Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF MODERNIZATION IN EDUCATIONAL POLICY

Ivanova I.N. 1 Sharova O.L. 1
1 Saratov State Technical University named Gagarin Y.A.
Implementation peculiarities of modern educational social policy are analyzed in the article. Special attention is given to the regional development of social policy in the field of vocational training. Analyzing the social policy of our state the authors use the approach of G.H. Asping-Andersen and state that liberal type of social policy prevails. It means the declarative nature of the Russian Federation as a social state. The practical implementation of social policy in the field of education is closely connected with the availability and the quality of regional educational system in Russia. The level of regional economic analysis provides qualitative education of the population and financing all the structures of the educational system. The educational system in Russia is going through another reformation period and as a result some educational institutions are going to disappear.
education
types of social policy
programs of development of vocational education.
Традиционно при рассмотрении сферы образования социологи исследуют проблемы средней общеобразовательной школы или высших учебных заведений. Среднее профессиональное образование (далее СПО) и учреждения СПО редко становятся объектом социологического исследования. Однако в связи с провозглашением социальной политики -  курса на создание цепочки «колледж - вуз» и предполагаемого участия учреждений СПО в реализации приоритетных направлений в развитии экономики страны, интерес к данной проблеме, на наш взгляд, возрастает и становится актуальной данная тематика социологических исследований. Особенностью реализации социальной политики в сфере образования на сегодняшний день становится приоритет  среднего профессионального образования в модернизации отечественной системы образования.

В Федеральной целевой программе развития образования (далее ФЦПРО) на 2011-2015 годы, пришедшей на смену Национальному приоритетному проекту «Образование», впервые за постперестроечное время достаточно большое внимание уделено системе среднего профессионального образования [6]. В частности, при характеристике современного состояния образования указывается не только на значительное количество нерешенных проблем среднего профессионального образования, затрудняющих ее инновационное развитие, но и определяются конкретные шаги по изменению сложившегося положения. В результате поэтапной реализации ФЦПРО система среднего профессионального образования должна стать более привлекательной и для молодежи и для бизнеса, который, согласно идее разработчиков программы, будет активно участвовать в формировании заказа на специалистов определенного профиля и финансировать развитие тех или иных образовательных программ. Но без осмысления и учета тех факторов, которые привели к сегодняшнему положению СПО, на наш взгляд, невозможно двигаться вперед. Остановимся на основных положениях социальной политики в отношении среднего профессионального образования, которые на протяжении постперестроечного времени реализовывались в России.

Основными акторами социальной политики в сфере образования являются  государство, бизнес и общество. Каждый из акторов имеет свои интересы в реализации социальной политики, каждый имеет определенные ресурсы влияния и продвижения собственных интересов. Применительно к системе образования, государство должно быть заинтересовано в образованных гражданах, хороших специалистах, имеющих прогрессивные взгляды и обладающие современными профессиональными компетенциями. С другой стороны, для воспитания и образования  именно таких членов общества необходимы крупные финансовые средства, что для государства может представлять определенную трудность. Бизнес также, с одной стороны заинтересован в квалифицированных работниках, а с другой стороны, по российской традиции, предпочитает, чтобы государство взяло на себя это бремя - образование, только небольшое число бизнесменов ведут социально ориентированный бизнес, участвующий на равных в финансировании образования. Общество же, в основной своей массе, уже отошло от уравнительной психологии, свойственной советскому обществу, но нести полную ответственность за свою жизнь еще не готово в силу объективных причин. Таким образом, в современной России наблюдаются противоречия, которые  нуждаются в скорейшем разрешении, и это может быть осуществлено только путем реализации продуманной и взвешенной социальной политики. Какие же существуют подходы к конструированию социальной политики?

В современной социальной политике России присутствуют элементы либерального, консервативного и социально-демократического типов социальной политики (Г.Х. Эспинг- Андерсен). Реализация либеральной политики в области образования, для которой характерно определение государством приоритетов развития и финансирования, до принятия Национального приоритетного проекта «Образование» проводилась по остаточному принципу. В настоящее время, несмотря на серьезные финансовые вливания в систему образования и декларативные заявления о создании равных возможностей для получения качественного образования, не все образовательные учреждения имеют равные финансовые возможности. Существует долгая процедура  подачи документов для дополнительного финансирования. Для получения дополнительного финансирования в виде гранта образовательному учреждению необходимо собрать огромный пакет документов, пройти множество согласований. В ФЦПРО указывается на постепенное уменьшение затрат государства и возрастание денежных поступлений со стороны самих учебных заведений и заинтересованных в развитии конкретного учебного заведения (школа, колледж, вуз) бизнес структур [6].

Консервативный тип представлен разнообразными долгосрочными и краткосрочными кредитами на получение образования. Кредитование физических лиц на образование  осуществляет банк, но получить его может только небольшая часть абитуриентов, чьи родители будут признаны платежеспособными. В России оплата за образование дифференцирована и зависит от многих факторов. Даже  небольшую часть оплаты за обучение студента многим семьям вносить очень тяжело, а кредит на получение образования не достаточно распространен. Возможно, расширению этого типа социальной политики в России послужит введенная в 2006 году система материнского капитала, который может быть израсходован, в том числе и на оплату образования ребенка.

