Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONDITIONS REQUIRED FOR FACILITATION TARGETING DEVOLOPMENT OF PEDAGOGICAL COLLEDES STUDENTS

Maslova Е.А. 1, 3
1 Tver State University
3 State Budget Educational Institution of Secondary professional education Teachers Training college No. 4, Moscow
The article reveals the essence of notion “facilitation targeting”, its structure is presented through the following components: emotional cognitive, praxeological behavioural, and reflexive. At the initial and check steps of the experiment the analysis of diagnostics’ results was performed in order to identify the facilitation targeting levels of teachers’ training college students. The characteristics of the levels was presented. In compliance with the main target of the experiment, a new model of facilitation targeting has been developed and introduced for teachers’ training colleges students. This model includes a range of inter-related and interactive units: object-oriented, organizational, processual, and criteria evaluative. Experimental work was being performed in process of studying, teachers’ training practice and educational work. The author has revealed the conditions required for their implementation: safe educational environment of the teachers’ training institution; facilitation targeting of college and school teachers; general professional orientation of students; consideration of age and personal peculiarities of the students.
facilitation targeting of teacher’s personality
technological model
pedagogical сonditions
В современной социально-образовательной ситуации, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Следовательно, ключевой фигурой преобразования школы становится педагог-фасилитатор, который способствует созданию условий для развития ученика и собственного профессионального становления. В современных исследованиях (О.И. Димовой, И.В. Жижиной, Э.Ф. Зеера, Р.В. Очаровой, С.Я. Ромашиной и др.) раскрывается сам феномен «педагогическая фасилитация», определяются техники его развития. Но недостаточно изучен вопрос о студенте как субъекте формирования фасилитативной направленности как в средних, так и в высших педагогических профессиональных учреждениях, что позволяет говорить о его актуальности. Под фасилитативной направленностью педагога понимается положительное отношение к ребенку, к себе и деятельности, выражающееся в создании условий для продуктивного образования и безопасного развития всех субъектов профессионально-образовательного процесса за счет личностно ориентированного стиля общения и деятельности. Структуру фасилитативной направленности составляют компоненты: эмоционально-когнитивный (предполагает осознание и принятие системы ценностей), праксеологически-поведенческий (предполагает овладение фасилитативной технологией и развитие навыков безопасного поведения), рефлексивный (предполагает самоанализ и самооценку собственной деятельности и поведения, а также деятельности и поведения ребенка).

В ходе анализа исследуемой проблемы была разработана технологическая модель, которая рассматривается как сложная, многоуровневая, динамическая и управляемая система, включающая ряд взаимосвязанных и взаимодействующих блоков: целевой, организационный, процессуальный, критериально-оценочный. Формирующий эксперимент проходил на базе ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 4» г. Москвы. В экспериментальной работе приняли участие: диагностика - 368 человек, из них 125 студентов (экспериментальная и контрольная группа); 84 педагога - преподаватели (38) и учителя школ (46 человек) со стажем работы от 3 до 25 лет.

С целью выявления уровня фасилитативной направленности студентов педагогического колледжа на констатирующем этапе эксперимента были использованы следующие методики: «Определение сформированности педагогической фасилитации»; «Выявление профессионально значимых качеств личности педагога»; «Определение уровня эмпатии»; «Оценка профессиональной направленности личности учителя»; «Ценностные ориентации» (М. Рокич); Анкета; «Педагогические ситуации»; «Изучение типа ориентированности педагога на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми»; «Самочувствие - активность - настроение»; «Уровень субъективного контроля»; Тест «Готовность к саморазвитию» [1; 2; 3; 5].

В группу с высоким уровнем фасилитативной направленности вошли те студенты, которые имеют достаточно высокий уровень сформированности личностных и профессионально значимых качеств и развития педагогических способностей, а также высокую направленность на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми. У данных опрашиваемых преобладает высокий уровень субъективного контроля, желание и возможность себя изменить, они имеют направленность на ребенка и педагогическую деятельность. Таких студентов в контрольной группе - 21,3% и 17,5% - в экспериментальной группе. В группу со средним уровнем фасилитативной направленности были определены студенты, имеющие средний уровень развития профессионально значимых качеств и развития педагогических способностей с умеренной ориентированностью на личностную и учебно-дисциплинарные модели взаимодействия с детьми. Респонденты из данной группы чаще имеют средний уровень субъективного контроля с преобладающим желанием изменить себя, но с отсутствием возможности это осуществить. Это самая большая группа: в контрольной - 60% и экспериментальной группе - 62,5%. В третью группу с низким уровнем фасилитативной направленности вошли студенты с низким уровнем развития эмпатии, профессиональной направленности личности, низким уровнем развития субъективного контроля; высоким уровнем ориентированности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ребенком и с отсутствием желания меняться и совершенствоваться. В контрольной группе таких студентов - 18,7%, а в экспериментальной группе - 20%.

