Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF ENVIRONMENTAL COMPETENCE IN CHILDREN OF PRIMARYSCHOOL AGE

Bogdanova E.P. 1
1 FGBOU VPO Kurgan State University
The implementation of a humanistic approach to education involves promoting environmental culture started primary school children. Human interaction with nature has a great psychological and educational potential, which can be used in environmental education as a factor in the formation and development of the cultural environment, competent person. This article raises the problem of the environmental expertise by additional primary school education, based on a specially developed methodological support. The article describes the scientific apparatus of the study, the approaches and their corresponding principles on which the system is built to form methodical environmental competence younger students. Theoretical justification confirmed by experimental work and their interpretation, and draw conclusions Pedagogical conditions of success teaching activities in this direction. In the article the experience to build environmental competence younger students.
ecological culture
environmental competence and preparation of environmental expertise.
Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о воспитании экологической культуры детей не только в общеобразовательном, но и в дополнительном образовательном учреждении. По данным различных источников, на сегодняшний день у учащихся преобладает утилитарный подход к природе, отношение к проблемам экологии не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, что позволяет говорить о пассивно-потребительском уровне экологической культуры [1].

Реализация экологического образования в системе основного (общего) обучения, а также в дополнительном образовании позволит не только изучить основы экологии, познакомиться с экологическими проблемами, но и сформировать экологически направленные убеждения, экологическое мировоззрение, сознание, привить привычки, нормы и правила экологически обоснованного поведения, выработать умения и навыки экодеятельности у подрастающего поколения [4].

В системе дополнительного образования детей опора на деятельностный подход, а также в большей степени на игровые методы позволяет развивать у воспитанников интерес к знаниям, расширять кругозор, а также раскрывать творческий потенциал личности.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс экологически направленного обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В этом ракурсе начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающему миру и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека [3].

Другим аспектом, отличающим экологическое образование, является то, что несмотря на взаимодействие в педагогическом процессе трех главных компонентов: «знания - отношения - поведение», наиболее актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Хотя данные аспекты в разной степени отражены в научных исследованиях, однако недостаточно полно теоретически обоснована, отражена в эмпирических исследованиях роль дополнительного образования в формировании основ экологической компетентности у младших школьников.

Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста определили проблему исследования, заключающуюся в выявлении педагогических условий успешности формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста, разработке методических рекомендаций педагогам общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений.

Необходимо всесторонне изучить проблему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста на занятиях кружков в системе общеобразовательного и дополнительного образовательных учреждений.

Цель исследования: обосновать теоретико-методическое основание и разработать методические рекомендации формирования экологической компетентности младших школьников средствами дополнительного образования.

Основной задачей прикладного характера является разработка образовательного учебно-методического комплекса по организации и реализации учебно-воспитательной программы по формированию экологической воспитанности младших школьников на занятиях кружка в общеобразовательном и дополнительном образовательном учреждении.

Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе и дополнительном образовательном учреждении.

Предмет исследования - процесс формирования экологической компетентности у детей младшего школьного возраста на занятиях эколого-биологического направления.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс формирования экологической компетентности младших школьников будет педагогически действенным, если:

  • основной акцент будет сделан на то, что компетентность как интегральное качество личности является необходимым основанием развития экологической культуры школьников;
  • будет обосновано теоретико-методическое основание формирования экологической компетентности младших школьников;
  • будут определены педагогические условия успешности формирования экологической компетентности младших школьников;
  • будет разработана и реализована методическая система, обеспечивающая полноту усвоения экологических знаний и умений, определяющих основы экологической компетентности учащихся.

Базой исследования стали общеобразовательные школы города Кургана: МОУ «СОШ № 42», МОУ «СОШ № 32», МОУ «СОШ № 11», а также учреждение по дополнительному образованию детей города Кургана - Детский (подростковый) центр «Луч-П» («Луч и подросток»). В исследовании приняли участие учащиеся младших классов данных школ. Исследование проводилось с 2009 по 2011 год.

В основу опытно-экспериментальной работы положена программа эколого-биологического кружка «Махаон», которая апробирована в школах города.

