Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE METHODS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF HOUSING COMMUNAL SERVICES

Radina Yu.I. 1
1 The Department of Housing and Public Works of the city of Moscow
Constant changes in the informatization legislation in all areas of housing and communal services and other problems of this aspect require a search for innovative methods of training specialists in the fields of HCS. The author is discusses the problem of education for people who already have special training. It is an education of adults. The author analyzes the concept of “innovation”, “pedagogical innovation”, examines the characteristics of adult learning. Adult is education in the field of housing and communal services in accordance with the needs of the labor market and the changing needs of the population is a multidimensional process of acquiring new and develop existing professional competencies. Taking an scientific interest the description of the German Management Academy of Lower Saxony DMAN experience – the content of the program “Housing”. Department of housing and improvement of the city of Moscow is celebrates major areas that the most concern residents of the metropolis. They are maintenance and repair of city facilities, operation and management of housing stock, improvement of urban areas and parks, social policy. The author distinguishes the method of case studies as an effective mechanism in improving professional skills of specialists in the field of HCS.
professional skills
case-study
innovative
housing communal services
Благоустройство дворовых территорий, ремонт подъездов, замена детских площадок, расселение аварийного жилья - эти и многие другие вопросы в области ЖКХ волнуют каждого человека. Во многом их решение зависит от качества подготовки специалистов жилищно-коммунального хозяйства. При этом речь идёт не только о студентах учреждений среднего и высшего профессионального образования, но и о специалистах системы ЖКХ. Образование людей, уже имеющих специальную подготовку, отвечает запросам сегодняшнего рынка труда. Постоянные изменения нормативно-законодательной базы, информатизация всех направлений ЖКХ и многие другие проблемы требуют поиска и внедрения инновационных подходов к подготовке специалистов в области ЖКХ.

Понятие «инновация» появляется в исследованиях в XIX веке и означает введение элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» И. Шумпетер (1912) рассматривает как исследование новых комбинаций существующих производственных сил для решения коммерческих задач, которые являлись бы источником развития экономических систем. Учёный представил механизм нововведения в виде цепочки «наука - исследование - разработка - производство - потребление» [4].

Ф. Пиксон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудований.

Н.Д. Кондратьев разработал теорию циклического развития, по которой динамика нововведений представлена как целенаправленное и интенсивное использование открытий, одновременно меняющих и социальную жизнь.

Педагогические инновации в 50-е годы ХХ века широко изучаются за рубежом и с конца ХХ века - в России. Сущность педагогических инноваций представлена в трудах В.А. Сластенина, М.М. Поташника и др. В.П. Власов отмечает, что под «инновацией» подразумевается коммерциализация результатов творческого труда, в том числе и в гуманитарных областях знаний, реализуемых на рынке товаров и услуг (либо в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах). Педагогическая инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную сферу стабильные новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Образование взрослых в области ЖКХ в соответствии с запросами рынка труда и изменяющимися потребностями населения представляет собой многоаспектный процесс приобретения новых и развития имеющихся профессиональных компетенций. С.Г. Вершловский отмечает, что психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого обучающегося от школьника или студента:

  • взрослый осознаёт себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им;
  • взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;
  • его мотивация к учению заключается в совершенно прагматичном подходе - он стремится с помощью учёбы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечения и др.);
  • в отличие от ученика или студента он стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учёбы;
  • его восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом его мозг стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией [3, c. 8].

Проблема обучения специалистов в области ЖКХ свойственна не только России.

Рассмотрим опыт Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии DMAN. Семинары DMAN позволяют руководителям администраций и коммунальных хозяйств ознакомиться с опытом, накопленным в Германии в процессе административной реформы, приватизации, публично-частного партнёрства. Также Академия DMAN предлагает руководителям предприятий специальные отраслевые семинары и тренинги по профессиональным вопросам и темам. В подготовке и проведении семинаров принимают участие опытные специалисты государственных и коммунальных структур управления, руководители коммунальных предприятий, что позволяет решать практические вопросы, с которыми коммунальщики сталкиваются сейчас. В зависимости от целевой аудитории и темы занятий подбираются соответствующие методы тренинга: презентация с последующим обсуждением, разборы конкретных ситуаций (кейс-стадий), деловые и ролевые игры. Интерес представляет практиконаправленная часть программы: посещение государственных, публичных и муниципальных учреждений, способствующее естественному участию обучающихся в процессе управления ЖКХ и обмену опытом.

К примеру, программа «Жилищное строительство» рассчитана на глав региональных или местных администраций, руководителей строительных предприятий. Полезный эффект программы: опыт практиков немецкого жилищного строительства, актуальная информация о современных технологиях и материалах, в т.ч. о технологиях энергосбережения, переработки отходов и утилизации вторсырья. В содержании программы «Жилищное строительство» включены следующие разделы:

  • жилищное строительство в Германии (общий обзор);
  • технологии строительства одно- и многосемейных домов;
  • ремонт и реконструкция существующих жилых зданий;
  • финансирование риелторских проектов;
  • организация производства и управление строительным предприятием;
  • экология, переработка отходов и утилизация вторсырья;
  • монолитное строительство жилых домов.

В ходе обучения по данной программе предусмотрены информационные посещения:

  • местные строительные ведомства;
  • строительные участки: новостройка/модернизация;
  • предприятия по производству строительных машин и оборудования;
  • типовые дома [3].

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отмечены такие основные направления, которые наиболее волнуют жителей мегаполиса:

  • содержание и ремонт городских объектов;
  • эксплуатация и управление жилищным фондом;
  • благоустройство городских территорий и парковых зон;
  • социальная политика.

Для успешного развития вышеуказанного направления обучение специалистов в последнее время стало проводиться на основе кейсов. Гладилина И.П. отмечает, что технология метода кейсов довольно проста: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, которая происходила в реальной жизни, и в ней отображается тот комплекс профессиональных знаний и умений, которые нужно получить обучаемым [1].

В ходе исследования автором был разработан и реализован ряд обучающих кейсов. Все кейсы выстраивались на основе следующих требований:

  • чётко соответствовать заданной цели;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • быть актуальным «здесь и сейчас»;
  • не устаревать в течение определённого времени;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • иметь несколько вариантов решения.

Таким образом, инновационные подходы к подготовке специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства выстраиваются на основе имеющихся у обучающихся знаний, практического опыта и достижений современной науки.

Рецензенты

  • Гладилина Ирина Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами МГУУ Правительства Москвы, г. Москва.
  • Королева Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами МГУУ Правительства Москвы, г. Москва.