Формирующий эксперимент осуществлялся в естественных условиях профессионально-образовательного процесса на базе ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 4» г. Москвы в соответствии с разработанной моделью формирования фасилитативной направленности личности. Реализующий этап предполагал создание и выявление условий по формированию фасилитативной направленности личности студента.

Формирование фасилитативной направленности осуществлялось в учебно-профессиональной деятельности в ходе преподавания учебных дисциплин («Педагогика», «Основы педагогического мастерства», «Психолого-педагогический практикум» и др.) с применением контекстного подхода. В соответствии с целью и задачами исследования были определены методы, которые отражают общую логику формирования фасилитативной направленности личности студентов (данное деление условное, так как процесс формирования является комплексным): 1) методы формирования эмоционально-когнитивного компонента: беседа, изучение литературы, анализ педагогических ситуаций; 2) методы формирования праксеологически-поведенческого компонента: моделирование педагогической деятельности, ролевые и деловые игры, психотехнические упражнения и игры; 3) методы формирования рефлексивного компонента: рефлексия, ролевые и деловые игры, анализ педагогических ситуаций, релаксация, внутренний диалог, коммуникативное письмо. Педагогическими условиями развития компонентов фасилитативной направленности в учебном процессе были: включение и соединение воедино в смыслообразующей базе студентов эмоционально-когнитивной, праксеологически-поведенческой и рефлексивной составляющих фасилитативной направленности; максимальная актуализация жизненного опыта студентов; деятельностный характер профессионально-образовательного процесса; диалоговая позиция преподавателей и студентов; предоставление возможностей для реализации творческих потребностей; создание студентам ситуации успеха и условий для осознания себя как личности, как будущего профессионала.

В соответствии с разработанной программой реализующего этапа воспитательная работа со студентами с целью формирования компонентов фасилитативной направленности осуществлялась в следующих направлениях: нравственном, социально-педагогическом, художественно-эстетическом через включение студентов в различные формы работы. Условиями реализации потенциала воспитательной работы можно считать следующие: ориентация на профессионально-педагогические ценности; использование воспитательного потенциала учебных дисциплин; педагогическая поддержка студентов и их доверие к преподавателям; личностно-эмоциональная включенность студентов в воспитательный процесс; осознание студентами значения полученных результатов воспитательной работы; предоставление возможности проявления ответственности и самостоятельности; совместная деятельность преподавателей и студентов; создание условий для реализации творческого потенциала студентов; диалоговая позиция педагогического коллектива.

Раннее начало (4-й семестр и до конца обучения) и различные виды педагогической практики (психолого-педагогическая, практика пробных уроков, летняя в оздоровительном лагере, первые дни ребенка в школе, государственная преддипломная практика) в большей мере способствовали формированию праксеологически-поведенческого и рефлексивного компонентов фасилитативной направленности за счет включения студентов в педагогическую деятельность. Педагогическими условиями развития компонентов фасилитативной направленности у студентов в условиях педагогической практики будут: раннее ее начало (4-й семестр и до конца обучения); безопасная образовательная среда базовых школ и фасилитативная направленность учителей и преподавателей-методистов; сотрудничество субъектов профессиональной подготовки; использование разработанной студентами собственной схемы самоанализа педагогической деятельности.

В целях усиления проводимой работы по формированию фасилитативной направленности были включены содержательные аспекты деятельности психологической службы, которые давали дополнительные возможности по профессиональной адаптации студентов, развитию профессионально значимых качеств, а также поддержанию благоприятной психологической атмосферы в образовательной среде педагогического колледжа, что по К. Роджерсу является «важнейшим фактором, который может способствовать или препятствовать учению» [6, с. 237]. Таким образом, процесс формирования фасилитативной направленности становится более эффективным при соблюдении следующих условий: добровольности, психолого-педагогической поддержки, учета возрастных и личностных особенностей студентов, знания семейной обстановки и условий общения и взаимодействия.

