Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATION OF THE CONTROL SYSTEM BY INNOVATIVE PROJECTS OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Gamidullaev R.B. 1
1 Penza regional center of the higher school (branch) of the Russian state university of innovative technologies and business
The innovative way of the development, regarded as of paramount importance the Russian economy, objectively assumes increase of a role of small business, and first of all, innovative. The state makes considerable efforts on support of this sector of economy, but, despite it, in Russia the level of development of small innovative business (SIB) is much lower, than in the developed countries. In our opinion, the similar situation is connected, first of all, with lack of a system approach to management of this sector of economy. In the present article attempt of application of classical methodology of a system approach to public administration in this sphere therefore the model of a control system by small innovative business in the Russian Federation is developed is undertaken. Use in practice of public administration of this model will allow to increase efficiency of functioning of small innovative business of Russia.
Small innovative business; public administration; control system; management efficiency; control system model.
Переход на инновационный путь развития отечественной экономики стал актуальной задачей еще в конце ХХ века. Жизненную необходимость инновационного развития подтвердил также мировой финансово-экономический кризис, когда возникли проблемы и на традиционном сырьевом рынке нашей страны. На сегодняшний день активность государства в инновационной сфере приняла масштабный  характер. Инновационный путь развития поставлен во главу угла российской экономики.

Инновационная модель экономического роста объективно предполагает возрастание роли малого предпринимательства, и в первую очередь, инновационного. Государство прилагает значительные усилия по поддержке данного сектора экономики. Несмотря на это, в России уровень развития малого инновационного предпринимательства (МИП) значительно ниже, чем в развитых странах. Его доля в структуре малого бизнеса незначительна и составляет, по различным оценкам, от 1,4 % до 3,5 %.

За последние годы инновационная активность предприятий в среднем по России показывала негативную динамику [5]. На наш взгляд, подобная ситуация связана, в первую очередь, с отсутствием системного подхода к управлению малым инновационным предпринимательством, который позволил бы собрать воедино все разрозненные элементы и обеспечил бы их слаженную работу в рамках единого механизма.

У истоков системного подхода к исследованию социальных явлений и процессов стояли К. Маркс, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, Й. Шумпетер и др.

Методологические основы теории систем, их структуры и признаки исследовали такие учёные, как Ю. Е. Волков, М. Вебер, Т. Парсонс, В. Парето, Х. Фрайер, Г. Зиммель, У. Аутвейт, Г. Терборн, Ю. Б. Хабермас, М. С. Каган, Э. М. Коротков, Р.А. Фахрутдинов, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Гиг Дж. Ван, Г. Спенсер и др.

Системно-структурная концепция общества и его подсистем разработана в трудах М. Кагана, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, А. Малиновского, Р. Мертона, К. Эриксона, Н. Смелзера и др.

В трудах Н. А. Джобавы, Е. Н. Борисенко, Л. И. Абалкина, Б. З. Мильнера, А. З. Дадашева, М. М. Бахмудова, С. Г. Симонова, И. Ю. Кадочниковой, М. И. Клеандрова, Т. Г. Линник,  Е. В. Витке, М. А. Любавиной раскрыты проблемы государственного управления малым предпринимательством, что позволило автору разработать концептуальные основы построения  системы управления малым инновационным предпринимательством в Российской Федерации.

Несмотря на обилие публикаций, наблюдается недостаточная изученность проблемы государственного управления малым предпринимательством, в особенности, инновационным, и большой разброс мнений по ряду вопросов.

Для построения системы управления МИП  предлагаем начать с базовых аспектов, касающихся непосредственно системного подхода в управлении, рассмотрение которых направит нас в русло классической методологии управления.

М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури указывают, что системой принято называть то, что решает проблему, и в глоссарии ей дают следующее определение: «Система - это единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого» [3, с. 694].

Фахрутдинов Р. А. [4, с. 155] дает следующее определение: «Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее в себя вход и выход системы, связь с внешней средой (взгляд вовнутрь, первично); 2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих воздействие субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (взгляд изнутри, вторично).

Структура системы - это совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным.

Построение системы - определение количества компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление между ними связей.

Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и/или придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения. При этом качеством называют специфику данного объекта [1, с. 22].

Коротков Э. М. указывает, что «понятие "система" чаще всего определяется как совокупность взаимосвя­занных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Глав­ными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия эле­ментов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочета­ние и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом...

Но системное представление объекта исследования должно быть допол­нено системным подходом к самому исследованию. Иначе может оказаться, что в процессе исследования мы превратим объект из системы в конгломерат элементов, свойств, аспектов и признаков [2, с. 36-37].