Социально-демократический тип предполагает предоставление стандартных денежных или натуральных пособий, или определенного набора услуг, стремление к уравнительному характеру помощи.  Реализуется данный тип социальной политики через введение в 2009 году на территории страны Единого Государственного Экзамена как средства для «объективной оценки и искоренению коррупции при поступлении в ВУЗы»[2].

Согласимся с мнением Н. Е. Тихоновой и О. И. Шкаратана, которые утверждают, что  в «России ныне можно выделить три подхода к социальной политике. Первый из них выражает ее модель, органичную для олигархического капитализма. Второй подход развивают сторонники административно-бюрократического капитализма, который придает большое значение гармонизации общественных отношений и учету интересов средних и низших слоев населения. Однако, по крайней мере, до последнего времени, он реализовывался только на региональном или муниципальном уровне. И, наконец, модель социальной политики, которая в общественном сознании можно охарактеризовать следующим образом: «Создать Россию без сверхбогатых и сверхбедных!»[4].

Итак, проанализировав различные взгляды на социальную политику, можно констатировать реализацию одновременно нескольких подходов, с большим преобладанием либерального типа социальной политики. Это означает, что РФ является социальным государством только декларативно. «Очевиден процесс десоциализации российского государства - сокращение обязательств перед нацией, уход их систем жизнеобеспечения всего населения в целом с возложением этих функций на рынок» [3]. И это притом, что большая часть населения, по данным ВЦИОМ, продолжает считать, что государство должно играть ведущую и доминирующую роль в реализации социальной политики. Образно это можно сформулировать так: «Государство отвечает за все»[1].

Практическая реализация социальной политики в области образования тесно связана с доступностью и качеством образовательной системы России вообще и регионов в частности. Уровень экономического развития регионов определяет возможность доступа населения к качественному образованию, финансирования всех структур образовательной системы. Регионам была дана свобода в определении вектора развития образования, но реальные финансовые возможности большей части регионов остались прежними, когда средние профессиональные учебные заведения, в основном, находились на федеральном или отраслевом финансировании.

Нами были проанализированы приоритеты в образовательной политике некоторых регионов России - тех, которые в 2011 году приняли программы развития среднего профессионального образования. Существуют региональные (республиканские), ведомственные и долгосрочные целевые программы развития среднего профессионального образования. Во всех без исключения региональных программах говорится об уменьшении привлекательности среднего профессионального образования, об оттоке потенциальных абитуриентов СРПО в вузы и отсутствии перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников ссузов. Больше всего их в Поволжском Федеральном округе - Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Кировская область, Самарская область. В программах отражено положение дел в СПО республики или области, обозначены приоритетные направления подготовки кадров исходя из потребностей экономики. Например, в Мордовии и Самарской области приоритетным является подготовка специалистов для сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В Татарстане давно и успешно развиваются учреждения СПО в составе промышленных групп-кластеров, развивается сеть негосударственных средних профессиональных заведений [6].

В Саратовской области нет ни региональной, ни ведомственной программ развития среднего профессионального образования, ее создание предполагается в 2011 году, тем не менее, в 2010/2011 году область принимала участие в реализации пилотного проекта по введению прикладного бакалавриата. Министр образования области отметил, что в области наблюдаются схожие для России проблемы: несбалансированность кадрового спроса экономики и предложений со стороны СПО; малая привлекательность техникумов и колледжей для выпускников и их родителей; невысокая доля внебюджетных доходов учреждений СПО в структуре их доходов [5]. Это последнее утверждение еще раз доказывает, что региональная власть предлагает средним профессиональным заведениям самостоятельно выживать и собственными силами проводить модернизацию СПО. Без модернизации, без улучшения материальной базы, переподготовки преподавательского состава и разработки и реализации профориентационных программ сложно представить дальнейшее развитие системы СПО, а учреждениям СПО быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.

Подводя итоги анализу особенностей реализации социальной  политики в области образования, отметим, что она только декларирует социальную направленность и заботу о равном доступе всех слоев населения к качественному образованию, дающему в будущем возможность самореализации. С одной стороны,  в 2011году была принята Федеральная целевая программа  развития образования, направленная на расширение доступа всех слоев российской молодежи к качественному образованию. В программе уделялось большое внимание и среднему профессиональному образованию, обозначились пути его сохранения и развития. С другой стороны, государство вынесло на обсуждение новый проект Закона «Об образовании», в котором будет дан старт на изменение не только образовательного стандарта, но и изменение форм собственности учебных заведений. Эти изменения, на наш взгляд, могут привести к последствиям, которые в настоящее время трудно прогнозировать. Российская образовательная система переживает период очередного реформирования, в результате которого некоторые образовательные учреждения исчезнут, и это провозглашается велением времени, но, к сожалению, за реформами не видно конкретных людей. В нашем случае определенной части юношей и девушек, для которых СПО - единственная возможность получить образование, определить вектор жизненного пути и быть конкурентоспособными на современном рынке труда.

Рецензенты:

  • Антонова О. Г.,  д.соц.н., профессор, заместитель директора по науке Института социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове.
  • Федюнина С. М.,  д.с.н., профессор кафедры социальных коммуникаций Поволжского института  имени П. А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, г. Саратов.