Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONCEPTIONALYSATION OF THE ROLE IN THE VALUATION OF THE QUALITY IN THE ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL OKRUG

Shalaev I.K. 1
1 "Altai State Pedagogical Academy", Barnaul Barnaul, Russia (656031, Barnaul, st. Molodyegnaya, 55)
For the proving of the hypothes is of the selected aspect of the urgent problem: - the author formulated factors of the raising of the effectivity of the management with the education; - constructed the tree of aims of the effectivity in the educational okrug´s activity; - explosed specific contradictions in the theory and practice in management´s activity with the using the conception of the motivatsiation, programmatic-aimed management; - determined the set of teaching aids and scientific publications to help to the potential individuals of the development in management with the education on the base of the suggesting conception. The totality of the publications in the theory and practice of the motivatsiation, programmatic-aimed management depends on necessity of solving indicated higher specific contradictions and contains: a) academic knowledge in monographs on the management with the education; b) the educational materials and scientific – methodies knowledge in the teaching aids; c) the scientific articls of the post – graduates, candidates for a doctor´s degree, experienced scientists, leaders of the educational institutes, school´s psychologists in the collection of articals on the materials of scientific – practical conferences of the management with the education. In the conclusion of the article the author revead the role in the voluation of the quality of the education in the educational okrug´s activity.
conceptionalysation
the motivatsiational
programmatic-aimed provision of the activity of the educational okrug
the valuation of the quality of the education
factors of the raising of the effectivity of the management with the education
Осуществляя заявленную концептуализацию как процесс формирования основного замысла условий повышения эффективности деятельности образовательных округов (ОО), мы использовали:
  1. результаты многолетнего исследования МПЦУ, упорядоченно представленные в комплекте учебных пособий и научных изданий автора [1-3, 6, 9-11, 13, 14];
  2. предложенное нами коллегии Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06г. понятие мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО [8];
  3. классическое знание экспериментальной психологии о стимулирующей роли оценки достижений личности (по П. Фрессу, Ж. Пиаже) [5];
  4. дискуссионные материалы межрегиональной научно-практической конференции на тему «Оценка в системе управления качеством образования в Алтайском крае: опыт, проблемы, перспективы» [4];
  5. пролегомены «Развитие теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ» [12].

ОО в регионе созданы по решению коллегии управления Алтайского  края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06 г. им были вменены совершенно определённые функции:

  • координация работы МОУ ОО;
  • внедрение государственно-общественных механизмов управления в сфере образования;
  • повышение оперативности реализации федеральных, краевых, муниципальных программ;
  • организация плановой, системной работы по реализации национального проекта «Образование»;
  • повышение эффективности использования поступающих в образование округа ресурсов;
  • повышение квалификации педагогических и руководящих кадров.

На лабораторию «Управление развитием образования» ФГБОУ ВПО «АлтГПА» автоматически и правомерно  возлагалась функция  мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности, под которым мы понимаем технологическое оснащение процесса управления округами:

  • системным анализом в структуре МПЦУ с установлением необходимых и достаточных инновационных целей создания ОО, определяющих миссию этого новообразования;
  • построение дерева целей создания ОО в логике «хочу - могу - делаю - получаю»;
  • разработкой исполняющей программы (нормы-образца в виде качественных характеристик достижения каждой цели);
  • рекомендациями использования МПЦУ в реализации функциональных обязанностей субъектов управления ОО.

Выполняя функцию мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО, мы с помощью управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи:

  • издали методические рекомендации «Повышение эффективности управления образованием», включающие конкретное содержание мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО с оценкой качества образования в ОО [8];
  • разработали и изготовили в рекламных мастерских базовые стенды, включающие три монографии лаборатории в помощь субъектам управления ОО [2, 7, 9];
  • провели четыре краевых семинара по реализации инновационного потенциала МПЦУ в повышении качества образования на базе гимназий г. Барнаула № 79 (директор Л. И.Вялкова) , № 42 (директор Г. В. Татарникова), № 40 (директор А. Г. Овсиевский) и МОУ «СОШ Озёрская» Тальменского района (директор Н. И. Леоненко).

Во всей этой и другой работе по мотивационному программно-целевому обеспечению деятельности ОО без обращения к оценке качества образования невозможно было обходиться - результаты нашей работы определяются качеством образования.

