Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DECISION OF SOCIAL PROBLEMS IN THE REGION THROUGH THE RURAL DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Mulyukov G.M. 1 Saetgaliev Z.I. 2 Shayakhmetov I.T. 1
1 FGBUN "Institute for Social and Economic Research, Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences," The Russian Federation, the Republic of Bashkortostan, Ufa
2 FGBOU VPO "Bashkir State Agricultural University", Ufa
The paper has consistently provided approaches to solving social problems of the village in the region through the development of agricultural production, through the implementation of efficient pricing, financial, credit, tax, investment, institutional policies, effective policies in the field of land relations in the social sphere of the village. In the field of social development seeks to increase rural incomes, social services, as well as the preservation of folk traditions, and strengthen the rural way of life. For this to be implemented legislative measures, strengthening the financial support of the village on the principles of targeted investments, employment growth and increased incentives for highly productive labor. As well as the development and implementation of social development programs of the village, on that basis, improving the level and quality of social services for rural residents up to date.
agro-industrial production
pricing
financial and monetary policy
fiscal policy
investment policy
institutional policy
the policy in the sphere of land relations
policies for social development of the village
Развитие АПК регионов должно ориентироваться на формирование в долгосрочной перспективе устойчивого, эффективно функционирующего агропромышленного производства, обеспечивающего насыщение рынка доступными для всех групп населения продуктами питания высокого качества, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем с учетом межрегионального (в рамках Российской Федерации) обмена сельскохозяйственной продукции и создания общего аграрного рынка государств - участников СНГ, сближение доходов и качества среды обитания, условий получения образования, медицинской помощи, уровня культурного и торгово-бытового обслуживания населения в городе и на селе, охрану окружающей среды [5].

Достижение этой цели обеспечивается на основе формирования в АПК эффективной институциональной структуры, позволяющей рационально использовать природные, материальные и трудовые ресурсы, и государственной поддержки агропромышленного производства путем проведения целенаправленной поддерживающей ценовой, финансово-кредитной, налоговой, инвестиционной, инновационной и т.д. политики.

Первоочередной задачей является перелом тенденций в состоянии АПК и социальной сфере села, сложившихся в 90-е годы, восстановление дореформенного уровня агропромышленного производства и социального развития села на основе создания организационно-экономических условий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществления ими расширенного воспроизводства, разработки и реализации федеральных и региональных программ развития социальной и инженерной инфраструктуры села.

В области ценовой политики основной задачей является формирование эквивалентных межотраслевых отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики. Ценовые отношения должны формироваться преимущественно как рыночные, но при осуществлении государственного мониторинга цен на сельскохозяйственную продукцию и используемые в сельском хозяйстве средства производства промышленного изготовления, чтобы не допустить существенной деформации ситуации на аграрном рынке [2].

Регулирование ценовых отношений должно обеспечить сельскохозяйственным товаропроизводителям возможность получения доходов, достаточных для осуществления расширенного воспроизводства и оплаты труда на уровне не ниже среднего по экономике.

Финансово-кредитная политика предусматривает реструктуризацию кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды, что позволит осуществить финансовое оздоровление массы хозяйствующих в АПК субъектов.

Считаем, что государственная финансовая поддержка (бюджетные кредиты, субвенции) должна распространяться на всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а не только на наиболее экономически сильные сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. В противном случае не могут быть обеспечены восстановление утраченных за годы реформ объемов сельскохозяйственного производства и продовольственная безопасность страны.

Важным направлением кредитной политики является стимулирование кредитной кооперации.

Налоговая политика должна претерпеть коренные изменения в направлении уменьшения финансового пресса на сельхозтоваропроизводителей. Это - сокращение числа налогов, их размеров, конкретизация налогооблагаемой базы. Важно уменьшить налогообложение прибыли сельхозтоваропроизводителей, полученной от реализации переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции, учитывая высокую трудоемкость сельскохозяйственного производства, снизить тарифы отчислений предприятий АПК во внебюджетные социальные фонды, уменьшить (до 5-7%) налог на добавленную стоимость на сельскохозяйственное сырье и продовольствие.

