Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FEATURES OF FINANCING OF CONSTRUCTION IN THE SPORTS INDUSTRY

Gogoleva S.O. 1 Pogodina V.V. 1
1 Saint-Petersburg State University of Economics and Finance
In article methodical recommendations about the organization of financing of the project in the sphere of building of plane sports constructions on the basis of the leasing scheme and the scheme of bank lending are brought forward. Today in order to win in a competitive activity it’s very important for the company to choose the right funding source of it’s activity. Own capital is often not enough to cover the financing requirements. In this case mobilization of external sources becomes the only possibility for the development of the company. Author considered the economical essence of leasing of special equipment and the equipment used at building of plane sports constructions. Also is presented the analysis of the market of the sports industry, and necessity of using of leasing of equipment for the given branch. As the key moments, the author allocates the main features and advantages of application of the leasing scheme in comparison with the scheme of bank lending such as the preferential taxation and possibility of use of the accelerated amortization, cooperation directly with the leasing company, flexibility of leasing payments, possibility of acquisition of equipment without considerable one-time costs.
building
sports industry
economy of leasing business
credit/loan
leasing of special technics and equipment
plane sports constructions
project financing
К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом ХХ и начала ХХI вв. [4]

В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Российской Федерацией, является развитие любительского и профессионального спорта, создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни. Мощным импульсом для развития спортивной инфраструктуры в нашей стране стали спортивные мероприятия международного уровня, проведение которых запланировано на ближайшие годы. К числу предстоящих соревнований относятся XXVII Всемирная летняя универсиада в г. Казань в 2013 году; Чемпионат мира по легкой атлетике 2013 года в Москве; ХХII Олимпийские зимние игры и ХI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи; Чемпионат мира по футболу в 2018 году, проведение которого запланировано в 10 городах России.

В свете вышеперечисленных событий государство встало перед необходимостью создания инновационных многофункциональных спортивных объектов. Их модернизация на сегодняшний день невозможна без учета международных стандартов и требований, предъявляемых к спортивным площадкам и объектам инфраструктуры, которые, в свою очередь, требуют использования современных инженерных технологий. Наличие сильных клубов в стране также побуждает к строительству современных спортивных сооружений.

Помимо строительства новых спортивных сооружений, остро стоит проблема реконструкции уже существующих спортивных объектов, а также строительство объектов массового посещения. Становится очевидным, что данная сфера проявляет себя и как фактор, обеспечивающий повышение уровня жизни населения, и как фактор, обеспечивающий укрепление конкурентоспособности страны на международной арене.

Безусловно, с утверждением Программы развития физической культуры и спорта в РФ [5] строительство спортивных объектов увеличилось, тем не менее, проблема нехватки спортивных сооружений остается до конца нерешенной. Особенно остро это сказывается на развитии футбола и легкой атлетики: многие футбольные и легкоатлетические арены требуют реконструкции, т.к. в прямом смысле «устарели и физически, и морально». Часть спортивных сооружений находится на этапе проектирования или начала строительства.

На сегодняшний день в нашей стране существует только пять стадионов, на которых могут проходить футбольные матчи международного уровня. Среди них два стадиона, возведенные до 1990 года: стадион «Лужники» (г. Москва) и стадион «Петровский» (г. Санкт-Петербург); а также три футбольных стадиона, введенные в эксплуатацию после 1990 года: стадион «Локомотив» (г. Москва), стадион «Арена Химки» (Московская область), стадион «Ахмат-Арена» (г. Грозный). [2]

В соответствии с Отраслевым бизнес-справочником предприятий России в сфере строительства спортивных сооружений, большинство компаний сосредоточены в Центральном ФО, Приволжском ФО, а также Северо-Западном и Южном Федеральных округах. [3]

Основная доля строительных компаний, занимающихся непосредственно строительством плоскостных спортивных сооружений, приходится на Москву и Московскую область, города Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону, а также Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Такое распределение строительных компаний не вызывает удивления в силу того, что именно в данных городах и областях сегодня ведется усиленное строительство в свете предстоящих спортивных событий.

