Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SAFETY CULTURE: DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT TRENDS

Trunov M.V. 1 Orekhov A.I. 2
1 Municipal Institution of Complementary Education Children’s and Youth Sport School “Youth”
2 Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University
The article refines the principal positions connected with the concept of pedagogical safety culture. The author emphasizes that safety culture becomes apparent in the spiritual world of an individual, a constituent element of real culture and practical human life. One of the most important conditions of the development of safety culture in an educational establishment is the standard of pedagogical safety culture and as applied to a teacher – professional pedagogical safety culture. The key concept of the research is examined from methodological point of view. The author presents his own interpretation of the structure of pedagogical safety culture. The problem of identifying of effective means of the development of professional pedagogical safety culture is grounded. The author analyzes scientific research in the field of the development of safety culture in the context of physical culture and sport. The progressive trends of its development are presented in the light of the conceptions of life long learning and life long physical culture.
pedagogical safety culture
the components of pedagogical safety culture
physical culture and sport activity
В современном обществе существенно возросла значимость экономической, менеджментной, политико-правовой, духовно-нравственной, художественно-эстетической культуры, культуры свободы совести и других составляющих общей культуры человека. Сформировались новые требования к их содержанию, качеству, формам и способам проявления в процессе образования, воспитания, непрерывного образования. Вместе с тем большинство отечественных и западных исследователей отмечают, что «традиционное образование, которое получают дети и молодежь, должным образом не отражает мир», в котором им приходится жить. Не разработаны комплексные принципы устойчивого развития и нормы поведения, не созданы условия и предпосылки, обеспечивающие реальную безопасность человека [4].

Когда во второй половине ХХ века человечество вступило в постиндустриальную фазу своего развития, последовали радикальные изменения не только системы экономико-социально-политических отношений, но и трансформация ценностного фундамента человечества. Однако, пройдя долгий путь экономического количественного роста, безудержной эксплуатации природы, бездумного потребления, человечество вынуждено возвратиться к гуманитарной парадигме в новых условиях постиндустриального, информационного общества в рамках концепции устойчивого развития. Отказ от технократического подхода стимулирует стирание разграничений между гуманитарным и техническим знанием, позволяя считать любое знание гуманитарным, обращенным к человеку и его культуре. Следовательно, субъект современной культуры безопасности в нынешних условиях - это не специалист, пусть даже «высококачественный», а человек - знающий, понимающий, умеющий, культурный и гуманный.

В научном арсенале отечественных исследователей профессиональная педагогическая культура рассматривается с общетеоретических (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.Л. Сластенин и др.), методологических (В.В. Краевский) позиций. Отдельные авторы представляют ее как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, профессионального поведения (З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов). Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур (И.И. Зарецкая, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров). Трактовку профессиональной педагогической культуры с позиций саморегуляции личности учителя в процессе его физического и духовного совершенствования дают М.Я. Виленский и И.М. Туревский [1; 2; 3; 5; 6; 7; 9].

Исходя из вышеперечисленных позиций, мы предлагаем трактовать педагогическую культуру безопасности как важнейшую доминанту деятельности учителя, отражающую характеристику его личности (социальную, психологическую, квалификационную и т.д.), которая рассматривает безопасность как приоритетную цель и внутреннюю потребность, и способна обеспечить нейтрализацию (минимизацию) угроз, вызовов, рисков и опасностей для основных ценностей и жизненно важных интересов всех субъектов школьного сообщества (учащихся, педагогов, родителей) как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Мы бы назвали их субъектами педагогической культуры безопасности. К данному перечню добавим организации и институты, содействующие процессу обеспечения безопасности. При этом нельзя сбрасывать со счетов субъектов антиобщественного действия - преступников, террористов, деструктивные элементы и т.д.