Земельный налог должен взиматься исходя из кадастровой оценки земли. Предстоит осуществить широкую экспериментальную проверку применения единого земельного налога, определяя его размер (до принятия земельного кадастра) по показателям продуктивности и сравнительной доходности различных сельскохозяйственных угодий.

В целях повышения инвестиционной активности сельхозпроизводителей необходимо освобождать от налогообложения часть прибыли, направляемой на капитальные вложения в агропромышленное производство и социальную инфраструктуру села.

Инвестиционная политика должна быть направлена на создание благоприятных экономических условий для повышения инвестиционной активности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и привлечения зарубежных инвесторов на основе усиления финансовой государственной помощи (регулирования ценовых соотношений, размера ставки банковского кредита, налогообложения, предоставления субсидий, субвенций, нормативно-правовой защиты инвесторов и т.д.), формирования эффективной амортизационной политики, путем использования рыночных рычагов регулирования.

Институциональная политика в АПК предусматривает прежде всего завершение реорганизации организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Приоритетным направлением структуризации аграрной экономики должно стать развитие кооперации как наиболее рациональной системы организационно-экономических отношений. Необходимо совершенствовать экономический механизм повышения удельного веса кооперативных организаций в структуре многоукладного аграрного производства путем государственной поддержки кооперации кредитно-налоговой политикой.

Важное значение имеет кооперирование товаропроизводителей не только в сфере сельскохозяйственного производства, но переработки и сбыта продукции, производственно-технического и социального обслуживания, кредитования. Перспективно объединение технологически связанных обособленных субъектов производства и рынка в интегрированные системы, которые могут функционировать как на базе одной, так и разных форм собственности. Формирование таких интегрированных систем (концернов, агрокомбинатов, агрофирм и т.д.), в состав которых войдут предприятия по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, позволит преодолеть монополизм перерабатывающих и обслуживающих предприятий и повысить финансовую устойчивость агропромышленного производства [1].

Следует укрепить государственный сектор агропромышленного производства, с тем чтобы он мог успешно выполнять свои функции по продвижению новых научно-технических и технологических разработок в производство. Для выполнения стратегических целей необходимо также завершить формирование в АПК государственной системы информационно-консультативных служб, повысить эффективность их деятельности, поддержать создание кооперативных и коммерческих структур, предоставляющих информационно-консультационные услуги сельхозпроизводителям.

В целях укрепления экономики, расширения сфер приложения труда на селе, снижения его сезонности сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, необходимо расширить несельскохозяйственную деятельность [3].

На основе создания соответствующих организационных, экономических и социальных условий возрастает роль фермерского сектора. Крестьянские (фермерские) хозяйства должны укрупняться и переходить на машинные технологии производства, вступать в различные виды кооперации.

Предстоит усилить поддержку производства сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах населения (личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических, животноводческих кооперативах) на основе их интеграции с сельскохозяйственными предприятиями и разделения труда. Специализация в этом экономическом союзе на отраслях и функциях, требующих в основном ручного труда, развитие кооперации хозяйств населения в сфере реализации продукции и производственного обслуживания позволят повысить их производительность, уровень товарности и доходности, увеличить объем производства.

Особого внимания требует развитие и совершенствование деятельности потребительской кооперации, как составной части сельского АПК, в направлении улучшения торгового обслуживания сельского населения, деятельности по закупке и переработке сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях [4].

Политика в области земельных отношений. Целью реформирования земельных отношений является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения производительно используемого потенциала сельскохозяйственных угодий и улучшение социально-экономического положения и социального самочувствия занятых сельскохозяйственным трудом.

С учетом наличия массы собственников земельных долей, значительная часть которых не занята в сельскохозяйственном производстве, высокого удельного веса убыточных сельскохозяйственных предприятий для достижения указанной цели необходимо увеличить легитимный оборот земли в сфере функционирования юридических лиц. При этом, однако, следует предвидеть долговременные социальные последствия свободного рынка земли (ограниченное количество собственников земли, использование в сельском хозяйстве преимущественно наемного труда, отлучение работника от права на произведенную продукцию и полученный доход) и исторически сложившееся отношение основной массы населения к свободной купле-продаже земли.

