Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL BASES OF PROJECTING ECOLOGICAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS

Nesgovorova N.P. 1, 1
1 FGBOU VPO Kurgan State University
Ecological and training, in our opinion (EPP) teachers - a complex, information open, nonlinear, nonequilibrium, capable of self-development system. We consider ecological andtraining (EPP) teachers for ecological education students in the new eco and social transition to a sustainable society in its four states of status (as a social and pedagogical conditions, educational systems, educational process and learning activities for the development of its content). Indicated by the basic laws and principles have been identified for each of the states, which allow reliance on eco-design training for teachers in accordance with the requirements of social development. Social conditioning of eco-training (EIT), stems from teachers´ ontology and axiology of the sustainable development. As the educational system is a system with the complexity of its components. As the educational process is a three-pronged process of training, education (to a greater extent - self), and development of teachers. Ecological and individual teacher professional development - is the formation of an integrated system of internal and external relationships, the system open, and unique, however, has a typical natural and definite structure.
mechanism of teachers ecologists’ training
principles
eco-pedagogical training of teachers
Эколого-профессиональная подготовка (ЭПП) педагогов - сложная, информационно открытая, нелинейная, неравновесная, способная к саморазвитию система. Она имеет несколько путей развития: а) как экологическая подготовка; б) как педагогическая подготовка; в) как эколого-педагогическая подготовка. Достигнуть равновесия в развитии всех ее компонентов невозможно, так как в каждый момент времени преимущество складывается для одного из них. В процессе развития ее носителя-педагога, стремящегося к самосовершенствованию, она получает способность неограниченного саморазвития. Выше названные признаки ЭПП позволяют при ее исследовании опираться на системный и синергетический подходы.

Целью нашего исследования выступает выявление статусных состояний эколого-профессиональной подготовки педагогов, принципов и закономерностей ее проектирования и реализации.

Материалом исследования послужили результаты эмпирических наблюдений за эколого-педагогической деятельностью педагогов-экологов, нормативные документы, регламентирующие организацию ЭПП, имеющийся опыт организации подготовки педагогов-экологов, ее научно-теоретическое обоснование.

В процессе анализа наиболее значимых видов связей ЭПП выявлены принципы и закономерности подготовки педагогов-экологов, которую мы рассматриваем с позиции социального явления, педагогической системы, педагогического процесса и деятельности обучающихся по освоению ее содержания.

Эколого-профессиональная подготовка педагогов как социально- педагогическое явление. Социальная обусловленность эколого-профессиональной подготовки (ЭПП) педагогов к экологическому образованию при переходе общества в новые эколого-социальные условия устойчивого развития вытекает из онтологии и аксиологии самого устойчивого развития. Онтология опирается на высшие бытийные ценности (1992), которые проявляются в удовлетворении потребительских потребностей. Аксиология исходит из нравственного, в том числе экологического императива. Такие ценности, как истина, добро и красота, свобода, гармоничное отношение и единство человека и природы должны быть определены в качестве базовых для подготовки подрастающего поколения к жизни в устойчиво развивающемся обществе. Это основной стержень, на который следует ориентироваться при выстраивании стратегии и тактики подготовки педагогов-экологов.

Идея паритетности экологического образования как системообразующего фактора образования для устойчивого развития обусловлена социально-историческими, нормативно-правовыми, научно-методологическими предпосылками. Она раскрывает объективный процесс определяющего влияния, с одной стороны - общественных отношений в период развития общества, стремящегося к устойчивому развитию, с другой - необходимость экологической культуры населения, обладание которой позволит выстроить гармоничные взаимоотношения между обществом и природой. Данная идея обоснована с позиции принципа синергетической причинности и может быть реализована с опорой на основные принципы устойчивого развития; при учете отечественного и мирового опыта деятельности в области экологического образования; сопричастности устойчивому развитию.

