Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL PROBLEM OF CONSTRUCTING THE MODEL OF HIGHER EDUCATION GRADUATES

Ильязова М.Д.
The article is devoted to modern higher education′ s actual problem – perfecting of the model of a future specialist in the stream of the competence based approach concerning goals and results of professional higher education the main methodological approaches to the constructing the model of higher education of graduates are examined in the article as well as foundation for using competence based approach for solving such tasks and given here. The article uncovers the results of exploration of specific and generic nature of such notions as «competence» and «competency», further on it characterizes inter dependence of the above mentioned categories. Тhe author also defines the structural competent of the tern competence/ competency such as cognitive, conative, axiological, motivated as wells as competent of ability and self regulation.

Качество профессионального образования - сложная многоуровневая и динамичная система качеств, ориентированных на обеспечение целостного результата - качества выпускника, которое определяется степенью соответствия целей и результатов образования. Именно цель задает формы, средства, содержание, от цели зависит ход образовательного процесса и, конечно, результат образования. Определяя цели и результаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все большее внимание уделяют единству мотивационно - когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника. Наиболее емким понятием, отражающим это единство, оказались понятия «компетентность» и «компетенция» [4]. Именно компетентность будущего специалиста и должна выступать сегодня в качестве основного образовательного конструкта модели выпускника.

Проблема постоянного совершенствования модели выпускника любой специальности актуальна уже в силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамичного общества. Еще одним важным аспектом новизны и актуальности исследования выступает Болонский процесс, и присоединение к нему России определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс. Как известно, основной категорией этого общего языка выступают понятия «компетентность» и «компетенции».

На наш взгляд, компетентностный подход также позволяет решить некоторые проблемы существующих моделей:

  • узкий технократический подход к определению содержания модели будущего специалиста [1],
  • отсутствие единого смыслового содержания при подборке категорий, отражающих те или иные компоненты модели выпускника, это приводит к неопределенности, нечеткости и, как следствие, недиагностичности целей образования, невозможности достоверно оценить качество образования;
  • некоторую «однобокость» моделей, которая выражается в том, что «существующие модели наиболее полно удовлетворяют только профессиональным требованиям, в основном - социально-психологическими, и, с натяжкой, обеспечивают развитие личностных и творческих качеств будущего специалиста» [8]

Само понятие «модель» употребляется в современной науке в самых различных смыслах, однако сущность его можно свести к следующему определению: модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. К особенностями моделей С.И. Архангельский [2] относит приближенность; ограниченность представления структуры или функционирования того или иного объекта; тенденциозность (представленность объекта лишь с некоторых сторон); допущение всевозможных идеализаций и отвлечений. Основными принципами моделирования, согласно С.И. Архангельскому, являются: наглядность - выразительность модели (конструктивная, изобразительная, знаковая, символическая), определенность (четкое выделение определенных сторон изучения), объективность (т. е. независимость проведения исследований от личностных убеждений исследователя) [2].

Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров выделяют следующие три этапа построения модели: 1)стадия структуризации - формирования состава основных базовых элементов модели; 2) стадия композиции - формирования общей структурной схемы; 3) стадия регламентации - проектирование управляющих воздействий [3].

Модель выпускника той или иной специальности строится на основе модели специалиста (модели личности специалиста, модели трудовой деятельности специалиста, модели компетентности специалиста): современной и прогнозируемой. Основными параметрами моделей, по мнению Р. Петруневой, Н. Дулиной, В. Токарева [8] служат:

  1. требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач;
  2. необходимые для этого знания и умения;
  3. специфические социальные и психологические качества, обеспечивающие эффективность деятельности.

В.Г. Пищулин [9] - пишет о том, что многие исследователи, работая над моделью специалиста, выделяют две её главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

Любая практическая задача может быть решена эффективно, если существуют научно методологически и методически обоснованные стратегия и тактика реализации этой задачи. Методологическим вопросам разработки модели специалиста посвящены работы В.Е. Анисимова и Н.С. Пантиной [1] (деятельностный подход) и Е.Э. Смирновой [10] (деятельностный подход), Е.А. Климова [6] (субъектный подход), Е.М. Ивановой [5] (профессиографирование, системный, деятельностный и субъектный подходы), Н.Ф. Талызина (задачный поход), В.Д, Шадриков (системный подход)[11]. Так, В.Е. Анисимов и Н.С. Пантина (авторы одной из самых ранних работ в этой области) обращают внимание на то, что в технических вузах страны разработка модели специалиста шла в следующих направлениях:

1) описание видов деятельности, функций, выполняемых на рабочих местах (научно-исследовательская деятельность, проектно-конструкторская деятельность, производственная деятельность);

2) определение знаний, умений, связанных с той или иной частной функцией, осуществляемой на определенном рабочем месте, а также предметов специальных профилей, способствующих выработке этих знаний и умений.