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать структуру педагогической культуры безопасности, составляющими компонентами которой являются аксиологический (ценностный), когнитивный, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент - это ориентир на приоритет общечеловеческих ценностей, отношение к человеку как высшей земной ценности. Здесь хотелось бы обратить особое внимание на следующие относительно устойчивые педагогические ценности безопасности: гуманистическая технология педагогической деятельности, комфортная среда, межличностное и институциональное доверие в стенах учебного заведения, сотрудничество, ориентация на диалог. Здесь же находятся и ценности личной, групповой и общественной безопасности. К таким ценностям относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности эстетические, религиозные, национальные, политические, идеологические, научные, экологические и т.д.

Когнитивный компонент педагогической культуры безопасности - это совокупность знаний о смысле человеческого бытия. По большому счету это тот уровень и качество теоретических, практических и методических знаний учителя по вопросам безопасности в целом, который свидельствует о факторах, сущности и структуре безопасности в социуме, закономерностях в области обеспечения безопасности образовательного учреждения, знаниях факторов, отрицательно влияющих на безопасность участников образовательного процесса и технологий их предупреждения. Эти знания, идеи, концепции, касающиеся безопасности, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают и в качестве педагогических ценностей.

В свете вышеперечисленного отметим, что некоторые теоретики культуры безопасности включают в структуру безопасности рефлексивный компонент. С педагогических позиций - это адекватная оценка себя как субъекта безопасности образовательного процесса, осознание своей ответственности за обеспечение собственной безопасности и безопасности учащихся. Адекватная оценка образа жизни с точки зрения сохранения и укрепления здоровья также входит в данный перечень. Однако мы полагаем, что указанные характеристики также могут быть включены в когнитивный и аксиологический компоненты, что позволяет более рельефно представить структуру педагогической культуры безопасности.

Технологический компонент педагогической культуры безопасности - это деятельность по перенесению знаний и компетенций по безопасности в область практического применения в образовательное учреждение, по укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. По мере освоения и развития педагогической деятельности, в процессе непрерывного профессионального совершенствования учитель оценивает, переосмысливает идеи, концепции безопасности и внедряет их в педагогические технологии в новых условиях рисков и угроз современного общества.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры безопасности проявляется непосредственно в личности учителя. Именно она выступает носительницей культуры безопасности, которая выражена в ценностях, нормах, знаниях и вере, превращенных в поведение человека, в его отношение к другим людям и к миру в целом. В процессе воспитания ценности, нормы, знания и убеждения как составляющие культуры безопасности присваиваются в деятельности и реализуются в поведении школьника, проявляясь в его отношении к проблеме безопасности других людей, общества и природы в целом. При этом А.Н. Лук утверждает, что творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, что в контексте безопасности имеет немаловажное значение [8].

Международные исследования в области рисков, с которыми сталкивается учитель современной школы и которые вызывают наибольшее беспокойство у общественности, ученых, социологов, психологов, педагогов, показывают, что 15% субъектов образовательного процесса, среди которых не только учащиеся и их родители, но и учителя, в развитых странах мира (Франция, Германия, Бельгия, Голландия и пр.), проявляют симптомы психических страданий от ухода в себя до опасных привычек. Потеря интереса к семье, школе, друзьям; суицидальные попытки, алкоголь, наркотики; анорексия, булимия; отказ от медицинской помощи, личной гигиены - этот перечень сформированных типов поведения, привычек пренебрежения к личному здоровью и безопасности, что получает все более широкое распространение в школьной среде. Телесное и душевное самочувствие человека в стенах учебного заведения рассматривается с позиций риска - курения, злоупотребления спиртными напитками, нарушения питания, то есть связывается с теми факторами, которые существенно его нарушают. Субъективное чувство одиночества также приравнивается к фактору риска, грозящему здоровью и безопасности. Данные тенденции обусловлены непрерывным нарастанием интенсификации учебной деятельности, вызывающей так называемый школьный стресс у 80% участников образовательного процесса. Так, научные работы, проведенные в рамках проекта ВОЗ «Здоровье молодежи Европы», заключают, что 52% школьников боятся учителей, более 46% учащихся подвергаются унижению. С другой стороны, подчеркивается, что и учителя испытывают беспокойство и страх при самоутверждении и завоевании личного авторитета как в коллективе педагогов, так и среди учащихся, в установлении оптимальных отношений с родителями. В исследованиях приводится статистика, которая подтверждает незащищенность сегодняшнего учителя и учащегося от бытового хамства и вандализма. Доказано, что суициды, занимающие высокое место в статистике молодежной смертности, также во многих случаях связаны с чрезмерными стрессовыми ситуациями, сопровождающими школьную и внешкольную жизнь [10].