Поэтому факторы повышения эффективности управления образованием формулируем в заявленном контексте:

Постановка инновационных целей в миссии ОО как внутренних мотиваторов к самоактуализации субъектов управления образованием.

Реализация инновационного потенциала МПЦУ, эффективность которого в теории и практике управления образованием доказана десятками докторских и кандидатских диссертаций, опытом сотен руководителей образовательных учреждений Алтайского края, особенно таких новаторов научной школы МПЦУ как А. В. Гришина - трижды «Директора школы года России», Лауреата премии губернатора края им. С. П. Титова, А. Ф. Ильина - Заслуженного учителя России, Почетного гражданина г. Барнаула, А. Г. Овсиевского - Заслуженного учителя России, Президента ассоциации передовых школ Алтая, Л. М. Вялковой - Почетного работника общего образования, Н. И. Леоненко - Заслуженного учителя России, Лауреата премии губернатора края им. С. П. Титова.

Измерение эффективности управления образованием показателями качества образования как реализация известной по экспериментальной психологии закономерности: «сообщение результата ведёт к тому, что испытуемый устанавливает для себя уровень притязаний, превосходящий достигнутый им ранее результат. Цель превзойти полученные результаты - позволяет испытуемому развить чрезвычайные усилия» [5].

Вот почему результаты измерения качества могут эффективно использоваться в стимулировании труда. А применительно к ОО можно утверждать, что если работа образовательных округов будет цениться по качеству образования, то качество образования непременно будет возрастать. Именно такое понимание места оценки качества образования в деятельности образовательных округов вселяло оптимизм на уже указанной коллегии Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06 г., выраженный в гипотезе: создание ОО с их инновационной миссией должно повысить эффективность управления образованием в Алтайском крае [8].


Из системного анализа процесса и результата управления образованием вытекает структура дерева целей и трафарет мониторинга-картограммы эффективности деятельности образовательного округа.

Генеральная цель:

ГЦО - повышение эффективности управления образованием на основе создания образовательных округов.

Ведущие цели:

цПО - развитие профессионально-личностных качеств субъектов управления ОО;

цТО - мотивационное программно-целевое обеспечение процесса реализации функций субъектов управления ОО;

цФО - функционально-ресурсное обеспечение ОО;

цКО - повышение качества образования как процесса и результата труда педагогов и учащихся.

Цели:

группы ПО: А - самоактуализация, И - идейность и личностные ценности руководителя, Э - эрудиция и рост профессионализма, О - организаторские способности и умение управлять собой, Ч - человечность и личные цели, С - стиль управления и знание современных управленческих подходов, Р - управленческая эмпатия и рефлексия;

группы ТО: са - системный анализ, Пдц - построение дерева целей, Рип - разработка исполняющей программы, сп - системное планирование, со - системная организация, ск - системный контроль, ср - системное регулирование;

группы ФО: Ф1 - обеспечение целевой ориентации сотрудников ОО, формирование их ценностно-ориентационного единства и психологического климата, стимулирование их труда, Ф2 - повышение профессионализма субъектов управления ОО в логике цикловой модели научно-методической работы, Ф3 - реализация мероприятий в соответствии с установленными механизмами и порядком деятельности ОО, Ф4 - координация работы МОУО, Ф5 - внедрение государственно-общественных механизмов управления в сфере образования, Ф6 - повышение оперативности и качества реализации федеральных, краевых, муниципальных программ, Ф7 - организация плановой, системной работы по реализации национального проекта образования, Ф8 - повышение эффективности использования поступающих в образование округа ресурсов, Ф9 - повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, Ф10 - картограммирование эффективности управления ОО и использование картограмм в принятии управленческих решений, в планировании работы ОО, в аттестации управленческих и педагогических кадров, в отборе образовательных учреждений, руководителей и педагогов на государственное поощрение, в отчётах ОО;

группы КО: К1 - социальное развитие и саморазвитие учащихся, К2 - культура и нравственная воспитанность учащихся, К3 - качество знаний учащихся в соответствии с государственными стандартами.

