Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Ильязова М.Д.

В качестве стратегической педагогической и методической задачи высшей школы современные исследования выдвигают проблему формирования и развития компетенций будущих специалистов. Под этим понятием чаще всего исследователями подразумевается активность знаний, умений, способностей, готовность актуализировать их на практике.

Э.Ф. Зеер рассматривает компетентность в структуре «профессионально обусловленной структуре личности». Поэтому профессионализация есть процесс развития компонентов личности и профессиональное образование должно быть личностно ориентированным. «Формирование профессионала - это не только создание благоприяных внутренних и внешних условий деятельности, сколько воспитание профессионала как личности», - пишут по этому поводу А.А. Деркач и В.Г. Асеев (3), - знания, умения и навыки...успешно формируются и актуализируются ... только при личностном принятии и осознании боьшого общественного значения соответствующих целей, что определяет формирование высокой ответственности, инициативы, готовности к творческой деятельности" (3, с. 9-11). И.Я. Зимняя рассматривает компетентности как психические новообразования в структуре личности специалиста (1, с.8).

К аналогичным выводам приходят и зарубежные исследователи проблемы формирования компетентности специалиста. Так, Дж. Равен (Англия) пишет о том, что формирование профессионала - это прежде всего проблема воспитания профессионала как личности: «... рост компетентности непрерывно связан с системой ценностей. Поэтому выявление ценностных ориентаций индивида, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешения ценностных конфликтов и оценки альтернатив представляет собой основу любой программы развития компетентности» (3, с. 187). Он говорит о том, как «...важно, чтобы люди имели возможность выявить свои системы ценностей, опробовать новые стили поведения, иметь возможность участвовать в независимых исследованиях и развивать значимые виды компетентностей... можно еще раз подчеркнуть важность узкоспециальной информации и важность контакта с носителями соответствующих ролевых моделей»(3,с. 214). Дж. Равен вводит понятие «развивающей среды», которая способствует развитию компетентности. «В такой среде», - пишет он, - «люди имеют возможность стремиться к интересующим их целям и в процессе этого развивать свою компетентность» (3, с. 201).

Э.Ф. Зеер, рассматривая личность как системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении определяет «профессиональное становление как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально - психологическими особенностями человека» (2, с.5).

С.Н. Силина дает следующую характеристику стадий профессионального становления специалиста в образовательном процессе вуза.

1.      Стадия начальной профессиональной ориентации на будущую деятельность.

2.      Стадия формальной профессиональной идентификации, когда студент на основе первых формальных показателей отождествляет себя с будущей профессией.

3.      Стадия вероятностного профессионального кризиса, когда происходит снижение интереса к будущей профессии вследствие рассогласования личностных представлений о профессии и столкновения с реальной профессиональной деятельностью на практике.

4.      Стадия профессионального созревания, глубокого погружения в программу профессиональной подготовки специалиста и коррекции профессиональных знаний, представлений, умений и навыков, стабилизация приобретенных профессиональных показателей.

5.      Стадия профессиональной готовности специалиста, сформированности устойчивой мотивационной установки на будущую профессиональную деятельность, наличие показателей, определенных ГОС. Здесь, по мнению автора, возможен личностный кризис профессионального самосознания в связи с предстоящей сменой учебно - профессиональной деятельности на профессионально- практическую деятельность и осознание новых требований к личности специалиста.

Автор отмечает, что на каждой стадии происходит изменение и становление трех основных компонентов будущей профессиональной деятельности: когнитивного, личностного и деятельностного (4). Э.Ф. Зеер выделяет в каждом этапе профессионального становления личности движущие силы:

1. противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности;

2. противоречия, обусловленные внутриличностными образованиями (2, с. 7).

Основным противоречием профессионального становления личности Э.Ф. Зеер считает «противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями профессионально значимых видов деятельности» (2, с.9). Движущей силой профессионального становления на стадии подготовки в вузе Э.Ф. Зеер считает «противоречие между учебно - профессиональной деятельностью и сформированными ...способами учения.... Оно разрешается индивидуализацией и дифференциацией учебно- воспитательного процесса, ориентацией учебного процесса на профессиональное развитие студентов, формированием обобщенных способов решения профессиональных... задач» (2, с.8).

Важное место в личностно ориентированном образовании отводится психодиагностике, диалоговым лекциям, специальным тренингам, ролевым и имитационным играм, разрешению проблемных ситуаций. Исследования в этой области будут продолжены.

Работа выполнена при поддержке РГНФ и Правительства Астраханской области (грант № 05-06-31603 А \Ю).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого - теоретический аспект) //Материалы XV Всероссийской научно- методической конференции «Проблемы качества образования». Кн. 2.- С. 5-26.

2.      Психологические особенности профессионального становления личности инженера -педагога: Сб. науч. тр. /Свердл. инж.-пед. ин-т. - Свердловск, 1991.-127с.

3.      Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация/Пер. с англ.- М.: Когнито-Центр, 2002.-396с.

4.      Силина С.Н. Профессиографический мониторинг становление специалиста в образовательном процессе педагогического вуза: Дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08, Екатеринбург, 2002.