Поэтому поиск эффективных средств развития профессиональной педагогической культуры безопасности является одной из важнейших проблем современной педагогической науки и практики. Мы полагаем, что в данных условиях поэтапное вовлечение педагогических кадров в деятельность по развитию современной культуры безопасности возможно и должно реализовывать через массовую физкультурно-спортивную деятельность. Именно через занятия физической культурой и спортом, полагаем, современный учитель скорее приблизится к цели развития профессиональной педагогической культуры безопасности как к идеальному представлению о желательных изменениях в его личности. Именно так будет осуществлен переход от стратегической цели к тактическим и оперативным мероприятиям физкультурно-спортивного характера, которые лягут в основу теоретической модели развития культуры безопасности, наполнят содержание, выступят средствами и явятся связующим звеном с целью. Мы убеждены, что специально разработанная физкультурно-спортивная программа для учителей и предусмотренные в ней виды деятельности позволят развивать все вышеперечисленные компоненты культуры безопасности, выраженные в конкретных качествах личности и профессиональных компетенциях. Данный вектор развития профессиональной педагогической культуры безопасности позволит вовлечь в физкультурно-спортивную деятельность не только различные субъекты образовательного процесса, начиная с учителей, но и различные институты, способные и готовые внести свой вклад в развитие культуры безопасности. Данный ракурс позволит наладить сотрудничество педагогического и спортивного сообщества и рассматривать проблемы профессиональной педагогической культуры безопасности в рамках современной идеологии обучения через всю жизнь (long life learning).

К сожалению, научные исследования в области проблемы развития культуры безопасности в контексте физической культуры и спорта грешат некоторой узконаправленностью. В основном рассматриваются вопросы безопасности учащихся на уроках физкультуры в контексте мер по избеганию травматизма или же в контексте здорового образа жизни в различных его трактовках как одного из эффективных средств достижения безопасной жизнедеятельности. По всей видимости, именно такое понимание обеспечено традиционным объединением дисциплин и направлений подготовки БЖ и ФК. Однако мы связываем проблему профессиональной педагогической безопасности с более широким социальным контекстом.

Мы полагаем, что физическая культура и спорт в рамках множества социальных и коммуникативных практик, технологий, эмоциональных, поведенческих, когнитивных, методологических, духовных факторов являются эффективнейшим средством преодоления современных рисков, связанных с образом жизни и здоровья всех субъектов образовательного процесса современной школы. Это предполагает сотрудничество школы и общественных структур, школы и семьи, учителя и родителя, учителя и учащегося. Это способствует социализации, укреплению солидарности, сплоченности, толерантности и взаимопомощи, то есть процессу безопасной эволюции всего общества. Мы убеждены, что в социальном контексте особый интерес представляют специальные образовательно-оздоровительные, спортивно-массовые, спортивно-эстетические и художественные программы для учителей школ, которые повышают ценностное отношение к личной и общественной безопасности, способствуют снижению заболеваемости и смертности, вплетены в контекст концепции «Благополучие» Всемирной организации здравоохранения, соответствуют всемирной программе действий ООН, касающейся образования.

Рецензенты:

  • Шайденко Н.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.
  • Орехова Е.Я., д.п.н., профессор кафедры молодежной политики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.