При проведении исследований в создании системы управления нужно установить наличие условий существования эффективного управления:

  1. должна быть известна оценка состояния объекта;
  2. цель управления должна быть сформулирована четко, допускать формализацию;
  3. должны существовать реальные варианты достижения искомого состояния или параметров процесса с применением существующих или возможных в своем существовании средств;
  4. должна существовать возможность воздействовать на объект управления по прямому каналу;
  5. интенсивность управляющего воздействия (на основе имеющихся ресурсов, пропускной способности каналов управления, мощности исполнительных устройств) должна быть достаточна для осуществления необходимых преобразований за располагаемое время;
  6. воздействия должны осуществляться в реальном масштабе времени, то есть достаточно быстро для того, чтобы реагировать на происходящие в объекте или процессе изменения [1, с. 11].

Теоретический анализ показал, что, несмотря на различные подходы, большинство современных авторов, давая определение и трактуя понятие «управление», обязательно упоминают маркетинг, целеполагание, менеджмент, планирование, организацию, мотивацию, контроль и анализ.

Субъект системы управления инновационными проектами МП на макроуровне - это государство, представленное в виде институциональной системы государственного управления МИП; объект управления - это малые инновационные предприятия.

Минусов сложившейся институциональной системы множество (дублирование функций, снижение ответственности и т.д.). Мы предлагаем создать один орган, причем очень высокого уровня, подотчетный только Президенту РФ (по аналогии с системой США и др. стран) и возложить на него все функции, связанные с управлением МИП.

Макромаркетинг в сфере малого предпринимательства, на наш взгляд, должен стать фундаментом при формировании политики развития МИП государственными органами. В ходе проведения исследования мы столкнулись с острой нехваткой информации о малом инновационном бизнесе в нашей стране. Таким образом, данная проблема требует первоочередного решения.

Макромаркетинг в сфере малого инновационного предпринимательства - это комплексный подход, используемый при осуществлении государственной инновационной политики развития сектора малого предпринимательства, который заключается в комплексном исследовании запросов малых инновационных предприятий и их эффективном удовлетворении посредством формирования научно-обоснованной системы регулирования и поддержки данного сектора экономики, способствующей эффективному функционированию МИП.

Наиболее важным представляется определение фактического состояния и реальных потребностей МИП. Здесь необходимо представление четкой картины состояния сектора малого инновационного предпринимательства, достигнутого на текущий момент в целом по стране.

Одним из важнейших решений в процессе макромаркетинга в сфере МИП является формирование на государственном уровне единой системы информации, в которой следует аккумулировать все данные, сопряженные с решением проблем МИП. Для этого необходимо создать особое государственное ведомство - Центр информации о МИП (ЦИМИП), чтобы обеспечить возможность постоянного обновления данных, а также их обработку с применением новейших компьютерных программ. Именно ЦИМИП должен выступить информационной базой для принятия решений по государственной политике развития МИП в стране. Он должен стать проводником, через который осуществляется обратная связь между государством и МИП.

Функции Центра представляются следующим образом:

  1. проведение социологических опросов и сбор данных по проблематике МИП и реакции малого бизнеса на государственные регуляторные решения;
  2. обработка социологических данных и их предоставление в уполномоченные государственные структуры поддержки МИП;
  3. публикация и распространение полученной информации, а также доведение до ведома предпринимателей малейших изменений в нормативно-правовом поле.

На наш взгляд, на формирование государственной политики в сфере МИП огромное влияние оказывают внешние и внутренние факторы государственной политики.

1. Внешние факторы государственной политики в сфере малого предпринимательства - это ограничивающие элементы государственной политики, в частности, состояние макроэкономических показателей в стране, уровень научно-технического и культурного развития, возможности государственного бюджета, размер государственного долга, особенности политических воззрений правящих кругов, географическое положение и ресурсный потенциал и т.п.

3. Внутренние факторы государственной политики в сфере малого предпринимательства - это система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, в том числе структура государственных органов поддержки, действующее законодательство и целевые государственные программы в отношении малого инновационного предпринимательства в рамках страны.

Таким образом, планирование в сфере МИП должно состоять из следующих этапов:

  1. Разработка долгосрочного прогноза развития малого инновационного предпринимательства в стране на 20-30 лет.
  2. Разработка генеральной инвестиционной схемы (с увязкой инвестиций с территориальными, трудовыми ресурсами, природными и т.п.).
  3. Формирование конкретных целей и задач в сфере развития МИП (с учетом результатов проведенных макромаркетинговых исследований фактического состояния и потребностей МИП, а также с учетом тех ролей, которые играет сектор МИП в социально-экономическом развитии государства).
  4. Разработка серии программ, направленных на развитие и поддержку малого инновационного предпринимательства.