Принцип сопричастности устойчивому развитию выведен нами из положения о том, что человечество и человек обладают свободой выбора. И они должны, используя свою свободу, распознать пути, ведущие к гибели, определить верную линию своего отношения к природе, руководствуясь нравственными и эстетическими ориентирами. «Человечество едино...», - писал Вернадский. - Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Являясь звеном универсального и глобального эволюционного процесса, оно активно и интерактивно в развертывающихся сетях коэволюционирующих систем, иерархических структурах, их организации. Человек - не наблюдатель, а соучастник коэволюционного процесса, считал В.И.Вернадский. Изменение мировоззрения, направленности мыслительной и практической деятельности по отношению к природе у обучающихся - одна из основных задач педагога-эколога. Поэтому педагог, осуществляющий экологическое образование, сопричастен к движению общества в новую фазу - устойчивого развития.

Принцип опоры на основные принципы устойчивого развития определен как наиболее значимый необходимостью неукоснительного выполнения ключевых принципов концепции устойчивого развития (устойчивости, упреждения, предосторожности) и обусловлен процессами глобализации. Реализация трех совместимых целей - обеспечения экономической эффективности, социальной справедливости и экологических императивов в совокупности должна привести, как считает А.Д. Урсул, к кооперативному эффекту устойчивой безопасности.

Развитие ЭПП педагогов в соответствии новой форме общественной самоорганизации должно оказаться одновременно их опережающим саморазвитием. Перестройка должна способствовать развитию критического и творческого мышления педагога в сочетании с воспитанием толерантности, глубинного понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов.

ЭПП как система представляет собой образовательную систему со всей сложностью входящих в нее компонентов. Основанная на системном, синергетическом, культурологическом, личностно-деятельностном подходах, она опирается на следующие методологические принципы: современного подхода; системной дифференциации; культурологический; единства системного, синергетического, аксиологического, личностно- деятельностного подходов.

Опора на принцип современного подхода продиктована всем ходом эко-социальных процессов, необходимостью обновления содержания экологического образования в области окружающей среды, исходя из концепции устойчивого развития, требованиями соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания эколого-профессиональной подготовки педагогов.

Принцип системной дифференциации является одним из «новых» общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания. Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М. Сеченова и Н.И. Чуприковой, психологов Ж. Плаже и Л.С. Выготского. Реализация данного принципа представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов подготовки педагогов к экологическому образованию, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у педагогов показателей готовности к эколого-педагогической деятельности.

При разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-модульной структуры, на основе которой строится блочное содержание эколого-профессионального образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций. Доступность в отборе и построении учебного материала требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту обучаемых, уровню их подготовленности, потребностям и познавательным возможностям.

Подготовка педагогов экологического образования, реализующая принцип системной дифференциации, должна протекать как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включать в себя следующие основные этапы: содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-результативный.

ППЭО как образовательный процесс представляет собой триединый процесс обучения, воспитания (в большей степени - самовоспитания) и развития педагогов и должен опираться, по нашему мнению, на принципы: динамического баланса; равновесия в целостности, интеграции; выделения основного стержня в содержании подготовки, приоритета нравственных, экологических ценностей; вариативности; координационной взаимосвязи компонентов методической системы ЭПП. Задачи, стоящие перед подготовкой педагогов экологического образования для устойчивого развития, ведут к поиску не только новых форм и методов обучения, но и новой концепции методической системы на основе открытости и самоорганизации.

Принцип динамического баланса проявляется в стремлении системы, с одной стороны, достичь гармонического состояния, с другой стороны, сместить «точку равновесия» при изменении внешней среды. Динамический баланс между всеми компонентами образовательного процесса ЭПП характеризуется: оптимальным наполнением содержания компонентов системы (целей, методов, средств и форм образования); потенциальными возможностями их изменения под воздействием внешней информационно-образовательной среды; стремлением находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет использования как традиционных, так и новых педагогических ресурсов.

