Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODOLOGIES FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Deputatova L.N. 1 Vorozhtsova K.A. 1
1 Perm National Research Polytechnic University
The article is devoted to methodological issues of assessing the competitiveness of enterprises. An analysis of currently existing methodologies for assessing the competitiveness of enterprises the authors of Moses N.K., Fatkhutdinova R.A., Minko, E.V., Krichevsky M.L., Filosovoy T.G., and Bykov V.A. The criteria that determine how much the chosen method allows to take into account quality indicators of activity: production efficiency, customer satisfaction, product quality, product price level, the effectiveness of product on the market, the competitive potential of the organization, the competitive potential of the goods. The analysis showed that the method Filosova T.G., Bykov V.A. takes into account more fully meet the needs of the consumer level, the level of product quality, product price level, the effectiveness of product on the market. Comparative analysis of methods allows us to conclude that the criteria of competitiveness of the enterprise, the competitive potential of the organization, the competitive potential of the products are not included in the existing methologies.
competitiveness of the goods
the competitiveness of enterprises
enterprise competitiveness assessment methodology
evaluation criteria
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность, которая означает способность превосходить и опережать других.

Конкурентоспособность - категория, которая имеет философский, экономический, социальный аспекты [5], и она применима к различным объектам, в том числе, товарам, предприятиям (фирмам), организациям, отраслям, регионам, странам. В настоящее время борьба за потребителя идет не только на уровне конкурентоспособности товара и его основных составляющих качества, цены и затрат на эксплуатацию, но и на уровне предприятий, его возможности предложить воплощенное в товаре новое потребительское свойство.

Конкурентоспособность предприятия (фирмы, организации) означает его способность производить конкурентоспособную продукцию за счет эффективного использования своего ресурсного потенциала, качества организации производства и его управления [1]. При этом конкурентоспособность интегрирует все аспекты и факторы функционирования и развития предприятия как объекта управления. В этой связи становится необходимым анализ процессов создания конкурентных преимуществ на уровне предприятия как основной структурной единицы экономики страны. Определение методики оценки конкурентоспособности является важнейшей составляющей для развития экономики в целом. Знание интегральных составляющих показателя конкурентоспособности предприятия позволит эффективно конкурировать на мировом рынке отечественным предприятиям.

Выбор метода количественной оценки конкурентоспособности предприятия является ключевым решением, которое, с одной стороны, должно удовлетворять функциональной полноте и достоверности оценки, а с другой - уменьшить затраты времени и средств на ее определение. Поэтому в алгоритме оценки конкурентоспособности предприятия, как одному из основных этапов, относится этап выбора метода оценивания, заключающийся в раскрытие его сущности, обосновании целесообразности и возможности получения оценки с минимальной погрешностью. Кроме того, метод оценивания определяет возможность получения объективной количественной оценки и может находиться в основе формирования и управления конкурентных преимуществ предприятия и его конкурентного потенциала [9].

В работе проанализированы методики оценки конкурентоспособности предприятия авторов  Моисеевой Н. К., Фатхутдинова Р. А., Минько Э. В., Кричевского М. Л., Филосовой Т. Г. и  Быкова В. А.

Моисеева Н. К. предлагает оценивать показатель  конкурентоспособности  производителя по двум элементам: критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя и временной критерий эффективности производства. Первый - показатель  конкурентоспособности  товара (Iт), а в отношении к диверсифицированной фирме -  конкурентоспособность  товарной массы. Он определяется отношением суммы потребительских стоимостей всех товаров продуцента к стоимости потребления этих товаров. Вторым критерием является эффективность производственной деятельности, определяемая как отношение показателей эффективности у рассматриваемого продуцента и у соперника. Данный критерий также зависит от времени [4]. Так, Н. К. Моисеевой предложена формула для оценки конкурентоспособности производителя:

Kп = Jт*Jэ;

где Kп - общий показатель конкурентоспособности по товарной массе; Jт - индекс конкурентоспособности по товарной массе; Jэ - индекс относительной эффективности деятельности предприятия, в состав которой входят показатели рентабельности продаж, активов, основного и собственного капиталов, объема продаж и т.д.

Предлагается также учитывать следующие критерии, определяющие конкурентоспособность организации: критерии, отражающие в динамике степень удовлетворения потребителя; временной критерий эффективности производства.