В сложившейся экономической ситуации главной проблемой для отрасли строительства плоскостных спортивных сооружений является нехватка специализированной техники. Сложная технология укладки спортивных покрытий требует уникальной дорогостоящей техники и оборудования.

Помимо техники для укладки спортивных покрытий на стадионах, в залах, на универсальных и специализированных многофункциональных площадках, востребованной является техника для ухода за спортивными покрытиями, в частности, за натуральным и искусственным газоном, за беговыми дорожками и секторами стадиона, теннисными кортами и другими спортивными аренами.

На сегодняшний день многие строительные компании не могут единовременно выплатить полную стоимость такой техники. В особенности это касается предприятий среднего бизнеса, которые не имеют достаточных денежных средств для покупки дорогостоящей техники. В этом случае строительным компаниям необходимо выбрать правильный источник финансирования. При приобретении специальной техники для укладки и ухода за спортивными покрытиями строительными компаниями могут быть использованы как внутренние источники - это собственные средства предприятия, так и внешние: аренда, кредит или лизинг. Представленные источники финансирования имеют свои особенности.

Безусловно, использование собственных ресурсов позволяет руководству компании сохранять свою независимость в сфере строительства, быстро принимать решения и не нести затрат, связанных с привлечением капитала из внешних источников, а также затрат на возвращение средств. Однако, в современных конкурентных условиях, чтобы покрыть всю потребность в финансировании того или иного проекта, собственных средств строительной компании зачастую не хватает. Для средних компаний остается нерешенной проблема приобретения хотя бы одной единицы новой техники. А для крупных организаций такой проблемой является диверсификация своей деятельности, которая подразумевает под собой покупку дополнительных единиц техники для строительства новых спортивных объектов, как правило, располагающихся территориально в разных регионах страны. В данном случае покупка дополнительной техники приведет к расширению рынка сбыта своих услуг, к увеличению объемов строительства.

Аренда, в нашем случае, также не будет являться выходом из сложившейся ситуации, поскольку техника для укладки и ухода за спортивными покрытиями не производится отечественными производителями. Поэтому компании, предоставляющие услуги по строительству плоскостных спортивных сооружений, вынуждены закупать специализированную технику за границей. В свою очередь, арендные организации не станут закупать дорогостоящую и специфичную технику, будут работать с проверенной техникой, которая всегда будет пользоваться спросом (легковой и грузовой транспорт, строительная техника и оборудование).

Как правило, топ-менеджмент и руководство компании учитывают все возможные преимущества и последствия финансирования проекта за счет банковского кредита или использования лизинговой схемы. Сравнение финансового лизинга с кредитом обусловлено определенной схожестью данных финансовых инструментов. Как отмечает Газман В.Д., лизингу присущи те же принципы, что и кредиту: срочность, возвратность и платность.[1] Срочность проявляется в необходимости возврата финансовых ресурсов не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре. Возвратность заключается в своевременном возврате полученных финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Платность, в свою очередь, выражена в необходимости не только прямого возврата заемщиком, полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование.

Несмотря на это, важным отличием лизинга от кредита, на наш взгляд, является то, что при банковском кредитовании в пользование предоставляются денежные средства, а при финансовой аренде - конкретное имущество, которое лизинговая компания передает во временное владение и пользование на условиях договора лизинга.

Таким образом, хотя лизинговым отношениям во многом присущи черты кредитных, полного тождества здесь нет. Безусловно, прежде чем сопоставлять два альтернативных варианта финансирования конкретного проекта, строительной компании необходимо выбрать критерии, по которым будет проводиться такое сравнение.

В экономической литературе часто можно встретить сопоставление лизинга и кредита с точки зрения выгодности для заемщика - лизингополучателя. При этом составляется расчет потока денежных средств при одном и другом варианте финансирования проекта.

Тем не менее, при таком расчете не учитывается сокращение налоговых отчислений, которые возникают при использовании как лизинговой схемы, так и кредитной схемы финансирования. Льготное налогообложение лизинга является одним из его существенных преимуществ и в результате ведет к снижению реальных затрат по обслуживанию лизинговой сделки. Поэтому в качестве критерия сравнения стоит учитывать сумму дисконтированных денежных потоков компании.

