Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USE OF INFORMATION MEANS IN DEVELOPMENT OF SOCIALLY-ADAPTABLE ABILITIES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN AND YOUNGER SCHOOLBOYS

Savva L.I. 1 Djatlova S.D. 1
1 FGVOU VPО «Magnitogorsk state university»
The transformations occurring in the modern world, lead to that adaptable processes get a special urgency, grasp almost all social classes, become almost continuous, and ability to adapt for changes gets the vital value. The formation role in realization of processes of social adaptation in whole and formation of socially-adaptable abilities in particular raises. Now in pedagogics sharply there is a question on working out of "roundabout" ways and specific, auxiliary in character, tutorials of children of the senior preschool and younger school age. Essential changes in creation of "roundabout" ways have occurred to occurrence of computer technologies. In given article the characteristic of the pedagogical condition connected about use of information means in the decision by children of socially-adaptable problems and directed on development of their socially-adaptable abilities is given. Authors offer a computer game for children of the senior preschool and younger school age «Street of Correct Speech» with which help it is possible to form socially-adaptable abilities at children of the given age category.
socially – adaptable abilities
information means
Педагогическая поддержка в развитии социально-адаптационных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста выступает на сегодня одной из актуальных педагогических проблем. Это объясняется, прежде всего, противоречием между возросшими требованиями, предъявляемыми со стороны общества к социальной адаптации дошкольников и школьников, и отчуждённостью знаний, умений и навыков, получаемых ими в образовательных учреждениях, порой не способствующих успешному включению детей в социум. В процессе проведенного нами исследования выявлено, что одним их эффективных педагогических условий, влияющих на эффективность развития социально-адаптационных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста, выступает использование информационных средств в решении детьми социально-адаптационных задач.

По мнению ученых [2, с. 49], одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей среды. В рамках данной среды дошкольник или младший школьник самостоятельно выстраивает информационную деятельность, развивая при этом способность самостоятельно оценить коммуникативную ситуацию, провести анализ заявленной проблемы и путей её решения, выбрать свой вариант решения, провести самоанализ сделанного и полученного результата. Кроме того, компьютерные средства по сравнению с другими средствами обучения можно широко применять и в индивидуальном коррекционном обучении, где каждому ребенку обеспечивается темп и способ усвоения знаний; созданы условия для проявления самостоятельности.

При этом учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для дошкольников и младших школьников виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных средств становится особенно целесообразным, так как с их помощью ребенок получает информацию в привлекательной форме.

Занятия на компьютере имеет большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук детей. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо научиться нажимать пальцами на определённые клавиши и пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Однако мнение родителей по этому вопросу часто неоднозначно. Так, проведенное исследование Лынской М.И. [3, с. 54] показало, что из 60 родителей детей с нарушениями речи, 55% респондентов хотели, чтобы педагоги использовал компьютер в занятиях с детьми. Однако 28% родителей высказываются «против» этого средства коррекции. 17% отмечают, что они не будут препятствовать внедрению компьютера в занятия, так как не видят в этом вреда. Среди недостатков родители отмечали отрицательное влияние компьютера на зрение, отсутствие «живого» общения с ребенком. Конечно, в век компьютеризации невозможно оградить ребенка от ЭВМ, и для развития ребенка являются благоприятными обучающие игры. На сегодняшний день существует комплекс упражнений для глаз, снижающий риск возникновения нарушения зрения, и другие правила безопасности работы на компьютере.

Заметим, что незнание правил безопасной работы с компьютером, использование неапробированных и научно необоснованных программ может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Нужно учитывать и недостатки, обусловленные самой природой компьютера как определенной технической системы, а также незнанием педагогом основных принципов работы с той или иной программой [4, с. 55].

При соблюдении всех методических приемов безопасной работы с компьютером информационные программы представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения дошкольников и младших школьников в систему коррекционного обучения [1, с. 36].

Одним из таких примеров информационного средства является авторская компьютерная программа «Улица Правильной Речи», предназначенная для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она представлена нами на электронном носителе (CD-диск). Адресована программа педагогам дошкольных образовательных учреждений, дефектологам и учителям начальной школы, но может быть использована широким кругом пользователей при условии дополнительного консультирования. Данная программа направлена на решение трех групп задач.

Первая группа - задачи ознакомительно-адаптационного цикла. Вторая группа - задачи коррекционно-образовательного и адаптационного цикла, третья группа - это задачи творческого цикла, направленные на развитие воображения, интуиции и творческой активности детей.

Реализация данного педагогического условия основана на применении следующих принципов:

  • принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Использование разработанной нами компьютерной программы в коррекционном процессе способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух;
  • принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Разработанная компьютерная программа позволяет работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей;
  • принцип систематичности и последовательности обучения. Структура и содержание компьютерной программы позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладении новыми, обеспечивают последовательный переход от простого к сложному;
  • принцип доступности обучения. Содержание заданий специализированной компьютерной программы и используемые методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников и младших школьников. Задания предъявляются детям в игровой форме. Художественное исполнение программы отражает главные существенные детали изображаемых объектов, выдержано в едином стиле и подчинено решению задач коррекционного обучения детей. Программа «Улица Правильной Речи» проста в управлении, содержит информативный интерфейс и не требует дополнительного обучения пользовательским навыкам;
  • принцип индивидуализации обучения. Компьютерная программа «Улица Правильной Речи» предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерной программы «Улица Правильной Речи» принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет ребенок;
  • принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию. При разработке компьютерной программы «Улица Правильной Речи» нами был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения. Одним из способов создания проблемных ситуаций, использованных при разработке специализированной компьютерной программы «Улица Правильной Речи», стало привлечение героев-помощников. Общение с компьютерным героем и специально подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путем моделирования ситуации общения;
  • принцип воспитывающего обучения. Работа с компьютерной программой «Улица Правильной Речи» позволяет воспитывать у школьников волевые и нравственные качества. Этому способствует также деятельность ребенка, направленная на решение проблемной задачи, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности;
  • принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование компьютерной программы в рамках смоделированной проблемной ситуация происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности. Со стороны компьютера выступают веселые и забавные компьютерные герои, которые объясняют ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогают ему, дают итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой.

Программа «Улица Правильной Речи» включает в себя пять блоков: «Обследование звукопроизношения», «Знакомство с органами артикуляции», «Артикуляционная гимнастика», «Логопедический массаж», «Звуковой домик». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовать обучение в определенном направлении. Названия блоков соответствуют названиям домов сказочной Улицы Правильной Речи, карта которой представляет собой главное меню программы.

Рецензенты:

  • Беликов В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
  • Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.