Достоинством данной методики является то, что она учитывает фактор времени и эффективность работы  предприятия. Несовершенство этого подхода состоит в том, что это упрощенный подход к  оценке, поскольку он не учитывает такие важные факторы, определяющие конкурентные преимущества организации, как уровень организации и осуществления маркетинга в организации, финансы, экспортный потенциал.

Методика оценки конкурентоспособности предприятия Р. А. Фатхутдинова [7] предусматривает расчет уровня конкурентоспособности как средневзвешенной величины по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках. При этом необходимо отдельно определять и анализировать показатели эффективности деятельности предприятия, исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и устойчивости функционирования организации. Перечисленные три конкретных показателя предлагается прогнозировать, как минимум, на пять лет. Для интегральной оценки конкурентоспособности предприятия (организации) в статистике предлагается формула, учитывающая весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:

      1;  

где аi - удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период, доли единицы, i = 1, 2, 3, ..., n ,  =1,0, bi - показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.

Для промышленных развитых стран (США, Япония, стран Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка рекомендуется принимать, равной 1,0; для остальных стран - 0,7; для внутреннего рынка - 0,5.

Удельный вес i-го товара организации в объеме продаж определяется как отношение:

где Vi - объем продаж i-го товара за анализируемый период в стоимостном выражении; V - общий объем продаж организации за тот же период;  Kij - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке, которая для однопараметрических объектов определяется по формуле:

где Еа. o. - эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта; Ел.о - эффективность лучшего образца конкурента, используемого на данном уровне;  - корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Эффективность объекта находится из выражения:   ;

где Пс - полезный эффект объекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта; Зс - совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкурентного рынка в стоимостном выражении.

При этом для определения и анализа (интегрального) обобщенного конкурентоспособности предприятия необходимо использовать следующие укрупненные группы (факторов) показателей:

  1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), единицы полезного эффекта.
  2. Совокупность затраты за жизненный цикл единицы товара.
  3. Качество сервиса товара.
  4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации доли единицы.
  5. Показатели значимости рынков, на которых представлен товар.
  6. Параметры товарных рынков.
  7. Удельная цена товара.
  8. Показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот показатель равен единице.

Методика, предложенная Фатхутдиновым Р. А., имеет ряд существенных недостатков. Это можно показать на следующем примере:  предприятие  близко к банкротству, но имеет в своем арсенале один или несколько товаров, которые в данный момент являются конкурентоспособными. Наглядный тому пример  предприятия  ВПК, пользующиеся наработками советских времен. По мнению Л. Н. Чайниковой, устранить этот недостаток можно, если учитывать конкурентный потенциал  предприятий [9]. В этом случае  конкурентоспособность  организации можно представить в следующем виде:

Ко =  Кт + Кпо;

где Ко - конкурентоспособность  организации, Кт - конкурентоспособность  товаров, Кпо - конкурентный потенциал организации [6].

Методика Минько Э. В., Кричевского М. Л. используют как основные показатели для оценки конкурентоспособности предприятия, рентабельности продукции и доли предприятия на рынке.

Показатель конкурентоспособности предприятия может быть выражен в виде:

  или

 ,

где  - показатель конкурентоспособности предприятия; K- показатель конкурентоспособности предприятия по рентабельности; K- показатель конкурентоспособности предприятия по динамике доли рынка; r - рентабельность продукции предприятия; R - средневзвешенная рентабельность продукции по выработке; I - индекс изменения объемов выручки предприятия; I- индекс изменение объемов по выручки по выработке [3].

Методика Филосовой Т. Г., Быкова В. А. используют как основные показатели для оценки конкурентоспособности предприятия уровень товарной конкурентоспособности и интегральный показатель эффективности предприятия. Интегральный показатель конкурентоспособности товара:

где  - нормативные параметры, выполнение которых обязательно для прохождения через технические барьеры на рынок сбыта конкретной страны (безопасность, экологичность и пр.);  = 0, если изделие не соответствует стандартам и законодательным нормам конкретного рынка сбыта;  = 1, если изделие соответствует стандартам и законодательным нормам конкретного рынка сбыта;  -  показатель, характеризующий имидж компании (страны) происхождения товара; ,  - соответственно групповые показатели технического уровня, качества изготовления и качества обслуживания товара; ,  - коэффициенты, характеризующие эффективность каналов сбыта и продвижения товаров;  - индекс цены потребления;  - весовые коэффициенты.

Уровень товарной конкурентоспособности необходимо рассматривать для всех товаров, выпускаемых фирмой:

где  - конкурентоспособность i-го товара;  - удельный вес i-го товара по всей товарной массе фирмы в течение определенного времени.