К льготному налогообложению, в первую очередь, относится возможность применения в отношении объекта лизингового механизма ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х. Это позволяет строительной компании не только сократить выплаты по налогу на прибыль (платежи включаются в расходы лизингополучателя) в течение первых лет после приобретения имущества, а также снизить выплаты по налогу на имущество, налогооблагаемой базой которого при ускоренной амортизации становится быстро уменьшаемая остаточная стоимость объекта.

Кроме того, при каждом способе финансирования необходимо учитывать все понесенные предприятием расходы. Например, при приобретении имущества в кредит компания будет нести дополнительные расходы по выплате налога на имущество. В том случае, если используется лизинговая схема, и учет имущества ведется на балансе лизинговой компании, то предприятие данный налог в части приобретаемого имущества платить не будет.

Возможны также дополнительные затраты, которые могут возникнуть при обоих способах финансирования: расходы на страхование имущества, таможенные платежи, расходы на доставку и другие сопутствующие сделке расходы. В свою очередь, при лизинге такого рода затраты включаются в лизинговый платеж, а при кредите - оплачиваются дополнительно.

Таким образом, подобный показатель, как размер выплат заемщика, не учитывающий налоговые платежи, а также дополнительные расходы, будет считаться некорректным.

Денежные потоки строительной компании, возникающие в процессе финансирования проекта с использованием банковского кредита или лизинговой схемы, могут быть представлены следующим образом (см. Таблица 1).

Таблица 1  Денежные потоки компании при финансировании конкретного проекта

 

Финансирование проекта с использованием лизинговой схемы

Финансирование проекта вследствие привлечения банковского кредитования

1

Совокупный поток денежных средств =

Лизинговый платеж с НДС

+

Возмещение НДС, уплаченного в составе лизингового платежа

+

Экономия по налогу на прибыль.

 

Совокупный поток денежных средств =

Стоимость техники с НДС

+

Привлечение кредита

-

Выплата суммы долга

-

Выплата процентов по кредиту

+

Возмещение НДС, уплаченного в составе стоимости техники

-

Налог на имущество

+

Экономия по налогу на прибыль

2

Экономия по налогу на прибыль (Энпл) возникает за счет отнесения на расходы лизинговых платежей, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Энпл = ЛП*НП,

где ЛП - лизинговый платеж,

НП - ставка налога на прибыль.

Экономия по налогу на прибыль (Энпк) возникает за счет того, что амортизация, налог на имущество, проценты по кредиту относятся на расходы, уменьшая налогооблагаемую базу.

Энпк = (АО + НИ + Пк) * НП,

где АО - амортизация имущества,

НИ - размер налога на имущество,

Пк - проценты по кредиту,

НП - ставка налога на прибыль.

В представленной таблице отражено формирование совокупного денежного потока строительной компании при финансировании проекта за счет привлечения кредитных средств, а также с использованием лизинговой схемы.

Период рассмотрения денежных потоков, на наш взгляд, должен соответствовать сроку полной амортизации имущества. Поскольку денежные потоки при различных источниках финансирования будут по-разному распределены во времени, то для корректного сравнения суммарных затрат необходимо учитывать фактор времени.

Следовательно, при сравнении кредита и лизинга необходимо сопоставлять дисконтированные расходы предприятия, т.е. расходы, приведённые к начальному моменту времени. Показатель, по которому сравнивается лизинг и кредит, - совокупные дисконтированные затраты при каждом источнике финансирования.

Основные принципы выбора между двумя источниками финансирования сводятся к следующему:

  1. Не сравнивается сумма лизинговых платежей с суммой выплат по кредиту. Не сравнивается процент по кредиту с процентом по лизинговым услугам, объявляемым лизинговой компанией.
  2. Учитываются все возможные расходы при каждом источнике финансирования.
  3. Учитывается размер налоговых выгод при лизинге и при кредите.
  4. Период рассмотрения денежных потоков выбирается равным сроку полной амортизации имущества и не ограничивается сроком лизинга и сроком кредитования.
  5. Все денежные потоки приводятся к одному моменту времени путём дисконтирования (для простоты расчёта ставка дисконтирования может быть приравнена к ставке кредитования).