Программа кружка «Махаон» является авторской, образовательной, комплексной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей детей. Деятельностный и личностно ориентированный подход к планированию занятий определяет содержание программы.

Результаты исследования. По результатам итоговой рефлексии, проведенной в конце второго года обучения, можно сделать выводы о том, что наблюдается динамика в отношении к природе, уровне интереса обучающихся к эколого-биологическим и социально-экологическим объектам, стремлении к работе с объектами живой природы, сформированности знаний, умений и навыков экологического характера.

У детей младших классов преобладает чувственное восприятие окружающего мира. Отношение ребенка к миру природы в разном возрасте неодинаково (динамично). Так, у младшего школьника преобладает когнитивный субъектно-непрагматический тип отношения, другими словами, он «меняет пользу на равноценность» [2; 6].

Дети младшего школьного возраста - это настоящие любители природы и окружающего мира.

Познавательный интерес у детей младшего школьного возраста к проблемам экологии родного края необходимо стимулировать, развивать и постоянно поддерживать.

Изучение курса экологии на занятиях кружка стимулирует интерес обучающихся к объектам живой природы. У учащихся вызывают интерес социально-экологические объекты города Кургана и области, а также темы занятий, связанные со знакомством с редкими и исчезающими видами животных и растении Курганской области.

Чтобы интерес и любовь к природе возрастали, необходимо на занятиях кружка прививать гуманное отношение к ней.

По данным проведенных контрольных срезов у детей младшего школьного возраста, на занятиях выявлено, что в начале изучения курса экологии воспитанники проявили значительный интерес к темам и проблемам экологии родного края.

Проведенный промежуточный контроль показал увеличение заинтересованности данными проблемами, желания поделиться знаниями с родителями, друзьями. В этот период начинает формироваться направленный интерес и к объектам живой природы как родного города, так и региона в целом. Учащимся интересно изучать природу родного края, знакомиться с объектами охраны и бережного отношения. У них формируется понимание значимости «Красной книги природы», в которую занесены те объекты, которые требуют повышенного внимания.

В этот период обучающиеся осваивают некоторые навыки экодеятельности, приобретают привычки бережного поведения в природе. У детей первых и вторых классов формирование основ экологического поведения и экодеятельности в природе успешно осуществляется на занятиях-экскурсиях.

По данным итогового тестирования можно сделать вывод о том, что, несмотря разный уровень знаний в начале занятий, в конце изучения курса уровень знаний учащихся выравнивается и значительно растет. Итоговый контроль показал, что ученики успешно усвоили материал занятий, уровень качества составил 70%.

В качестве условия, способствующего успешности реализации образовательной программы, необходимо отметить ее содержание, отвечающее принципам гуманизации, регионоведения, о чем свидетельствует наиболее высокий интерес к темам регионального характера и связанных со знакомством с живой природой.

Выбор формы и методов проведения занятий - значимое педагогическое условие. Опора на деятельностный подход позволила выбрать наиболее результативные формы занятий, среди которых экскурсии и педагогические мастерские наиболее эффективны.

Особенно результативной стала форма занятия - экологическая мастерская на основе игровых методов, где учитель выступает в роли консультанта (мастера).

В целом формированию у детей младшего школьного возраста гуманного отношения к природе способствуют занятия в рамках школьного курса изучения окружающего мира, а также занятия по дополнительному образованию детей.

В результате целенаправленного обучения учащихся начальной школы в системе дополнительного образования в форме кружков эколого-биологического направления наблюдается формирование: экологической компетентности, проявляющейся в гуманном отношении к природе, усвоении норм и правил поведения в природе; умения их формулировать и составлять собственные правила, а также знаний, которыми обучающиеся делятся друг с другом.

Опора на деятельностный и личностно ориентированный подходы позволяет достигать положительных результатов в формировании экологической компетентности у детей младшего школьного возраста, воспитании трепетного отношения к природе и к окружающему миру в целом.

Рецензенты

  • Моисеева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
  • Савиных Владимир Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.