Как показало наше социологическое обследование, только 5,2% работников сельхозпредприятий республики допускают возможность ничем не ограниченной купли-продажи земли. Больше доля тех, кто считает, что рынок земли может существовать только при серьезных ограничениях. Так, 9% респондентов полагают, что правом покупки или продажи земли следует наделить только граждан России, 20,8% добавляют к этому условие исключительно земли сельскохозяйственного назначения, 65% опрошенных выступают вообще против купли-продажи земли, опасаясь, видимо, остаться без единственной опоры в жизни.

Учитывая вышесказанное, считаем, что оборот земельных долей можно вывести за рамки сельскохозяйственных предприятий, предусмотрев при этом следующие ограничения:

  • земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы только для сельскохозяйственного производства, осуществляемого непосредственно юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками этих земель, или хозяйствующими субъектами, арендующими земли;
  • возможность концентрации сельскохозяйственных земель у одного собственника должна быть законодательно ограничена до размеров, устанавливаемых с учетом региональных особенностей;
  • залог земли должен осуществляться только под долгосрочные инвестиции, в условиях коллективно-долевой собственности на землю - при согласии собственников земельных долей.

Следует сохранить право выхода собственника из хозяйства со своей долей для организации индивидуального производства и право наследования при условии участия в деятельности хозяйства.

Важной составной частью политики в области земельных отношений является проведение экономической оценки земель всех категорий и разработка земельного кадастра в качестве информационной базы для реализации мер по поддержке и повышению плодородия земель и их оценки при рыночном обороте.

Предстоит также выработать соответствующую новым условиям систему организации внутрирайонного и внутрихозяйственного землеустройства, обосновать экономический механизм стимулирования и ответственности за рациональное использование земель и их экологическую устойчивость.

Политика в области социального развития села. Основными задачами государственной политики в области социального развития села являются:

  • постоянное повышение жизненного уровня и улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, создание в сельской местности благоустроенных, комфортных условий жизни, способствующих эффективному, производительному труду при свободном выборе форм собственности и хозяйствования;
  • неуклонное сближение социально-экономических условий жизнедеятельности, степени обеспеченности материальными и духовными благами сельских и городских жителей, выравнивание их конституционных прав на труд, его достойное вознаграждение, благоустроенное жилище, охрану здоровья, образование, приобщение к культурным ценностям, торговое, бытовое и другие виды социального обслуживания на основе принципа приоритетности социального развития села;
  • сохранение исторического, самобытного облика села, укрепление и развитие преимуществ сельского образа жизни, создание условий для выполнения селом его производственной, социально-культурной, нравственной, демографической и других функций.

Государство гарантирует приоритетность социального развития села посредством проведения целенаправленной бюджетной, финансово-кредитной, ценовой, налоговой, инвестиционной и социальной политики.

Государственная политика в области социального развития села осуществляется по следующим основным направлениям:

  • формирование законодательной базы для создания правовых и экономических основ достойной, цивилизованной жизни на селе, развития в нем эффективного производства;
  • создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения доходов;
  • стимулирование расширения сферы приложения труда на селе, развития народных промыслов, подсобных производств по переработке сельскохозяйственной продукции и другой несельскохозяйственной занятости для повышения доходов сельского населения, снижения сезонности труда, более эффективного использования рабочей силы в сельскохозяйственном производстве;
  • разработка и реализация целевых программ социального развития села, обеспечение на этой основе газификации, электро-, тепло-, водоснабжения, жилищного, дорожного строительства, телефонизации и других видов связи;
  • развитие системы общего, дополнительного и начального и профессионального образования, здравоохранения, сферы культуры и отдыха сельских жителей, их торгового и бытового обслуживания;
  • поддержка инвестиций юридических и физических лиц в социальное развитие села путем создания системы льгот и стимулов организациям и гражданам, несущим финансовые затраты на содержание и развитие социальной и инженерной инфраструктуры села.

Рецензенты

Гатауллин Р.Ф., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», Российская Федерация, г. Уфа.

Нусратуллин В.К., д.э.н., профессор, заведующий Сектором прогнозирования территориального развития ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», Российская Федерация, г. Уфа.