки и научного обслуживания (36,7 %), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения (21,8 %). Всё это – свидетельство того, что малый бизнес способствует определённому смягчению ситуации на рынке труда, увеличивая доходы этой группы населения, повышает тем самым уровень и качество их жизни [4].

Все эти успехи актуальны как для России, так и для её субъектов Федерации. ХМАО-Югра не является исключением, а, возможно, в отличие от других регионов в большей степени является основным ресурсом по увеличению ВВП страны.

Основной характеристикой состояния российской экономики и соответственно экономики автономного округа в 2010 году стал переход к восстановительному росту. После январского замедления и снижения экономической активности, в феврале-декабре 2010 года ускорение роста наблюдалось уже по большинству макроэкономических показателей, и в настоящее время в экономике автономного округа преобладают положительные тенденции [5]. Основными факторами роста в 2010 году стали: повышение доходов экспортёров, замедление темпов инфляции, увеличение инвестиций, что поддержало темпы роста промышленности. ВРП составил 101,4 % к соответствующему периоду 2009 года.

Так,  на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2011 года накопленная добыча нефти составила 9697,6 млн тонн.  В 2010 году добыча нефти округа составила 266 млн тонн, что на 1,7 % ниже уровня добытой нефти в январе-декабре 2009 года. В целом по России объём добычи нефти за 2010 год составил 505,2 млн тонн или 102,2 % к аналогичному периоду 2009 года. На долю автономного округа по итогам 2010 года пришлось 52,6 % общероссийской добычи нефти, за аналогичный период 2009 года этот показатель составлял 54,8 %. Объем естественного газа, извлеченного из недр (ресурсы за 2010 год) составил 36,3 млрд  куб. метров и по сравнению с уровнем 2009 года увеличился на 0,8 %. В целом по России за 2010 год было добыто газа 650,3 млрд  куб. метров, что на 11,6 % больше, чем за 2009 год. Доля автономного  округа  в общем объёме добычи газа составила 4,8 %. В основном на территории автономного округа ведётся добыча попутного нефтяного газа, доля природного газа в общем объёме добычи газа составила около 0,17 % [7].                                                                         

   При данных технико-экономических показателях объективно стать лидером по развитию малого и среднего предпринимательства невозможно. Однако определённые шаги в этом направлении делаются.

Сегодня на территории округа зарегистрировано 49,3 тыс. индивидуальных предпринимателей, действует около 18,2 тыс. малых предприятий с учетом микропредприятий и 226 средних предприятий, где работает 92,9 тыс. чел. в малых предприятиях и 26,2 в средних предприятиях, что составляет 11 % населения округа. Только за 2010 год было открыто 607 малых предприятий, сохранено 5169 рабочих мест и создано 1671 рабочее место. Показатели подтверждают стабильный рост количества ИП (в 2009 году – 46,7 тыс. человек) и работающих в малом бизнесе (2009 год – 77 тыс. человек) [7].

Одним из механизмов по повышению деловой активности в малом предпринимательстве являются законы, принимаемые на уровне округа, например, №213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре», которые позволили направить только в 2010 году консолидированный объём средств  в малый бизнес в сумме 2911,4 млн  руб., в том числе средств округа 334 млн  руб. (2009 год – 1,7 млрд  руб.). Также повышению деловой активности в Округе способствует реализация мероприятий по программе развития малого и среднего бизнеса, в том числе поддержка начинающих предпринимателей в виде грантов, на создание собственного бизнеса, микрофинансирование, компенсация процентной банковской ставки, обеспечение гарантий по обязательствам, обучение предпринимателей и др.

   Особое внимание уделяется развитию инновационного предпринимательства: организовано консультирование, оказывается финансовая поддержка предприятиям, реализующим конкретные бизнес-планы, ведется работа по созданию объектов инфраструктуры, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.

