Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS AS THE CHARACTERISTIC OF THEIR COMPETITIVENESS

Murzalinova A.Zh. 1 Koljeva N.S. 1
1 North Kazakhstan State University named after M. Kozybaev
Subject of the article is theoretical and practical basis of the formation of information competence of students, considering as part of their competitiveness. The component of information competence is defined in this aspect, and it includes the complex of information knowledge and skills, which motivates the individual to display qualities of competitive learning in their curriculum and extracurricular activities. Model and technology of information competence of students presented in this paper were developed on the bases of the integration of system-activity and competence approaches. On the bases of the selected approach and in accordance with the peculiarities of the process the structural-functional model, which includes motivational and valuable, substantive and procedural and evaluative and corrective ingredients is proved. The model for the formation of information competence as a competitive personality characteristics can be effectively managed through the implementation of appropriate technology. Technology is represented as a collection of motivational and valuable (target orientation on self-education, self- improvement, self-actualization), content (information and objective basis and block-modular structure of the development of educational material), procedural (a set of forms, methods and teaching aids) and an assessment and adjustment components (diagnosis of the level of formation of students´ information competence).
student information competence as a component of their competitiveness
methodological approaches
component structure of information competence
model of information competence
technology of information competence

Несмотря на достаточно широкий спектр педагогических исследований по формированию информационной компетентности учащихся (А. С. Белкин, И. И. Дзегеленок, Э. Ф. Зеер, Е. М. Ермеков, А. А. Кузнецов, М. П.Лапчик, Н. В. Макарова, Е. И. Машбиц, И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович, Е. К. Хеннер и др.), неразработанным остается аспект, связанный с рассмотрением информационной компетентности как характеристики конкурентоспособности личности.

Основными причинами этого являются:

  • отсутствие общепризнанного понимания информационной компетентности учащихся и конкурентоспособной личности как комплексного феномена;
  • недостаточная разработанность теоретических основ процесса формирования у учащихся информационной компетентности, отражающих его природу, сущность, структуру;
  • необходимость поиска в образовательном процессе современной школы направлений формирования информационной компетентности и отсутствие соответствующих модели и технологии;
  • недостаточная разработанность содержательного и учебно-методического аспектов формирования у учащихся информационной компетентности.

Исследуя проблему формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности, мы опирались на интеграцию системно-деятельностного и компетентностного подходов.

Представим основные положения, отражающие результат использования системно-деятельностного подхода относительно исследуемого процесса.

  1. Системно-деятельностный подход способствует выделению группы элементов: цели, задачи, содержание, формы, средства, методы, этапы - в целостном педагогическом процессе и рассматривает их взаимодействие в структуре данного процесса и с внешними объектами (средой), что обеспечивает комплексное изучение исследуемой проблемы.
  2. Формирование информационной компетентности учащихся является подсистемой системы общеобразовательной подготовки учащихся, что позволяет осуществлять его реализацию с учетом общедидактических принципов.
  3. Системно-деятельностный подход позволяет эффективно организовать педагогическое управление процессом формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности.
  4. Системно-деятельностный подход определяет характер деятельности педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе, создает условия для проявления качеств личности.
  5. Формирование исследуемого качества представляет собой непрерывную смену различных видов деятельности, направленных на достижение достаточного уровня сформированности у учащихся информационной компетентности.

Компетентностный подход выступает практико-ориентированной тактикой исследования, обеспечивает анализ педагогического объекта как явления, в рамках которого осуществляется формирование у учащихся исследуемого вида компетентности. Анализ исследований в области компетентностного подхода показал, что результатом его реализации должна стать содержательная характеристика формируемого вида компетентности. Поэтому нами определен компонентный состав информационной компетентности (конкретизированы составляющие: знания, умения, навыки и качества личности), который выявлен, исходя из основных параметров учащихся, специфики выполняемой деятельности.

Таким образом, представленные в таблице 1 информационные умения и навыки, обеспечиваемые совокупностью информационных знаний, трансформируются в способности и качества личности, комплекс которых составляет ее конкурентоспособность.

