Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHO-EDUCATIONAL PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION

Rublev A.I. 1
1 Odintsovo Institute for the Humanities
There has been done a sociological research among the teachers of educational institutions teaching the subject of "Physical Education" to reveal a) the quality level of their vocational training and the level of their psychological and pedagogical competence and b) the kinds and level of teaching staff motivation to increase their qualification. Some information sources [1,2,3,5,7] have been analyzed on a similar problematics. A high degree of results correlation (ККОР ≈ 0,73 – 0,86) is revealed among the researches of the author of this article and the researches done by different authors in various regions and at various times (2004-2012). The author of the article has come to the conclusion of insufficient conformity of the vocational training level of the teachers of Physical Education to the modern requirements of educational teaching process. Especially it concerns the quality of psychological and pedagogical competence of the teaching staff. Successful work of any professional teacher depends on the degree of his/her vocational training and retraining as well as on the system of his/her own views, senses, opinions, on the presence of his/her professional and personal "I-concept". The forming and development of "I-concept" should be a priority in the sphere of psychological and pedagogical improvement of professional skills of the teachers of Phyical Education. There is also a major necessity of forming value of continuous education and self-education improvement, of working out the mechanisms of versatile motivation of the teachers of Physical Education.
professional competence
the development of professional competence of teachers.
Введение

Одним из направлений развития высшего профессионального образования РФ, намеченных в законе РФ «Об образовании», является подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров, способных вывести российское образование на новый, существенно более качественный уровень.

В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке учителя на уровне вуза и далее - его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, что позволяет сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

В «Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание - как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура - обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Преподавание физической культуры в образовательном учреждении требует от преподавателя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой физической и технической подготовленностью. Современная парадигма образования, основанная на принципах гуманизации и демократизации, требует от преподавателя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.

Как показывают исследования, эффективная деятельность преподавателей физической культуры в области здоровьесбережения во многом зависит от наличия у педагогов необходимых компетентностей, прежде всего психолого-педагогических, но сам процесс нуждается в оптимизации.

Проведенные нами исследования показывают целесообразность продолжения изучения опыта реализации задачного подхода в зависимости от уровня развития совокупности индивидуальных и личностных характеристик, проявляемых преподавателями физической культуры и спорта в профессиональной работе с обучающимися в процессе профессиональной деятельности; необходимость формирования ценности непрерывного образования и самообразования у таких преподавателей, поскольку, чтобы решать профессиональные задачи формирования ценности здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения, мало одного желания.

Следует уделить внимание расширению и углублению представлений преподавателей физкультуры о научной и прикладной основе изучаемых технологий взаимодействия с учащимися в процессе их физического воспитания.

На этой основе нужно сформировать умения:

  • усваивать знания базовыми опорными блоками;
  • синтезировать их в более широкие блоки путем обобщений, открывающих новые знания не только в специальных дисциплинах, но и в психолого-педагогических;
  • на основе осознания роли специалиста в формировании своей общепрофессиональной культуры сформировать убеждения в необходимости постоянного обновления полученных знаний, изучения новых методик и технологий взаимодействия с учащимися;
  • активизировать стремление преподавателей физкультуры к активному учебному действию в целях успешного изучения специальных и психолого-педагогических дисциплин. В связи с этим обеспечить понимание, что приобретаемые знания и умения, убеждения и мотивы способствуют эффективности профессионального самовоспитания.

Успешность деятельности любого профессионала зависит как от степени его профессиональной подготовки и переподготовки, так и от сформированности системы собственных взглядов, смыслов, позиций, наличия профессионально-личностной «Я-концепции». Как показали наши исследования, определить ближайшие и конечные цели педагогического труда затрудняется более 60% педагогов и почти 45% руководителей образовательных учреждений, в отсутствии собственной «Я-концепции» призналась почти половина опрошенных. Это и должно являться первоочередным предметом психолого-педагогической стороны повышения квалификации таких специалистов.

Как показывают многие исследования, педагогом и руководителем образовательного учреждения в осознании необходимости повышения квалификации движет:

  • желание получить повышение - 15%;
  • желание приобрести полезные связи и знакомства - 52%;
  • желание работать и зарабатывать деньги - 46,0%;
  • желание соответствовать установкам значимых (близких людей) - 31% и др.

Сдерживающим фактором выступает:

  • отсутствие времени - 75%;
  • состояние собственного здоровья - 46%;
  • отдаленность от педагогических центров повышения квалификации - 32%.