При отборе содержания образования мы руководствуемся принципом равновесия в целостности, который строим через holism - систему взглядов и действий, базирующихся на благоговейном отношении к миру и природе («мировоззрение холизма», Е. Нордтланд), где действительность рассматривается как интегрированное целое, [3, с.14-16] и равновесие - фундаментальное экологическое понятие, отражающее представления о идеале, к осуществлению которого должны стремиться педагоги, оптимальный вариант отношений между людьми, человеком и природой. Желанной целью выступает и всестороннее уравновешивание и гармонизация в содержании подготовки между ее компонентами и взаимосвязями и отношениями в рамках целостной системы подготовки педагогов к экологическому образованию для новых эколого-социальных условий.

Важным условием прочного усвоения педагогами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе, освоения методики осуществления экологического образования является проецирование принципа интеграции на содержание естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов эколого-педагогических взаимодействий, обеспечивающего взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности. Он предполагает построение интегрированных блоков содержания подготовки, объединенного в следующие блоки-модули: «эколого-теоретический блок» (экология, устойчивое развитие, природопользование), «эколого-гуманитарный блок» (экопсихология, экопедагогика), «эколого-технологический блок» (методика обучения экологии, теория и методика экологического образования). Принцип тесно связан со следующим принципом выделения основного стержня в содержании подготовки. Включение в образовательный процесс формирования представления о том, что основным условием эффективности жизнеобеспечения человечества является идея восстановления и сохранения всего многообразия живых систем, многообразия форм жизни, - весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства задача устойчивого развития, современного экологического образования, которую должен научиться решать педагог-эколог.

Для достижения целей устойчивого развития необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере раскрыть непреходящую значимость природы для человеческого существования. Включение этих знаний в объем просветительского и образовательного процесса, наряду с методикой формирования ценностных ориентаций и развития навыков экодеятельности, позволит, по нашему мнению, подготовить педагогов к экологическому образованию для устойчивого развития.

Учебная деятельность обучающихся по освоению основного содержания ЭПП должна базироваться на принципах: творческого участия педагогов в образовательном процессе, эколого-профессионального совершенствования, учета возрастных особенностей педагогов-экологов, единства познания, переживания и действия, межведомственного эколого-педагогического взаимодействия.

Принцип межведомственного эколого-педагогического взаимодействия раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений в период развития общества, стремящегося к устойчивому развитию на формирование экологической культуры населения, обладание которой позволит выстроить гармоничные взаимоотношения между обществом и природой. Сущность его проявляется в комплексном, не только педагогическом, воздействии на личность педагога, в процессе которого осуществляется его социализация. Во взаимоотношения такого воздействия включены природоохранные и образовательные структуры, учреждения культуры и здравоохранения.

Педагогический процесс подготовки педагогов экологического образования в интересах устойчивого развития общества - это самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности. Использование диалектического системно-структурного подхода позволило выявить существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи.

К внешним закономерностям отнесены связи между социальными и педа­гогическими явлениями, они вскрывают зависимость содержания ЭПП педагогов от обще­ственных процессов и условий. К внутренним закономерностям мы относим связи, объективно существу­ю­щие между компонентами ЭПП педагогов и педагогическими условиями ее реализации.

Педагогическая система подготовки педагогов-экологов может быть успешной при опоре на закономерность обусловленности содержания и выбора средств реализации подготовки педагогов-экологов целями экологического образования учащихся в интересах устойчивого развития. Содержание подготовки педагога-эколога наполнено в аксиологическом компоненте формированием мотивов и ценностей экологически направленной педагогической деятельности. В когнитивно-содержательном - знаниями в области педагогики, экологии, экологического образования и умениями оперирования ими, развитием творческого потенциала в профессиональной деятельности. В операционально-деятельностном - освоением умений и навыков эколого-педагогической деятельности, умением конструировать и реализовывать технологии экологического образования. В результативно-рефлексивном - формированием социальной ответственности, позитивного отношения к эколого-педагогической деятельности, умениями самооценки деятельности, стремлением к самосовершенствованию.