Таблица 1. Структура информационной компетентности учащихся

Информационная компетентность

информационные знания

информационные умения и навыки

качества личности

учащиеся знают:

  • ¨ виды информации (социаль­ная, техниче­ская, биологическая, генетическая) по раз­личным ос­нованиям де­ления и форме пред­ставления; цен­ность информа­ции;
  • ¨ персональный ком­пьютер как сред­ство по­лучения, обра­ботки и передачи ин­форма­ции, принципы его устрой­ства и ос­новные области при­менения;
  • ¨ основные виды и назначе­ние про­грамм­ного обеспече­ния;
  • ¨ вторичные доку­менты как результат анали­тико-синтети­че­ской переработки ин­форма­ции;

 

  • ¨ интернет как ис­точник ин­формацион­ных ре­сурсов, алго­ритмы поиска по раз­лич­ным ти­пам запро­сов: адрес­ным, тема­тическим, факто­графи­ческим;
  • ¨ различные техно­логии под­го­товки и оформле­ния ре­зульта­тов самостоятельной ра­боты;

учащиеся понимают:

негативные по­следст­вия не­ин­фор­мирован­но­сти и не­уме­ния ра­ботать с информацией.

учащиеся умеют:

  • ¨ сообщать, сис­тема­тизи­ро­вать, гене­риро­вать, де­лать выводы, пра­вильно ин­терпре­тировать по­лучае­мую инфор­ма­цию;

 

  • ¨ самостоятельно выпол­нять про­грамм­ные учебные задачи;

 

 

 

  • ¨ применять про­граммное обеспе­чение для работы с инфор­мацией;
  • ¨ обрабаты­вать, созда­вать, ис­поль­зо­вать и защи­щать ин­формацию;

 

 

  • ¨ осуществлять по­иск ин­формации по адресным, фак­тогра­фическим, тема-ти­че­ским за­про­сам в Ин­тернете;

 

  • ¨ использовать информаци­онные техно­логии в про­цессе под­го­товки и оформ­ления ре­зультатов само­стоя­тельной работы; со­блюдать правила се­те­вого этикета.

учащиеся проявляют:

  • ¨ сформированность цен­ностей информа­ционного общества и деятельности че­ловека в нем;

 

 

  • ¨ информационную мо­биль­ность, адаптив­ность в раз­личных ин­фор­мацион­ных сооб­ще­ствах;

 

 

  • ¨ достижение постав­лен­ных целей в быстро ме­няющихся ситуациях ин­форма­ционного общества на основе способов ин­фор­мационной дея­тельно­сти и информа­ционного взаимо­дей­ствия;
  • ¨ инициативность, актив­ность и жела­ние быть лиде­ром;

 

  • ¨ лидерство, осно­ванное на понимании при­роды творче­ского са­моразвития как инте­гральной характе­ри­стики «самости», сис­те­мообразую­щими компо­нентами кото­рой являются само­обучение, са­моразви­тие и самосовершен­ствова­ние в творче­ских видах дея­тельно­сти.

Обоснование теоретико-методологических подходов, конкретизация и уточнение основополагающих понятий позволили нам сформулировать определение модели формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности.

Графическая интерпретация модели представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности


Итак, под структурно-функциональной моделью формирования информационной компетентности учащихся мы понимаем обобщенный образ процесса обучения, где в условиях системной интеграции учебной, внеучебной и информационно-коммуникативной деятельности обучающихся информационная компетентность формируется не как сумма знаний, умений и навыков, а как качество конкурентоспособной личности, способной к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

Планируемый результат педагогического процесса, отвечающего разработанной модели, - формирование ценностных ориентаций, мотивов к учебной, внеучебной и информационно-коммуникативной деятельности; изучение предметного материала, осуществляемого на основе системных информационных знаний; формирование информационных умений и навыков, соответствующего опыта в процессе решения проблемно-исследовательских задач.