С целью расширения понимания, осмысления сущности педагогической фасилитации и дальнейшего формирования фасилитативной направленности со студентами был проведен факультатив «Основы формирования фасилитативной направленности личности студентов», который проводился с экспериментальной группой по 2 часа в течение 1 семестра (36 часов, из них 8 - теоретических, а 28 - практических). Проведение факультатива способствовало решению следующих задач: осознание студентами различных аспектов педагогической деятельности и принятие ими на этой основе личностных ценностей, связанных с выбранной профессией; осознание и принятие главных понятий (фасилитация, педагогическая поддержка, эмпатия, толерантность, конгруэнтность, трансцендентность, безопасная образовательная среда и безопасное поведение педагога); развитие способности к ценностному осмыслению жизни; преодоление барьеров между осознанием и внутренним принятием ценностей равенства субъектов образования; формирование способности к позитивному самовосприятию и самопринятию в педагогической деятельности; развитие навыков безопасного поведения; осознание проблемы личностного и профессионального роста; знакомство с проблемой проектирования и планирования своего жизненного и профессионального пути и развитие соответствующих умений по проектированию; развитие личностной и профессиональной рефлексии. Каждое занятие состояло из трех этапов: постановка проблемы, обсуждение ее психолого-педагогического аспекта, практическая часть, анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности группы. С целью становления фасилитативной направленности и развития умений педагога-фасилитатора работа со студентами строилась с использованием педагогических ситуаций и ролевых игр, психотехнических упражнений и игр, релаксации, внутреннего диалога, коммуникативного письма, беседы, наблюдения и др. Педагогическими условиями проведения занятий со студентами считаем следующие: свобода выбора, «здесь и сейчас»; максимальная актуализация жизненного опыта студентов, активизация механизмов само- и взаимопознания, понимания, оценки и поддержки.

На контрольно-коррекционном этапе была проведена итоговая диагностика уровней сформированности фасилитативной направленности студентов контрольной и экспериментальной групп. Эффективность проделанной работы проверялась по двум направлениям: сравнение уровня сформированности фасилитативной направленности в экспериментальной группе до и после включения студентов в формирующий эксперимент и сравнение уровня сформированности фасилитативной направленности в экспериментальной и контрольной группах после формирующего этапа. Количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем развития фасилитативной направленности повысилось на 17,5% (35% против 17,5%), а в группе с низким уровнем изменилось на 7,5%. Количество студентов со средним уровнем изменилось на 10%, и выросли их средние баллы по результатам диагностических методик. Незначительные изменения зафиксированы в контрольной группе: количество студентов, имеющих высокий уровень фасилитативной направленности, выросло с 21,3% до 24%, на 2,7% и на 4% уменьшилось количество студентов с низким уровнем, также незначительные изменения зафиксированы в группе со средним уровнем развития фасилитативной направленности (на 1,3%), что свидетельствует о том, что описанная и разработанная модель по формированию фасилитативной направленности студентов является эффективной. Полученные данные показали, что в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной. Это свидетельствует об эффективности реализации технологической модели формирования фасилитативной направленности личности студентов в условиях педагогического колледжа.

Следовательно, общими условиями формирования фасилитативной направленности личности студентов в педагогическом колледже будут: безопасная образовательная среда профессионального учебного заведения; фасилитативная направленность преподавателей и учителей школ; общая профессиональная направленность студентов; учет возрастных и личностных особенностей студентов. Определяющими особенностями формирования фасилитативной направленности в условиях педагогического колледжа можно считать следующие: небольшое количество учебных групп (15-20); большой объем педагогической практики на протяжении всего хода профессионального обучения студентов; целенаправленная воспитательная работа и система работы кураторов со студентами и родителями; деловое и межличностное общение преподавателей со студентами; авторитет преподавателей и доверие к ним студентов.  

Таким образом, реализация разработанной программы и технологии формирования фасилитативной направленности личности студентов педагогического колледжа показала эффективность, содействовала развитию личности, создала условия для раскрытия ее потенциала в условиях педагогического колледжа.