В округе действуют различные Фонды, осуществляющие поддержку малого бизнеса: Фонд окружной поддержки предпринимательства, Фонд содействия, фонд микрофинансирования, Гарантийный фонд; функционирует технопарк высоких технологий ХМАО-Югра, Окружной бизнес-инкубатор, на базе которого осуществляется формирование фонда нежилых помещений для размещения субъектов предпринимательства по льготным ставкам. На территории округа утвержден перечень государственного имущества, находящегося в пользовании субъектов малого и среднего предпринимательства. По состоянию на 1.01.2011 года 129 субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа реализовали преимущественное право на приобретение арендуемого ими имущества, находящегося в муниципальной собственности, в результате чего приватизировано 141 объект недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, находящегося в муниципальной собственности, с общей площадью 29,6 тыс. кв. метров. Далеко не полный перечень преференций, оказываемых округом для развития малого бизнеса, свидетельствует о создании целостной системы поддержки предпринимательства [3].

Одним из основных направлений, где необходимо срочно внедрять механизмы по регулированию энергосбережения, является жилищно-коммунальная сфера. Проблема регулирования тарифов ЖКХ – важнейшая для населения России, это  не только социальная, но и политическая проблема. Сегодня нельзя не обратить внимание на проблемы: удорожания услуг, связанного с большим количеством посредников; качества услуг; необоснованности тарифов и существующих нормативов в системе ЖКХ и т.д. [2]. Необходимо либо модернизировать существующие, зачастую морально и физически  устаревшие мощности и сети, либо, когда это экономически целесообразно, реализовать проекты децентрализации.

Сегодня происходит реформирование ЖКХ, в частности, речь идет об активном внедрении энергосберегающих технологий, чему предшествует огромная работа, проводимая предприятиями и малого бизнеса – это составление пообъектных энергетических паспортов, аудита в целом предприятий по использованию энергоресурсов. Опираясь на европейский опыт, делается упор на возникновение в этой сфере сервисных компаний.

Говоря о диверсификации в развитии малого бизнеса, нельзя не отметить положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса.  Для развития агропромышленного комплекса сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим  деятельность на территории округа, по состоянию на 1-е января 2011 года из бюджета всех уровней была оказана государственная поддержка в объёме 793 млн  руб., что позволило нарастить объёмы по производству  картофеля, овощей, хозяйствами всех категорий произведено на 3–4 % больше по сравнению с 2009 годом  молока, яиц, мяса [7].

Наметился прогресс в сельском хозяйстве, хотя климатические условия Севера не способствуют этому виду деятельности.  Осознав бесперспективность государственных предприятий, муниципалитеты уделяют внимание фермерским хозяйствам, которые за два года выросли с 14 до 29 в Сургутском районе (в ХМАО – 126 крестьянско-фермерских хозяйств). На 25 % выросли личные подсобные хозяйства граждан, что отразилось на росте выпуска продукции, в основном животноводства. Так, практически за два последние года обеспеченность собственной мясо-молочной продукцией достигла 10 % [2]. Безусловно, цифра не велика, но перспектива  развития этого малого бизнеса очевидна.                                                                                          

Подводя итог по развитию малого бизнеса в России, можно сказать следующее: все эти проблемы, достижения и успехи требуют более пристального внимания и приложения максимальных усилий.

Комплексная система поддержки малых и средних предприятий доказала свою эффективность [8]. По недавним опросам, на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы ваши дети занимались бизнесом?» 65 % опрашиваемых ответили положительно, а на вопрос «Что сегодня мешает Вам при ведении бизнеса?» три года назад ответ был однозначным – 70 % опрашиваемых предпринимателей указывали на административные барьеры при открытии бизнеса, а сегодня 70 % опрашиваемых ответили: «Отсутствие средств, способствующих модернизации предприятия и внедрению инновационных технологий».

Рецензенты:

 Лебедев Никита Андреевич, д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов Московского института экономики, политики и права (МИЭПП), г. Москва.

Кузнецова Тамара Евгеньевна, д.э.н., гл.н.с. Центра исследований реального сектора экономики Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт экономики РАН", г. Москва.