Оценку эффективности производства, как и раннее оценку конкурентоспособности товара, осуществляется на едином методологическом принципе, используя подход, основанный на совместном анализе суммарного эффекта от реализации выпускаемой продукции и затрат, понесенных предприятием, на создание этих потребительских свойств.

Для оценки эффективности деятельности предприятий Филосова Т. Г.,  Быков В. А.  рекомендуют применение зависимости следующего вида:

где  - объем товарной продукции, руб. (или чистая прибыль); L - трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда, руб.; М - стоимость израсходованных материальных ресурсов; А - годовая амортизация.

Конкурентоспособность предприятия (в части эффективности производства)  по сравнению с ближайшим конкурентом можно оценить по индексу эффективности, т.е.:

В методологическом плане обобщенный показатель конкурентоспособности предприятия следует рассматривать в виде

где  - индекс конкурентоспособности по товарной массе; i - индекс относительной эффективности по сравнению с ближайшим конкурентом;  - коэффициент весомости[8].

Методики оценки конкурентоспособности предприятия  используют различные показатели работы предприятия: резервы в использовании факторов производства, стоимость конкретных факторов производства, эффективность использования потенциала предприятия. Все методики представляют собой интегральный показатель, состоящий из показателя конкурентоспособности товарной массы и эффективности предприятия.

Основными критериями конкурентоспособности предприятия, исходя из определения, являются: эффективность производства; удовлетворение потребностей потребителя; уровень качества продукта; уровень цены продукта; эффективность товара на рынке; конкурентный потенциал организации; конкурентный потенциал товаров.

Таблица 1.  Сравнительная характеристика методик оценки конкурентоспособности предприятия

Критерии конкурентоспособности предприятия

 

Методика Моисеевой Н. К.

Методика Фатхутдинова Р. А.

Методика Минько Э. В., Кричевского М. Л.

Методика Филосовой Т. Г.,  Быкова В. А.

Эффективность производства

 

Учитывается (в сравнении с конкурентами)

Не учитывается

Рентабельность продукции

Интегральный показатель эффективности предприятия

Удовлетворение потребностей потребителя

 

 

В целом, не учитывается (в расчете конкурентоспособности товара рассчитывается только сумма потребительных стоимостей товаров)

Учитывается (полезный эффект товара)

Рост доли рынка

Групповые показатели технического уровня, качества изготовления и качества обслуживания товара

 

Уровень качества продукта

Не учитывается

В целом не учитывается (в формуле отражено только качество сервиса товара)

Не учитывается

Групповые показатели технического уровня, качества изготовления и качества обслуживания товара, нормативные параметры

Уровень цены продукта

В целом, не учитывается (в расчете конкурентоспособности товара рассчитывается только сумма стоимость потребления товаров)

Учитывается (удельная цена товара)

Не учитывается

Индекс цены потребления

Эффективность товара на рынке

В целом, не учитывается (в формуле присутствует обобщенный показатель - индекс конкурентоспособности по товарной массе)

Учитывается (при определении при конкурентоспособности товара)

Учитывается показателем доли рынка товара на рынке

Учитывается через показатель, характеризующий имидж компании (страны) происхождения товара

 

Конкурентный потенциал организации

Не учитывается

Не учитывается (учтен Чайниковой Л. Н. при определении конкурентоспособности предприятия)

Не учитывается

Частично учитывается через показатель, характеризующий имидж компании (страны) происхождения товара.

Конкурентный потенциал товаров

Не учитывается

Не учитывается. Есть разница - либо это «товар-однодневка», зависит от моды и т.д., либо товар первой необходимости)

Не учитывается

Не учитывается

Итоговые результаты сравнительного анализа представленных нами методик приведены в таблице 1 (составлено авторами). Анализ показал, что методика Филосовой Т. Г., Быкова В. А. учитывает более полно уровень удовлетворения потребностей потребителем, уровень качества продукции, уровень цены продукта, эффективность товара на рынке. Сравнительный анализ методик позволяет сделать вывод о том, что критерии конкурентоспособности предприятия,  конкурентный потенциал организации, конкурентный потенциал товаров не учитываются в существующих методиках.

Рецензенты:

  • Мингалева Жанна Аркадьевна, д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление на предприятии» Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Пермь.
  • Перский Юрий Калманович, д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Пермского национального исследовательского политехнического университета, г.Пермь.