В исследовании разработана и апробирована технология формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности, включающая ценностно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-корректирующий компоненты.

Исходным пунктом каждого из компонентов является цель, которая конкретизируется в системе задач по формированию у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности, а затем трансформируется в результат - сформированность информационных знаний, умений, навыков, качеств личности, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации, посредством поэтапного освоения содержания, методов, средств, форм взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Ценностно-целевой компонент технологии включает детализацию целей обучения, систему проблемно-исследовательских задач актуализации информационных знаний, умений, навыков и направлен на решение следующих задач:

  • формирование готовности к работе с информацией как с особым типом предметно-действенных знаний;
  • совершенствование навыков поиска, отбора, хранения и обработки информации с использованием различных источников на основе информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие умений систематизации и интерпретации полученной информации, ее анализа, оценки и построения выводов;
  • формирование способностей генерирования новой информации, а также принятия оптимальных решений в информационной деятельности;
  • развитие личностных качеств учащихся, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

Содержательный компонент технологии предполагает принятие решений об эффективных педагогических стратегиях с учетом отбора и структурирования учебного материала, направленных на получение информационных знаний, формирование информационных умений, навыков и качеств личности, на раскрытие способностей к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации. Данный компонент охватывает содержательное обеспечение процесса формирования у учащихся информационной компетентности.

Содержательный компонент технологии предполагает разбиение содержания на «модули компетентности» в соответствии с педагогическими задачами, а также личными задачами учащихся, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласованием их во времени и интеграции в едином комплексе.

Так, например, в содержание образования включены вопросы, связанные с информатизацией общества и правилами поведения в информационном обществе, использованием информационных технологий обработки текстовых, числовых и графических данных, разработкой базы данных, видами информационных систем.

Содержательный компонент технологии представлен в полном объеме в разработанном нами учебно-методическом обеспечении «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов (экспериментальные программы [1], [2], [3], школьные учебники [4], [5], [6], [7], рабочие тетради для учащихся [8], методические пособия для учителей [9], [10]). Данное учебно-методическое обеспечение разработано по заказу Республиканского научно-практического центра «Учебник» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Процессуальный компонент технологии включает организационные формы, методы, средства, условия учебно-воспитательного процесса как поэтапного овладения теоретическими знаниями и формирования информационных умений и навыков, качеств личности, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

В качестве теоретических методов нами выбраны мини-лекции и дискуссии, практических - метод проектов, деловая игра, мозговой штурм и исследовательский метод. Мы предлагаем такие формы, как комбинированный урок, практические работы, лабораторные, проектные учебные занятия, консультации (индивидуальные и групповые); средства обучения - различные источники учебной информации: традиционные школьные учебники в сочетании с электронными; технические - персональный компьютер и информационно-коммуникационные технологии.

Оценочно-корректирующий компонент технологии включает разработку критериев сформированности информационной компетентности, определение уровней и показателей, методов и процедур оценивания достижений учащихся в овладении учебным материалом. Данный компонент рассматривает готовность и способность учащихся к использованию имеющихся знаний в информационной деятельности, потребность в самообучении, самосовершенствовании и самореализации. Это дает возможность индивидуального выбора учащимися темпа работы, очередности этапов достижения учебной цели, эффективного тренинга в соответствии с личностными особенностями и уровнем подготовки, развивает качества личности.

Представленные модель и технология формирования у учащихся информационной компетентности апробированы нами в ходе экспериментального исследования. Данное исследование показало общедидактическую значимость внедрения полученных результатов. В то же время обозначились новые проблемы, нуждающиеся в решении: исследование закономерностей, принципов, механизмов, условий индивидуализации и дифференциации формирования информационной компетентности и конкурентоспособности в условиях начального и среднего общего, начального и высшего профессионального образования, а также поиск других средств повышения уровня сформированности информационной компетентности обучающихся.

Рецензенты:

  • Абдыров А. М., д.п.н., профессор, Первый проректор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, г. Астана.
  • Саламатов А. А., д.п.н., доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.