Осознаваемые мотивы повышения квалификации:

  • желание приобрести больше профессиональных знаний - 26,4%;
  • возможность пополнить свой методологический запас - 31,0%;
  • возможность сменить обстановку - 27,5%;
  • возможность пообщаться с коллегами - 19%;
  • возможность пройти супервизию, получить консультацию по интересующим вопросам - 10,4% и др.

В качестве перспектив развития системы повышения квалификации (ПК) форм и методов ПК выделяются:

  • Главный принцип - «Образование через всю жизнь!».
  • Создание федерально-региональной модели ПК.
  • Переход из режима репродуктивной педагогики в интерактивный режим, к инновационным формам и методам ПК, от разового ПК к систематическому.
  • Кадровое укрепление ИПК.
  • Разработка нормативно-правовой базы.
  • Пересмотр форм финансирования - значительная часть средств на ПК пойдет в регион и конкретное учреждение - а также переход на кредитно-накопительную систему ПК.
  • Связь ПК с аттестацией работника и аккредитацией учреждения.
  • Постепенный перевод системы ПК на обучение новым образовательным стандартам (эксперимент в 15 регионах).
  • Новая оценка качества образования.
  • Индивидуализация и компьютеризация образования.
  • Снижение академического уровня и переход на практико-ориентированный уровень.

Еще одна проблема, которую важно решать в системе высшего профессионального образования и при повышении квалификации преподавателей физкультуры: средний возраст педагогического состава равен 47-52 годам. Притока молодых специалистов не наблюдается, главным образом, из-за низкой оплаты труда, что «размывает» мотивацию деятельности начинающего преподавателя-педагога. Поэтому актуальным остается мотивационный механизм повышения престижности и социальной защищенности преподавателя физкультуры, оперативного и гибкого применения материальных и моральных стимулов, качества и результатов его деятельности. Наиболее приемлемыми критериями могли бы служить показатели уровня физического развития, функциональных возможностей, работоспособности и развития двигательных качеств занимающихся. Важна работа по укреплению социального статуса преподавателей физической культуры и организация переподготовки кадров с учетом современных требований к организации и проведению образовательного процесса, внедрение в него новейших технологий и научных разработок. Как показал проведенный опрос, среди преподавателей физкультуры менее 3% имеют степень кандидата наук. Можно вспомнить прежний опыт развития физкультуры и спорта в стране, в том числе и в работе с детьми и молодежью. Например, еще в 30-е годы прошлого века массовое распространение получила работа на основе нормативов БГТО («Будь готов к труду и обороне!») - для подростков, а также ГТО («Готов к труду и обороне») - для молодежи. Обладатели значков были весьма уважаемы и сверстниками, и взрослыми.

Да и ближе к нашим годам периодически появлялись и в той или иной мере осуществлялись соответствующие государственные и ведомственные преемственные официальные предписания. Скажем, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (январь 1999 г.), определявшем «принципы государственной политики» в этой области, среди таковых названы «непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности». Более того, в ст. 14 говорится, что - на основании Закона РФ «Об образовании» - «образовательные учреждения с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физкультурой и средства физического воспитания.., а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений».

Проведенное нами исследование показало, что технологическая схема совершенствования программ и учебно-методических пособий в области физической культуры и спорта должна выглядеть следующим образом: проведение мониторинга системы физического воспитания на базе учреждений образования, формирование эмпирической базы данных, включающей разработку методологии, методики и инструментария мониторингового исследования, проведение анализа итогов мониторингового исследования, включающего обобщение имеющихся программ и технологий; проведение комплексного анализа имеющихся физкультурно-оздоровительных программ и технологий для обучающихся; разработка современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий для учреждений.

Таким образом, поскольку решение профессиональных задач формирования ценности здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения обучающихся требует не только желания, но и определенных навыков и умений, существует необходимость формирования ценности непрерывного образования и самообразования преподавателей физической культуры. Процесс развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в рамках повышения квалификации актуализируют следующие моменты: необходимость организации индивидуальной работы с каждым преподавателем по развитию профессионально-личностной «Я-концепции»; разработка механизма мотивации преподавателей физической культуры, стимулирование ее в процессе повышения квалификации; пополнение методической базы и др.

Рецензенты:

  • Новоселова С.Ю., д.п.н., доцент, заместитель директора по научной работе ФГНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, г. Москва.
  • Мухин М.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии МГУТУ, г. Москва.