Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES КОМПАРАТИВНОГО OF THE APPROACH TO PREPARATION OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL FOR DESIGNING OF PEDAGOGICAL DESIGN

Kurnosova S.A. 1
1 The Chelyabinsk state university, Chelyabinsk, Russia
As a general scientific teoretiko-methodological basis of the pedagogical concept of preparation of students of high school to designing of pedagogical design the author defines comparative the approach which intrinsic characteristics and the potential in sphere of an investigated problem is presented in given article. With reference to an investigated problem, the author defines comparative the approach as set of research methods and the means providing efficiency of the analysis of public and institutional processes for the purpose of unification of terms and concepts of a pedagogical science, comparison of different models of formation and the educational policy, theoretical installations of teachers and figures of formation, forecasting of probable ways of development of vocational training
preparation of students of high school
pedagogical design
designing
comparative the approach
Актуальность применения компаративного подхода в качестве общенаучной основы концепции подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна  обусловлена масштабными переменами, произошедшими в сфере профессионального  образования: переходом к непрерывному образованию, интеграцией российского образования в европейское и мировое сообщество, изменением требований, предъявляемых к компетентному специалисту-выпускнику высшей школы.  Как показало обобщение педагогического опыта, современные вузы нуждаются сегодня в точных и объективных результатах «институциональных исследований» [3], позволяющих осуществлять стратегическое планирование деятельности.

Компаративный (сравнительный)  анализ  как  основа научного исследования известен со времен древнегреческой философии (Платон, Аристотель). Его применяли для исследования объектов различного порядка Т. Бенфей, Ф. Бэкон, М. Вебер, Э. Гуссерль, И. Кант, Н. Кузанский, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, К.М. Никонов и др. Термин «компаративный» применяется в различных областях науки и является полисемичным [1,2,4]. Так, в «Философском словаре» указывается, что «компаративный (от лат. comparatio - равное соотношение, соразмерность, сравнение, сличение, взаимное соглашение) - 1) общее название совокупности сравнительных методов в различных областях гуманитарного знания (правоведение, литературоведение, языкознание, культурология, история и религиоведение); 2) философская теория сравнения как базисной логической операции рассудка» [5 , с. 452].

Компаративный анализ как основа исследования универсален (таблица 1).  Исследователями  установлено, что прилагательное «компаративный» в общественных науках оправдано в случае применения сравнения к заранее разработанной совокупности теоретических положений, обобщающих реальности одного порядка. В сравнительных дисциплинах мы имеем дело с «вторичным» использованием компаративного метода.

Таблица 1 Классификации компаративной методологии

Основание классификации

Элементы классификации

Масштабность предмета

Микро- и макрокомпаративистика.

Содержательность предмета

Формальный и содержательный уровни исследования.

Предмет исследования, единица сравнения

Текстуальный подход (за единицу сравнения принимается текст);

функциональный подход (предмет сравнения рассматривается с точки зрения той функциональной нагрузки, которую он несет как элемент системы);

ценностный подход (ценность, весомость и значимость влияния предмета исследования).

Характер

Описательное сравнение (цель его - получить наглядное представление о предмете, первое приближение к нему);

диагностическое сравнение (цель - проверка гипотезы), проблемное сравнение (цель - методологический поиск).

Степень общности получаемого результата

Сопоставительно-типологический метод (этот метод позволяет получить результаты достаточно общие по объему и потому в значительной степени приближенные);

сравнительно-исторический метод (результатом этого типа сравнительной методологии становится рассмотрение предмета в его генетическом историческом развитии): парадигматическое сравнение, сравнение по аналогии и индивидуализирующий метод сравнения.

К числу основных задач, решаемых в аспекте компаративного подхода, в педагогической науке и практике, относятся: системное описание новейших и малоизвестных фактов, отображающих реальные процессы развития образования; систематизация и анализ количественных данных о развитии систем образования; выявление и анализ важнейших закономерностей и тенденций развития образования; разработка научно-обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования в той или иной системе; определение приоритетных направлений образовательной политики, сопоставление достижений и недостатков различных систем образования.

Методологически центральная роль в разработке педагогической концепции подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна на основе компаративного подхода (табл.2) принадлежит лежащему в ее основе идеализированному объекту - теоретической модели существенных связей изучаемого реального объекта, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций. Избранная форма идеализированного объекта предполагает формализованное описание элементов и связей исследуемого процесса, содержит моменты наглядности и выступает как упрощенная реконструкция развертывания содержания теории.

Таблица 2 Реализация компаративного подхода в педагогической концепции подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна

Актуальность применения

Актуальность обусловлена масштабными переменами, произошедшими в сфере профессионального  образования: переходом к непрерывному образованию, интеграцией российского образования в европейское и мировое сообщество, появлением и укреплением наднациональных структур высшего образования, укреплением связей национального высшего образования и политики, экономики и бизнеса, изменением требований, предъявляемых к компетентному специалисту-выпускнику высшей школы.

Цель применения

Получение точных и объективных результатов «институциональных исследований», позволяющих осуществлять стратегическое планирование деятельности на основе научного сравнения концептуальных идей, педагогической практики и адаптированного опыта в высшем профессиональном образовании.

Категориальный аппарат

Компаративизм - одно из важнейших средств выработки общей для всех европейских стран педагогической теории, которая обеспечивала бы эффективность системы профессионального образования, следовательно - устойчивое развитие мирового сообщества.

Компаративный анализ - описание и объяснение сходств и различий (главным образом различий) условий или результатов развития крупных социальных единиц (в том числе системы образования).

Компаративное образование -    академическая дисциплина, которая изучает обучение в одной стране или группе стран с помощью данных и положений, разработанных и полученных в другой стране или странах.

Компаративные критерии качества исследования подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна

  1. Соблюдение требований к концептуализации объекта исследования, четкость постановки исследовательской проблемы.
  2. Соблюдение принципов операционализации исследования.
  3. Правильный выбор методологической стратегии и методов.
  4. Степень соответствия принципам отбора единиц анализа и построения выборки.
  5. Соответствие исследования правилам сбора и обработки материала.
  6. Качество интерпретации обработанного материала.

Результат применения

Теоретическая модель подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна -  идеализированный объект, созданный на основе компаративного подхода путём выявления, изучения и сравнения существенных связей изучаемого реального объекта, представленных с помощью определенных гипотетических допущений.

Дефиниция «компаративный подход»

Совокупность исследовательских методов и средств, обеспечивающих эффективность анализа общественных и институциональных процессов с целью унификации терминов и понятий педагогической науки, сопоставления разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок педагогов и деятелей образования,  прогнозирования вероятных путей развития профессионального образования.

Таким образом, целенаправленное применение компаративного подхода в качестве общенаучной основы исследования заключается в организации подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна на основе сравнения концептуальных идей, педагогической практики и адаптированного опыта в высшем профессиональном образовании, что позволяет более точно оценить характерные особенности самого объекта, а также той или иной теории на различных стадиях их индивидуального и исторического времени.

Рецензенты:

  • Волчегорская Е.Ю., д.п.н., профессор, зав. кафедрой  педагогики, психологии и предметных методик ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
  • Никитина Е.Ю., д.п.н., профессор, член-корреспондент РАЕ, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.