Мы не можем претендовать на монополию своей технологии оценки качества образования. Однако любой вариант технологии должен ориентироваться на международные стандарты версии ИСО 9000-2000, а принципы менеджмента качества (TQM) должны быть критериально обеспечены для практического их использования. Смысл этой позиции выражен заместителем губернатора Алтайского края, начальником управления по образованию и делам молодёжи профессором Ю. Н. Денисовым на Второй межрегиональной научно-практической конференции «Оценка в системе управления качеством образования в Алтайском крае: опыт, проблемы, перспективы» [4].

Продолжая осуществлять силами лаборатории мотивационное программно-целевое обеспечение деятельности образовательных округов, мы:

1) подготовили и издали в 2011 году три монографии:

а) Мотивационное программно-целевое обеспечение моделирования программы развития «Наша новая школа» в условиях модернизации российского образования (автор профессор Л. А. Церникель),

б) Методологическая основа мотивационного программно-целевого управления в совершенствовании стиля деятельности руководителя современного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования (автор профессор Л. А.Церникель),

в) Мотивационное программно-целевое обеспечение анализа управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения (автор доцент Ю. П.Березуцкая);

2) опубликовали в ВАКовском журнале концептуальную, практикоориентированную статью «Мотивационное программно-целевое управление: инновационный потенциал и его реализация» (автор профессор И. К. Шалаев);

3) разработали комплект учебных пособий и научных изданий по проблеме развития теории и практики управления образованием посредствам реализации инновационного потенциала МПЦУ (автор профессор И. К. Шалаев). Комплект представляет собой необходимый минимум знаний для разрешения специфических противоречий в системе управления, которые служат своеобразными показаниями к использованию МПЦУ:

Если в системе управления образованием имеют место противоречия:

  • с одной стороны, принимается неопровержимый принцип менеджмента «Постоянное совершенствование как неизменная цель», с другой стороны, для достижения этой цели неполно используются новые достижения науки, в частности, образовавшаяся в результате интеграции моносистем мотивационного и программно-целевого подходов метасистема МПЦУ;
  • с одной стороны, в психолого-управленческой науке достигнут прорыв с образованием инновационного потенциала МПЦУ, с другой стороны, этот потенциал недостаточно реализуется в развитии теории и практики управления образованием из-за инерции субъектов деятельности с автономными знаниями, сложившимися в рамках рационалистического управления и психологии управления, сложившейся в рамках поведенческого управления;
  • с одной стороны, психолого-управленческая наука получила в свой арсенал инновационный потенциал МПЦУ, с другой стороны, этот потенциал слабо используется в повышении качества образовательного сервиса из-за недостаточного познания механизмов МПЦУ его пользователями;
  • с одной стороны, объективно оказывается необходимо вооружение руководителей образования междисциплинарным знанием и адекватной целостной технологией, органически сочетающей в себе достоинства рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, с другой стороны, отсутствуют образовательные программы, учитывающие специфику профессиональной деятельности разных категорий работников образования и места новых знаний в повышении их компетентности,

то для развития теории и практики управления образованием самоактуализированным субъектам этого направления деятельности (аспирантам, докторантам, опытным учёным, руководителям образовательных учреждений и школьным психологам) необходимо и достаточно использовать инновационный потенциал МПЦУ на основе знаний:

  • его структуры в педагогических системах и опыта реализации в развитии теории и практики управления образованием (по учебным пособиям [6, 10, 11]);
  • способов выявления динамики развития теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ в научно-практической деятельности аспирантов, докторантов, опытных учёных, руководителей образовательных учреждений и школьных психологов (по научным изданиям [1, 3, 14]);
  • практики повышения качества образовательного сервиса и истории региональной научной школы управления образованием (по монографиям [2, 9, 13]);
  • документов, материалов, изданий, независимой экспертизы процесса и результата развития теории и практики управления образованием на основе инновационного потенциала МПЦУ (например, монографии «Человек науки»).

Таким образом, оценка качества образования в деятельности образовательного округа может служить:

  1. эффективной конкретизацией мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО;
  2. стимулятором деятельности субъектов ОО, позволяющим им «развивать чрезвычайные усилия»;
  3. средством повышения качества образования в ОО;
  4. убедительным подтверждением гипотезы о целесообразности введения ОО в соответствии с решением коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06 г.;
  5. актуализации комплекта учебных пособий и научных изданий по проблеме развития теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ.

Рецензенты:

  • Веряев А. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры информационных технологий Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.
  • Овчаров А. В., д.п.н., профессор, директор Института физико-математического образования Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.