Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Козлова А.В.

В последнее время в связи с национальными проектами в сфере образования российская школа находится в центре общественного внимания. В средствах массовой информации, на страницах газет и журналов широко обсуждаются вопросы, связанные со школьным образованием. С одной стороны, подобное внимание к признанию значимости школьного образования заслуживает одобрения, с другой стороны - определяет поле для размышлений, где вопросов больше, чем однозначных ответов.

Это и раздумья над задачами образования, и критериями отбора учебного материала, и размышления о соотношении воспитательных и образовательных аспектов преподавания, о требованиях к программно-методическому обеспечению, о внедрении информационных технологий в учебный процесс, о переходе к профильной школе, об оптимальных способах передачи знаний учащимся, о качестве образования и еще бесконечное множество вопросов.

Сегодня очевидно, что необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях выдвигает задачу поиска более эффективных форм, методов и средств обучения на основе овладения учителями современными технологиями обучения, оптимизации учебного процесса, повышения качества образования.

Каковы же пути оптимизации учебно - воспитательного процесса? Как найти такие методы и приемы, которые бы в наибольшей мере способствовали формированию у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и воспитывали устойчивый интерес к предмету?

Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать урок максимально обучающим, решающим в единстве задачи обучения, развития и воспитания; тщательно отбирать и систематически корректировать учебный материал; создавать наиболее благоприятные условия для обучения учащихся.

На мой взгляд, один из эффективных путей совершенствования учебного процесса - активизация самостоятельной творческой работы обучающихся на уроках под руководством учителя. Каким же образом создать на уроке атмосферу, активизирующуюпознавательную деятельность учащихся и повышающую качество обучения?

Исходя из собственной практики, я могу сделать вывод, что учебно-воспитательный процесс должен быть имитацией той среды, в которой живут и трудятся учащиеся, он должен содержать конкретные цели и задачи, обеспечивать формирование у учащихся способности решать практические вопросы.

В связи с этим следует говорить об индивидуализации обучения. Кажется, что эта тема изучена педагогикой глубоко и всесторонне. Безусловно, необходимо учитывать возможности и способности каждогоребенка. Но можем ли мы сказать,что в нашей массовой практике существуют и используются реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуальный подход к учащимся? Основная причина данного противоречия в том, что длительный промежуток времени нужны были не личности, а те функции, которые могут исполнять люди.

Современная парадигма образования нацеливает школу на реализациюличностно ориентированного обучения. В центр школьного образования должно быть поставлено развитие и воспитание личности, способной влиять на собственную образовательную траекторию.

В практике работы нашей школы активно реализуются такие формы работы с учащимися, как деловые игры, уроки-конференции, защита проектов, научные чтения, творческие лаборатории, ежегодно проводятся Дни культуры и науки, учащиеся под руководством учителей ведут исследовательскую работу. В результате подобной специально организованной деятельности раскрывается творческий потенциал учеников, их индивидуальные способности, формируются качества, связанные с проектируемой профессией.

Это особенно актуально сегодня, когда школы активно включаются в эксперимент по переходу к профильному обучению. Но качественный переход к профильной школе возможен, на мой взгляд, при соблюдении ряда условий.

Недостаточно (в современных условиях жизнедеятельности) развивать только личность ученика. А учитель? Нельзя оставлять его «за бортом». Как, каким образом он сможет сориентировать учащихся в выборе профиля? Готов ли сам педагог изменить стереотипное мышление о системе образования после многолетней работы в школе (ведь молодые специалисты после окончания педагогических институтов не спешат пополнить ряды преподавателей)?

Для безболезненного (для школы) и качественного перехода к профильному обучению необходимо совершенствовать материально-техническую базу всех учебных заведений, как лицеев, гимназий, так и общеобразовательных школ, продумать содержание и учебно-методическое обеспечение программного материала, а также стимулировать потребность педагогических кадров в повышении квалификации.

Говоря о модернизации современного образования, следует обратить внимание на необходимость использования в практической учебной деятельности интегративных курсов, опирающихся на индивидуализацию содержания образования, на личностно ориентированное обучение. Различные уровни интеграции находят организационное выражение в виде новых курсов, бинарных уроков, межпредметных конференций, диспутов. В практике нашей школы подобная интеграция не редкость: это и география на английском языке, и литературно-музыкальные композиции, в которых соединяются воедино литература, история, музыка, изобразительное искусство, и бинарный урок на тему «Имя числительное в русском языке и число на математике», который совместно проводили учителя русского языка и математики, и история города на уроках литературы и русского языка, и интеллектуальный марафон. Эти и подобные им мероприятия не оставляют равнодушных, а подготовка к таким урокам раскрывает индивидуальность и творческий потенциал каждого ученика и учителя.

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, необходимо в центр образовательной деятельности ставить личность ученика с его интересами, склонностями, собственной системой ценностей. Особое внимание уделять развитию стремления личности к самосовершенствованию, саморазвитию на основе самопознания и учета собственных возможностей и ресурсов развития. А это возможно только при грамотном и чутком реформировании российской школы.