Выявленная закономерность базируется на социально-педагогической основе, механизм реализации которой обусловлен противоречивым характером развития системы подготовки педагогов, взаимосвязей ее компонентов. Разрешение противоречий обеспечивает самодвижение и саморазвитие ее как целостной системы, так и компонентов, включая содержание и субъектов - обучающихся.

Как педагогический процесс ЭПП реализуется на основе закономерности взаимосвязи обучения, воспитания и развития педагогов на основании требований целостной эколого-профессиональной подготовки к эколого-педагогической деятельности. В результативном аспекте эколого-профессиональная подготовка педагогов определяется «освоенностью содержания ЭПП», которую мы трактуем как совокупность изменений в мировоззрении, сознании, поведении и деятельности педагога в результате его собственной активности. Освоение содержания ЭПП приводит к формированию открытой, сложной полифункциональной многокомпонентной системы личности, включающей целостные свойства, присущие личности социально зрелого человека, члена общества, стремящегося к устойчивому развитию; сущностными признаками которой выступают направленность ее потребностей, интересов, моральных и эстетических ориентаций, готовность к экологически сообразной деятельности, взгляды, оценки и поведение, социальная активность в отношении к действительности, составляющие экологическую культуру личности, гармонично сочетающуюся с компонентами профессиональной культуры, представленной развитыми профессионально-значимыми качествами личности, сформированной эколого-педагогической этикой, знаниями, умениями, навыками педагогической деятельности. О ее сформированности мы судим по уровню качества усвоения содержания эколого-профессиональной подготовки педагогов, структурно представленной в показателях аксиологического, когнитивно-содержательного, операционально-деятельностного и результативно-рефлексивного компонентов. Закономерность опирается на взаимозависимость динамики превращения потенциальных способностей педагога-эколога в актуальные в процессе личностно ориентированного эколого-профессионального развития и перестройки личности к уровню самореализации в эколого-педагогической деятельности.

Развитие личности в процессе ее самосовершенствования можно понимать как приращение, изменение проявляемых качеств, совершенствования ее системы личностных моделей. Источником развития выступает стремление к самоактуализации. Ключом к оценке успешности самореализации должна быть рефлексия собственной деятельности. Закономерность успешности ЭПП - зависимости эффективности подготовки педагогов-экологов от учета взаимосвязей факторов внутренней среды и внешнесредового воздействия - построена на учете возрастных особенностей обучения взрослых и механизма формирования у них ценностных ориентаций. Опираясь на мнения Н.В.Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, С.И.Змиева, Н.Р. Салихиной и др., мы пришли к выводу, что период взрослости отличается потребностно-мотивационно-ценностной системой ориентации в эколого-социально-экономической и образовательной среде, и его отличают механизмы ее развития, основанные на стремлении к саморазвитию, самоактуализации и самореализации. В динамике развития личности педагога-эколога выявлено действие диалектического закона «количественно-качественных изменений», сформулированного Гегелем. Опираясь в качестве механизма на противоречие между притязаниями и достижениями педагога в освоении содержания ЭПП через барьерность-реализуемость личностных ценностей, рассмотренных Н.Р.Салихиной и др. как механизм развития взрослой личности, мы можем стимулировать процесс достижения цели подготовки.

Эколого-профессиональное развитие личности педагога есть образование целостной системы внутренних и внешних отношений, системы открытой, уникальной и, вместе с тем, имеющей типичную и закономерно определенную структуру. В данной структуре непрерывно происходят процессы интеграции и дифференциации, кристаллизации и диссоциации ее компонентов, осуществляется эколого-профессиональная подготовка педагога.

В целом концептуальные основы эколого-профессиональной подготовки педагогов к экологическому образованию школьников для включения их в процесс устойчивого развития общества обладают целостностью и позволяют определить основные закономерности и принципы усвоения основного содержания ЭПП, эколого-профессионального развития педагогов.

Рецензенты:

  • Моисеева Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
  • Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган.