Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TERMS OF TEACHING QUALITY IMPROVEMENT IN THE HYGIENIC TEACHINGPHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Karaseva T.V. 1 Perevozchikova E.V. 1 Turbachkina O.V. 1
1 FGBO VPO «Shuisky state pedagogical university», Shuya
In article pedagogical conditions of improvement of quality of hygienic training in system of physical training of students are considered. Use of these conditions promotes improvement of system of physical training in questions of formation of culture of health. In this article various problems of formation of culture of health of future teacher at personal level are considered. On the basis of these references and own supervision we carried out ordering of conditions at which hygienic training in system of physical training of students of pedagogical HIGHER EDUCATION INSTITUTION can be effective. We allocated two main groups of conditions: external and internal. According to our researches, we found out that hygienic training is in system of physical training at level insufficient for effective zdravotvorchesky work. The main obstacles of effective hygienic education of students are: low starting level of hygienic literacy, imperfection of an educational standard of the higher pedagogical education and insufficient competence of teachers of physical training concerning formation of culture of health. Thus, the data confirming efficiency of introduction of pedagogical conditions of hygienic training in system of physical training of students of pedagogical HIGHER EDUCATION INSTITUTION are obtained. Practical introduction of a complex of the pedagogical conditions promoting improvement of quality of physical training in questions of formation of culture of health, allows to reach positive dynamics of indicators of development of valuable and motivational, cognitive, deyatelnostny and reflective components of culture of health of students that confirms efficiency of offered approaches. As a whole the number of students with high level of a sformirovannost of culture of health increased in experimental group from 25,4 % to 59,6 % (t=5,08 – p <0,05), and the number of students with low level of a sformirovannost of culture of health decreased from 46,0 % to 21,0 % (t=3,78 – p <0,05). A share of persons with a high level of development of culture of health after experiment authentically above in experimental group (59,6 % against 40,4 %, t = 2,69 – p <0,05).
сlassification of conditions of hygienic training in system of physical training of students of pedagogical HIGHER EDUCATION INSTITUTION
external and internal pedagogical conditions
Введение

В условиях педагогического ВУЗа  качество физического воспитания, особенно оздоровительная его направленность, играет важную роль, которая определяется задачами  физического воспитания студента как будущего педагога - носителя эталонов культуры здоровья.  Однако эта потребность пока не удовлетворяется  в полной мере, чему во многом способствуют противоречия в теории и практике высшего педагогического образования и физического воспитания. Ведущим из них является противоречие между гуманистическими основами  обучения в педагогическом ВУЗе и недостаточной разработанностью  педагогических условий, способствующих формированию культуры здоровья в системе физического воспитания будущих педагогов. Разрешение этого противоречия  требует совершенствования качества системы физического воспитания студентов педагогического ВУЗа в русле  усиления оздоровительной направленности и гигиенического  воспитания будущих педагогов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в блоке общекультурных дисциплин обозначена следующая компетенция: владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма, а также формирования здорового образа жизни. Решение данной проблемы возможно в рамках гигиенического обучения в системе физического воспитания будущих педагогов, при научном обосновании основных направлений, условий и факторов.

Степень разработанности проблем формирования культуры здоровья будущего учителя на личностном уровне недостаточна. Нуждаются в уточнении особенности ее содержания на современном этапе, не раскрыты возможности общепрофессиональной подготовки студентов в плане формирования культуры здоровья, не определены критерии и показатели сформированности культуры здоровья будущего учителя, не выработан эффективный инструментарий для ее объективной оценки [6].

Мы согласны с мнением С. В. Антонова [1] и других авторов, что ухудшается здоровье студенческой молодежи, все больше проявляется неустойчивая мотивация к сохранению здоровья, отсутствует внедрение принципов здорового образа жизни в массовую практику высших образовательных учреждений, уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности молодежи не соответствует постоянно изменяющимся условиям жизни. Л. П. Борисова [2] определяет следующие проблемы формирования культуры здоровья студентов: низкая культура здоровья населения; отсутствие единой системы формирования культуры здоровья в здравоохранении и образовании. Автор поясняет, что главной задачей здравоохранения является лечение больных, а школа основной целью ставит предметное обучение. При этом недостаточно уделяется внимание для овладения навыками культуры здоровья; отсутствуют знания и в практических действиях в системе овладения культурой здоровья и в учебных дисциплинах (возрастная анатомия и физиология, валеология, основы медицинских знаний, биология с основами экологии, физическая культура). О. В. Куделиной  [4]  выявлены несоответствия между требованиями общества к  здоровью человека как к ценности и несформированностью реальной культуры здоровья у значительной части студенческой молодежи.  Преодоление выявленного несоответствия сопряжено с актуализацией учебно-воспитательной деятельности, повышающей культуру здоровья обучающихся.

На основании данных литературных источников и собственных наблюдений [3,5] нами проведена систематизация условий, при которых гигиеническое обучение в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа может быть эффективным (таблица 1). Мы выделили две основные группы условий: внешние и внутренние. Педагогические условия определяются нами как совокупность взаимосвязанных многоуровневых влияний, обеспечивающих  гигиеническое обучение в системе физического воспитания, а также минимизацию отрицательного влияния образовательного процесса на здоровье студента. Необходимо подчеркнуть, что основания для классификации педагогических условий могут быть различны. За основу нами взята группа условий, способствующая  повышению качества гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа. Условия, действующие «над» данной системой или параллельно ей, отнесены нами к разряду внешних. Условия, непосредственно обеспечивающие учебный процесс, обозначены как внутренние. Естественно, что разработанная нами классификация имеет некоторую условность, однако она позволяет более четко обозначить пути повышения качества гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа. 

Внешние условия делятся: на общественно-политические, нормативно-правовые, материально-технические, санитарно-гигиенические, кадровые. Общественно-политические условия обеспечивают признание необходимости гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа, как средства формирования культуры здоровья, здорового образа жизни, развития физической культуры личности студента.


Таблица 1 Классификация условий повышения качества гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа

По данным наших исследований, гигиеническое обучение в системе физического воспитания находится на  недостаточном для эффективной здравотворческой работы уровне. Основными препятствиями  эффективного гигиенического образования студентов являются: низкий стартовый уровень гигиенической грамотности, несовершенство образовательного стандарта высшего педагогического образования и недостаточная компетентность преподавателей физического воспитания по вопросам формирования культуры здоровья. Критерием недостаточной грамотности будущих педагогов по вопросам первичной профилактики заболеваний является то, что треть опрошенных нами студентов (36,1 %) продолжают посещать университет при наличии признаков заболевания. Исследуя компетентность преподавателей физического воспитания в ВУЗе, мы получили следующие данные, что только 30 % преподавателей имеют возможность  повышать квалификацию в рамках курсовой подготовки. 

Повышение качества гигиенического обучения в системе физического воспитания невозможно без постоянного совершенствования материально-технической базы и соблюдения санитарно-гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу. Анализ материально-технической базы Вузов показал, что отсутствуют душевые комнаты в спортивных залах, недостаточно спортивного оборудования и инвентаря, и т.п.  По данным опроса, выяснилось, что 75,2 % преподавателей ВУЗов постоянно соблюдают санитарно-гигиенические нормы при организации педагогического процесса, 23,8 % - иногда придерживаются правил гигиены, а 1,0 % - вообще не выполняют их. О соблюдении санитарных норм и правил к местам занятий физической культуры и спорта можно судить по ответу на вопрос анкеты «Как часто должна производиться влажная уборка спортивного зала?»  33,1 % студентов ответили, что после каждого занятия по физической культуре, 46,6 % - выбрали вариант ответа «один раз в день», и 20,3 % - «раз в неделю».

Кадровые условия обеспечивают способность к профессиональному выполнению педагогических функций в сфере гигиенического обучения, формирования здорового образа жизни,  физического воспитания основанного на знаниях, умениях, навыках по оптимизации гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов. Структуру профессионально-педагогической компетентности педагогов в вопросах гигиенического образования студентов составляют: знания в области гигиенического обучения физического воспитания, здоровьесберегающих технологий в системе физической культуры; владение средствами, методами и методическими приемами мотивирования студентов к учебно-познавательной деятельности по гигиеническому обучению, формированию здорового образа жизни в системе физического воспитания; рефлексия достоинств и недостатков собственной деятельности по повышению качества гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов. Результаты опроса преподавателей о выборе форм повышения профессиональной компетентности в области гигиенического образования показали, что более половины респондентов (63,4 %) предпочитают самостоятельную работу с научными источниками, 35,6 % - выбирают рациональное распределение временных ресурсов, 33,7 % - консультацию специалистов центральных ВУЗов,  29,7 %  - повышают квалификацию при помощи курсовой подготовки, а 17,8 % - затруднились ответить.

Предметом нашего исследования также являлись внутренние (педагогические) условия повышения качества гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа, к числу которых относятся дидактические закономерности, учебно-познавательное сотрудничество и воспитательная среда. При рассмотрении дидактических закономерностей нами определено, что гигиеническое обучение в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа как сред­ство развития и формирования личности является со­ставной частью воспитания, понимаемого в широком смысле. Отсюда следует, что гигиеническому обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Следует отметить, что к  дидактическим закономерностям повышения качества гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа  относятся следующие: направленность гигиенического обучения на решение задач все­стороннего и гармонического развития личности в процессе физического воспитания; активно-деятельностный характер гигиенического обучения физического воспитания; единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавателъной активности студентов; проявление уважения и требовательности к студентам в процессе обучения; раскрытие способностей и творческих задатков студентов и опора на их положительные свойства и ка­чества в процессе гигиенического обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; осуществление гигиенического  обучения в коллективе и повыше­ние влияния последнего на активизацию учебного про­цесса. Здесь следует подчеркнуть, что умелое осу­ществление этих закономерностей в процессе гигиенического обучения в системе физического воспитания служит важной предпосылкой его эффек­тивности.

Повышение качества гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа возможно при условии сотрудничества. При анализе совместной учебной деятельности выявлено, что существенно возрастает объем усваиваемого материала по этим вопросам и глубина по­нимания этого материала; меньше времени тратится на формирование знаний,  умений и навыков по вопросам гигиены; повышается удовлетворенность качеством занятий физической культурой с гигиенической направленностью субъектов образовательного процесса. Также студенты приобретали важнейшие навыки гигиенической культуры; преподаватель получал возможность индивидуализировать гигиеническое обучение в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа, учитывая стартовые возможности, интересы и склонности студентов, уровень их подготовки. Одним из наиболее важных направлений в работе по гигиеническому обучению и воспитанию будущих педагогов является знания, умения и навыки по вопросам первичной профилактики заболеваний.

Учебное сотрудничество по вопросам гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа, по нашему мнению, способствует не только полно­ценному формированию индивидуальных учебных действий в единстве всех их компонентов, но и развитию личности студента. Воспитательный эффект сотрудничества обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации совместной работы со сверстниками. Она выявляется в умении че­ловека оценивать себя не просто с точки зрения другого, а с раз­ных точек зрения в зависимости от его места и функции в сов­местной деятельности. Так, количество студентов, способных объективно оценивать свой образ жизни, возросло в экспериментальной группе с 35,79 % до 68,42 % (в контрольной с 34,74 % до 51,58 %). Количество респондентов, которые не способны оценить свой образ жизни, уменьшилось в экспериментальной группе с 54,74 % до 13,68 % (в контрольной с 51,58 % до 27,37 %).

Воспитывающую среду гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа в отличие от среды форми­рующей, мы понимаем, как совокупность окружающих студента обстоя­тельств, социально-ценностных установок, влияющих на его лич­ностное развитие по вопросам гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа и содействующих его вхождению в со­временную культуру. Получают моральное удовлетворение во время занятий физической культурой, направленных на формирование здорового образа жизни, гигиенических умений и навыков,  культуры здоровья, в экспериментальной и контрольной группах соответственно до внедрения гигиенических аспектов обучения 35,79 % и 33,68 % опрошенных, после внедрения гигиенических аспектов обучения - 58,95 % и 38,95 % соответственно.

Таким образом, получены данные, подтверждающие эффективность внедрения педагогических условий гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа. Практическое   внедрение   комплекса   педагогических   условий, способствующих повышению качества физического воспитания в вопросах формирования культуры здоровья, позволяет достигнуть положительной динамики показателей развития ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов культуры здоровья студентов, что подтверждает эффективность предлагаемых подходов. В целом в экспериментальной группе количество студентов с высоким уровнем сформированности  культуры здоровья возросло с 25,4 % до 59,6 % (t=5,08 - p<0,05), а количество студентов с низким уровнем сформированности культуры здоровья уменьшилось с 46,0 % до 21,0 % (t=3,78 - p<0,05). Доля лиц с высоким уровнем развития культуры здоровья после эксперимента достоверно выше в экспериментальной группе (59,6 % против 40,4 %, t= 2,69 - p<0,05).

Пути реализации комплекса педагогических условий, способствующих повышению качества физического воспитания в вопросах формирования культуры здоровья, должны проектироваться на ценностно-методологическом, методическом, психолого-педагогическом и рефлексивном уровнях с активным участием всех субъектов процесса физического воспитания. Ведущим педагогическим условием гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа является организация учебного процесса с учетом гигиенических требований,  индивидуальных особенностей и уровня подготовки студентов в вопросах здоровья. Совершенствование системы физического воспитания студентов педагогического ВУЗа в целях формирования культуры здоровья должно осуществляться по следующим направлениям: повышение компетентности преподавателей по вопросам гигиенического обучения в системе физического воспитания; совершенствование методического сопровождения гигиенического обучения в процессе физического воспитания; а также мониторинг качества гигиенического обучения в системе физического воспитания.

Рецензенты:

  • Правдов М. А., д.п.н., профессор, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, ФГБОУ ВПО Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя.
  • Толстов С. Н., д.м.н., д.псх.н., профессор кафедры психологии, советник зав. кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании и адаптивной физической культуры ФГБОУ ВПО Шуйский государственный педагогический университет, руководитель межрегионального аналитического центра АКМЕ, г. Шуя.