При этом сформулированные цели в сфере развития МИП должны быть увязаны с общими целями государственного регулирования экономики, отраженными в стратегическом плане развития страны на данном этапе.

Подсистема целеполагания системы управления МИП должна позволять осуществлять синтез целей; проверку сформулированной цели на соответствие предъявляемым требованиям; декомпозицию целей; формализацию целей в виде критериев оценки эффективности как результатов инновационной деятельности МИП, так и самого процесса управления инновационными проектами МИП.

Цель может быть представлена как системное объединение (агрегирование) текущего состояния и ролей инновационных проектов МИП в развитии государства. Существует известное положение о том, что цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию объекта управления на систему.

При этом к цели рекомендуется предъявлять следующие требования: достижимости, измеримости, обеспеченности ресурсами (о чем мы отмечали выше), конкретности срока исполнения, стимулирующего действия [2, с. 408-409].

В качестве целей государственной поддержки и регулирования бизнеса, на наш взгляд, следует выделить двухуровневую систему целей:

  1. Стратегические - повышение конкурентоспособности российской экономики, структурная перестройка экономики, повышение уровня внутреннего валового продукта, рост налоговых поступлений в бюджет, стимулирование научно-технического прогресса.
  2. Тактические - рост технологического уровня МИП, привлечение инвестиций в МИП приоритетных отраслей, стимулирование экспортных операций МИП, повышение предпринимательской культуры и прибыльности МИП, формирование благоприятного общественного мнения о частном инновационном предпринимательстве.

Первоочередным заданием должно стать достижение тактических целей, а затем и стратегических.

После этого предлагаемый нами для создания орган по управлению в сфере МИП разрабатывает позицию государства по отношению к МИП, которая должна быть доведена непосредственно до самих малых инновационных предприятий, а именно:

  1. признание государством исключительно важного значения малого инновационного предпринимательства с точки зрения тех ролей, которые играют МИП в социально-экономическом развитии страны;
  2. понимание государственной властью существующих проблем МИП и реальное стремление их разрешить;
  3. желание и наличие конкретных возможностей удовлетворения запросов МИП через разработанные механизмы государственной поддержки;
  4. готовность государства к партнерским отношениям с малым инновационным бизнесом.

Каждый из видов государственной поддержки МИП должен детально освещаться в прессе и других средствах массовой информации, оговариваться на уровне общественных организаций и, таким образом, обязательно учитывать реакцию малых инновационных предпринимателей.

Что касается инструментов и методов регулирования, то мы предлагаем рассматривать их в контексте реализации государством трех механизмов поддержки МИП: программно-целевого, организационно-правового и функционально-ресурсного (табл. 1).

Под механизмом государственной поддержки малого инновационного предпринимательства мы предлагаем понимать совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов и методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы государственной поддержки  малого инновационного предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1 - Механизмы господдержки МИП

Механизмы

 

Характеристика

Содержание

Программно-целевой

цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки МИП.

программно-целевое обеспечение поддержки МИП

 

Организационно-правовой

регулирование внешней среды взаимодействия соответствующих институтов и субъектов предпринимательской деятельности специализированными органами государственного управления и органами государственной и негосударственной поддержки МИП

 

законодательное и нормативно-правовое обеспечение; содействие малому бизнесу в осуществлении внешнеэкономической деятельности; интеграционное взаимодействие крупного и МИП; международное сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства России и стран СНГ и т.д.

Функционально-ресурсный

оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда).

 

финансово-кредитное обеспечение, инвестиционное обеспечение, обеспечение экспертно-консультационной поддержки, научной поддержки (с Вузами, НИИ, РАН и т.п.), информационное обеспечение, кадровое обеспечение и др.

Обобщив вышесказанное, приходим к выводу, что система управления МИП в России должна принять следующий вид (рис. 1).

Рис. 1. Модель системы управления малым инновационным предпринимательством в РФ

Таким образом, в результате проведенного исследования  разработана модель системы управления малым инновационным предпринимательством в России, которая, на наш взгляд, может быть успешно внедрена в современную практику государственного управления. Внедрение данной модели позволит повысить эффективность управления в сфере малого инновационного бизнеса.

Рецензенты:

  • Тарасов А. В., д.э.н., профессор кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.
  • Абдуллаева Т. К., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента Дагестанского государственного технического университета, г. Пенза.