Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STRATEGIC ANALYSIS IN AVIATION INSTRUMENTATION

Tyulin A.E. 1 Belyy E.M. 1
1 Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia
The strategic analysis for the largest domestic operator in the avionics market – “Aviapriborostroyeniye” concern entering into the Russian Technologies State corporation is carried out. On the basis of STEP-analysis of a global environment the social, technology, economic and political factors, making domination impact on concern activity are revealed. For an assessment of a competitive position of concern the analysis SWOT-tools, allowed to reveal strong and weaknesses of concern, its possibility and threat are used from environment. As a result of the carried-out analysis strategic objectives of concern are formulated: transformation of concern into the company of world level; development in domestic avionics of innovative technologies to competitive level in the global market; an exit to the global market with competitive production; increase to capitalization of concern; development of innovative infrastructure.
strategic objectives.
SWOT-analysis
STEP analysis
strategic analysis
aviation instrumentation
Как показывает зарубежный опыт функционирования отраслевых компаний, для получения доминирующих конкурентных преимуществ отраслевой компании необходимо проводить регулярный стратегический анализ с целью выявления собственных сильных и слабых сторон, возникающих проблем и угроз, повышения барьеров входа в отрасль конкурирующим компаниям. Стратегический анализ позволяет провести оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию и потребностям внешней среды, в которой работает компания [5]. По нашему мнению, основными элементами подобного стратегического анализа являются:
  • выявление факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на отрасль и деятельность предприятий, работающих в данной отрасли;
  • оценка конкурентной позиции компании на отраслевом рынке;
  • формирование долгосрочных и среднесрочных задач компании на основе результатов проведенного анализа.

В настоящей работе стратегический анализ проводится для ОАО «Концерн «Авиаприборостроение», который входит в структуру Государственной корпорации «Ростехнологии», занимается разработкой, производством и реализацией авиационных приборов и комплексов радиоэлектронного оборудования и является крупнейшим отечественным оператором на рынке авионики. В состав концерна входят 38 предприятий, которые производят продукцию для военной и гражданской авиационной техники, а также продукцию неавиационного назначения.

Для целей стратегического анализа внешнюю среду корпорации обычно разделяют на две составляющие [4]:

  • глобальное окружение;
  • конкурентная среда.

Каждая из этих двух составляющих включает, в свою очередь, определенные компоненты. При этом следует иметь в виду, что глобальное окружение является внешней средой не только для исследуемой корпорации, но и для отрасли, в которой функционирует корпорация, т.е. для ее конкурентной среды.

Исследование глобального окружения, оценка социальных, технологических, экономических и политических факторов, которые могут оказывать существенное влияние на условия ведения бизнеса, получило в управленческой литературе название STEP-анализа [1].

Среди политических факторов представляется необходимым выделить следующие:

  • направленность государственной политики России на развитие инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
  • проведение на государственном уровне идеологии расширения военно-гражданской интеграции ОПК, и авиационного авиаприборостроения в частности;
  • практически полное отсутствие государственного регулирования на рынке коммерческой авиации.

Важнейшими социальными факторами, влияющими на развитие отрасли авиационного приборостроения являются:

  • проведение правительством РФ курса на повышение престижа инженерных специальностей;
  • существенное отставание уровня материального обеспечения работников отечественного авиаприборостроения от многих других отраслей промышленности;
  • высокий средний возраст квалифицированных специалистов, занятых на предприятиях авиационного приборостроения.

К ведущим экономическим факторам, по нашему мнению, следует отнести:

  • улучшение инвестиционного климата в отечественном авиаприборостроении;
  • создание механизма целевого финансирования Минпромторгом России отечественных инновационных разработок в сфере авионики;
  • повышение доступности кредитов для предприятий отрасли как результат тенденции к снижению ставки рефинансирования.

Среди основных технологических факторов отметим следующие:

  • опережающее внедрение зарубежными приборостроительными фирмами технологий интегрированной модульной авионики;
  • готовность авиаприборостроительных предприятий России к переходу на новый технологический уклад;
  • несовершенство международных механизмов защиты интеллектуальной собственности;
  • чрезвычайно быстрая смена поколений авиационной техники.

Для оценки конкурентной позиции концерна «Авиаприборостроение» нами использован нашедший широкое применение в стратегическом управлении SWOT-анализ, который позволяет определить и интерпретировать для компании ее сильные стороны (strength), слабые стороны (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats) [2; 3].

Сильные стороны:

  • концентрация основных технологических компетенций по разработке и производству бортового оборудования в рамках концерна;
  • высокий уровень унификации продукции;
  • наличие научно-технического задела;
  • участие концерна в реализации государственной политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности;
  • наличие в концерне полного цикла разработки, производства и послепродажного обслуживания авиационного радиоэлектронного оборудования.

Слабые стороны:

  • высокая степень зависимости концерна от государственного финансирования;
  • ограниченность собственных ресурсов;
  • низкая загрузка производственных мощностей;
  • высокая себестоимость выпускаемой продукции;
  • неудовлетворительный доступ на международные рынки;
  • незначительный уровень присутствия концерна на рынках приборостроительной продукции неавиационного назначения;
  • низкий уровень диверсификации производства;
  • критическое состояние основных фондов;
  • серьезная утрата кадрового потенциала, высокий средний возраст кадровой элиты.

Возможности:

  • динамичный рост рынков гражданской и военной авиации;
  • признание концерна в качестве центра ответственности за развитие авиационного приборостроения в стране;
  • большая потенциальная емкость рынков продукции неавиационного назначения;
  • реализация программ государственной поддержки авиационной промышленности.

Угрозы:

  • появление на отечественном рынке конкурентов с более низкой стоимостью продуктов и услуг;
  • активизация политики ведущих зарубежных авиастроительных компаний на блокирование трансфера собственных технологий.

Результаты проведенного SWOT-анализа позволили сформулировать долгосрочные цели концерна «Авиаприборостроение» и задачи, которые необходимо решить в среднесрочной перспективе для достижения этих целей. В качестве основных стратегических целей концерна, по нашему мнению, следует выделить следующие.

  1. Превращение концерна «Авиаприборостроение» в компанию мирового уровня.
  2. Развитие в отечественном авиаприборостроении инновационных технологий до конкурентоспособного на мировом рынке уровня.
  3. Выход на глобальный рынок с конкурентоспособной продукцией.
  4. Повышение капитализации концерна.
  5. Развитие инновационной инфраструктуры. Обеспечение стабильной мотивации работы в концерне.

Указанные стратегические цели обуславливают необходимость решения следующих среднесрочных задач:

  • в корпоративной сфере - консолидация в рамках концерна разрозненных предприятий, специализирующихся в области проектирования, производства и технического обслуживания авионики;
  • в технологической сфере - создание современной технологической платформы авиаприборостроения, модернизация производственной базы;
  • в рыночной сфере - консолидация рынка интегрированного бортового оборудования;
  • в финансовой сфере - обеспечение финансовой устойчивости предприятий, входящих в концерн;
  • в социальной сфере - формирование эффективной системы подбора персонала, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Рецензенты

  • Лапин А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
  • Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.