Е.Э. Смирнова дает обоснование важности эмпирического подхода в формирование модели специалиста. Построение модели, по мнению автора, предполагает установление: «а) функциональной сущности специалиста; б) широты его профессионального профиля; в) профессиографических характеристик; г) экспертных оценок и прогнозов развития этой деятельности на ближайшую или отдаленную экспертизу; схемы учебных дисциплин с учетом их объема и содержания»[10, с.6]. В рамках теории деятельности Е.Э. Смирнова вводит следующие описательные параметры модели.

1. Характеристики, описывающие параметры деятельности: «проблемы (задачи). Набор наиболее существенных проблем или задач, которые приходится решать данному специалисту в его повседневной деятельности, типы деятельности - способы, приемы, с помощью которых решаются задачи и осуществляется деятельность, функции - обобщенная характеристика основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии, пути решения, которые использует специалист, сталкиваясь с той или иной проблемой» [10, с.27];

2. Характеристики, отражающие особенности специалиста как человека -носителя определенных профессиональных функций: «знания - те сведения теоретического и прикладного характера, которыми оперирует в своей деятельности специалист; умения и навыки - приемы и способы, с помощью которых достигаются результаты, качества - индивидуально-типические параметры личности, обеспечивающие успешность действий в избранной области, установки, ценностные ориентации, мировоззрение» [10, с.27].

 Н.Ф. Талызина предлагает для построения модели специалиста выделить и описать типовые задачи, которые будет решать специалист в своей будущей профессиональной деятельности (задача - это цель, заданная в определенных условиях, это структурная составляющая деятельности, которая образует замкнутый цикл функционирования знания). Их можно дифференцировать на группы: 1) задачи, которые должны уметь решать все специалисты вне зависимости от конкретной профессии или страны проживания; 3) задачи, специфичные для данной страны; 3) собственно профессиональные задачи.

В работе Е.М. Ивановой [5] в качестве методологического подхода к психологическому изучению трудовой деятельности представлено системное профессиографирование (конструктивное), основными принципами которого являются: принцип поэтапности познания трудовой деятельности, принцип многоуровневости познания объекта, принцип дифференцированного изучения и описания характеристик трудовой деятельности - сбор именно той информации, которая была необходима для решения задачи построения модели выпускника, комплексность - использование комплекса методов (наблюдения, опроса, изучения документации, трудового, биографического, статистического и др.), где метод эксперимента осуществляет функцию контроля правильности постановки задач и её решения [5].

Е.А. Климов [6] - крупнейший специалист в области профессиональной психологии - представляет т.н. субъектный подход в описании деятельности специалиста. Субъектный подход предполагает изучение личностного и психологического уровней регуляции субъект - объектных взаимосвязей в процессе трудовой деятельности. Согласно этой концепции необходимо описать объект труда - конкретный нормативно заданный процесс труда. Также исследуется субъект труда - носитель предметно-практической деятельности и познания.

В рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО основным элементом модели выпускника становится компетентность \ компетенции. Компетентность - интегральное качество личности - это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом: когнитивный компонент (знания); мотивационный компонент; аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности); конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности); способности; эмоционально-волевой компонент (саморегуляция).

Исследовательская работа в этом направлении находится на своем начальном этапе (построение гипотетический модели социолога) и будет продолжена, предварительные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного подхода.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Астраханской области (грант РГНФ № 07-06-31605 а/Ю)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста// Советская педагогика, №5, 1977. - с.100-108.
  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
  3. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.-359 с.
  4. Зимняя И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.
  5. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности /Е.М. Иванова: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 94 с.
  6. Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды/ Е.А. Климов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с. - (Серия «Психологи России»).
  7. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста //Высшее образование в России. 2000. №5.
  8. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования //Высшее образование в России, 1998. №3, с. 40-46.
  9. Пищулин В.Г. Модель выпускника университета //Педагогика, №9, 2002 г.- с. 22-27.
  10. Смирнова Е.А. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием /Е.А. Смирнова. Л.: Издательство ленинградского университета, 1977. - 136 с.
  11. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Издательство: «Наука», 1982. - 186 с.