Таким образом, преимущества лизинга для строительной компании обусловлены его классическими преимуществами - налоговыми льготами и возможностью ускоренной амортизации, а также преимуществами, которые нельзя посчитать на цифрах. Такие преимущества, в свою очередь, являются существенными, а иногда и решающими при выборе метода финансирования.

Основным преимуществом является доступность лизинга для малых и средних предприятий. Лизинговые компании предъявляют к заемщику менее жесткие требования и не требуют дополнительных залогов. Поэтому для многих строительных компаний такой источник финансирование, как банковское кредитование, становится недоступен. Многие банки, в силу своих жестких нормативов деятельности не финансируют проекты, не имеющие достаточного обеспечения, то есть те, которые представляют высокий риск. Российские банки на сегодняшний день предпочитают работать с крупными предприятиями, способными предоставить дополнительное обеспечение сделки и имеющими стабильную кредитную историю.

Сотрудничество непосредственно с лизинговой компанией является дополнительным сокращением расходов и убытков лизингополучателя, в частности:

  • Лизинговая компания, как правило, добивается от продавца наибольших скидок.
  • При закупке оборудования лизинговая компания использует 100-процентно надежные финансовые схемы (аккредитивы, встречные гарантии), исключающие риски недобросовестности продавца и перевозчика.
  • Лизинговая компания оптимальным образом страхует основные средства, исключая тем самым обычные риски и добиваясь от страховых компаний наилучших условий.
  • Лизинговая компания имеет возможность постоянно сотрудничать с надежными таможенными брокерами, что сокращает издержки и сроки растаможивания предмета лизинга.
  • Лизинговая компания защищает интересы лизингополучателя перед всеми субъектами рынка, включая государство.

Обобщим представленные преимущества использования лизинговой схемы при финансировании конкретного проекта следующим образом:

  1. Применение механизма ускоренного начисления амортизации техники с коэффициентом не выше 3-х.
  2. Экономия при уплате налога на имущество, налогооблагаемой базой для которого при ускоренной амортизации становится быстро уменьшаемая остаточная стоимость.
  3. Отнесение лизинговых платежей на расходы, что позволяет снизить отчисления на уплату налога на прибыль.
  4. Преимущества сотрудничества с лизинговой компанией (в основном, экономия на стоимости предмета лизинга, на ставке страхования и на ставке кредита).
  5. Возможность обновления техники и расширения сферы строительства без значительных единовременных финансовых затрат и без привлечения заемных средств.
  6. В балансе предприятия устанавливается и поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капитала, поскольку не привлекаются новые дополнительные заемные средства.
  7. Инвестиционные преимущества и стимулы, распространяющиеся на лизинговые операции, позволяют договариваться об арендных ставках, по своему уровню иногда даже ниже ставок текущего банковского процента.
  8. Гибкость лизинговых платежей дает возможность оперативно реагировать на текущее изменение рыночной конъюнктуры в строительной сфере.
  9. Поскольку имущество находится в собственности лизинговой компании, к строительной компании предъявляется меньше требований (в банк для получения кредита необходимо подавать больше документов, банки обычно имеют больше ограничений по финансовому состоянию клиента).

Безусловно, данный перечень преимуществ может быть изменен и дополнен другими позициями, которых на сегодняшний день в экономической литературе существует достаточно много. Несмотря на это, на наш взгляд, представленные преимущества отражают наиболее полно экономическую выгоду использования лизинговой схемы при финансировании конкретного проекта.

Таким образом, для строительной компании важным моментом при сравнении лизинга и кредита, является выбор горизонта планирования так, чтобы были учтены все расходы и все налоговые выгоды от использования каждого источника финансирования.

Рецензенты:

  • Айрапетова А.Г., доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика предприятия и производственного менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург.
  • Шевченко С.Ю., доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика предприятия и производственного менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург.


[1] Составлено автором