Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR GIFTEDNESS PRESCHOOL CHILDREN

Fedorova S.Yu. 1
1 Sholokhov Moscow State University for Humanities
The article describes the theoretical and methodological foundations for the development of psychomotor giftedness in the preschool years. An overview of modern approaches to teaching gifted children in domestic and foreign studies. Formulated the principles of teaching preschool children with symptoms of psychomotor talent. Are designated on the approaches to diagnostic evaluation of children with psychomotor talent. According to the author, the psychomotor development of gifted preschoolers may be based on the idea of amplification athletic education of preschool children based on review of the qualitative parameters of the content of physical education in preschool children. An approach to motor development of gifted children, based on the amplification of physical training education preschoolers. The principal basis of this approach is the complexity of game content and motor activity, orientation, motor skills initiative and competitiveness, strengthening leadership skills, enrichment and recreational sports environment, the implementation of sports and educational activities, taking into account the motor needs of the child.
amplification of physical culture education preschoolers.
psychomotor talent
psychomotor
preschooler
a gifted child
В последние годы наблюдается повышенный интерес к проблеме детской одаренности. Раннее выявление и развитие детской одаренности тесно связано со стратегией повышения интеллектуально-творческого потенциала страны, рассматриваемого в качестве надежного гаранта национальной безопасности. Наряду с термином «одаренность» в различные эпохи использовались термины «гений», «талант». По мнению древних мыслителей, выдающийся человек, гений - счастливый избранник богов, посланный на землю, чтобы показать истинное величие и физическое совершенство человека. Издавна было замечено, что различия между гением и простым человеком проявляются уже в детстве. Наблюдения также свидетельствовали о том, что физические возможности людей не равны.

Термин «психомоторная одаренность» включает в себя понятие «психомоторика» (от греч. psyche - душа и лат. motor - двигательный, приводящий в движение). Понятие  «психомоторика», характеризующее сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства), впервые ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В исследованиях Н.А. Бернштейна показана степень интеграции психомоторных способностей в психику человеку. Согласно теории Н.А. Бернштейна развитие двигательных способностей ребенка заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, которые обеспечивают быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения [1]. С.Л. Рубинштейн характеризует одаренность как «...взятую в её единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, ... в неё включается не только интеллект, но в единстве и взаимопроникновении с интеллектом все другие свойства и способности, ...тонус, темпы деятельности и т.д.» (С.Л. Рубинштейн, 1949, с. 644).  В.Н. Шебеко предлагает рассматривать психомоторную одаренность как «интегральное проявление разных психомоторных способностей и может иметь неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные способности у различных детей выражены в разной степени» [4, с. 191].

В исследованиях В.Н. Шебеко показано, что психомоторная одаренность дошкольников включает целый комплекс органически связанных психомоторных способностей:

  • Способность тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам;
  • Способность быстро выполнять одиночные движения, реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный), держать темп движения;
  • Способность координировать движения многих звеньев тела;
  • Умение воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения;
  • Соревновательность, целеустремленность, воля к победе, высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей.

Важную роль в развитии психомоторной одаренности играют уровни психической организации ребенка (развитие эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сфер). При этом именно доминирование одного или нескольких уровней и определяют индивидуальную структуру психомоторной одаренности ребенка дошкольного возраста.

Указанные обстоятельства, социальная значимость проблемы, объективная потребность дошкольных учреждений в определении и реализации  педагогической стратегии обучения одаренных детей обусловили необходимость более глубокого изучения данной проблемы, исходя из разрешения следующих противоречий:

  • между признанием ценности личностного развития одаренного ребенка и недостаточной теоретической разработанностью педагогической стратегии обучения детей с признаками психомоторной одаренности в системе физического воспитания дошкольников;
  • между базисным содержанием физического воспитания дошкольников, задающим образовательный стандарт и необходимостью развития психомоторной одаренности ребенка в целях сохранения и преумножения его уникальности.

Названные противоречия подтверждают актуальность данного исследования и позволяют сформулировать проблему, цель и задачи исследования.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить педагогическую стратегию развития психомоторной одаренности в условиях дошкольного образования, обеспечивающую новый уровень обучения одаренных детей.

Задачи исследования:

  1. Выявить основные теоретические подходы к проблеме развития детской одаренности и психолого-педагогические основы амплификации содержания физкультурного образования дошкольников в условиях образовательного учреждения.
  2. Выявить и охарактеризовать факторы, влияющие на развитие психомоторной одаренности дошкольников в образовательной среде.
  3. Разработать систему диагностики и прогнозирования психомоторного развития ребенка в условиях дошкольного образования.

Теоретическая и методологическая основа исследования:

  • положения отечественной и зарубежной психологии, философии, педагогики, рассматривающие детскую одаренность как целостное природное и социальное явление.
  • положения о закономерностях становления одаренности (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, Д.Б. Богоявленская, Е. Торренс);
  • о развитии интеллектуально-творческого потенциала личности (А. Адлер, А.И. Савенков);
  • о целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин);
  • о сущности физического воспитания дошкольников (Е.А. Аркин, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева);
  • о личностно-ориентированном подходе к обучению детей с признаками психомоторной одаренности (В.Н. Шебеко).

В  90-ых годах получил распространение подход, согласно которому одаренность рассматривалась в качестве интегрального, не сводимого исключительно к интеллекту и когнитивным функциям свойства личности. А.И. Савенков отмечает, что одаренность «изначально не задана генотипом, и не зависит фатально от условий среды» [3]. При этом главная особенность одаренности заключается в её динамических характеристиках (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, Э. Торранс, К. Хеллер, В.Д. Шадриков и др.). Концепции одаренности, разработанные в рамках этого подхода, принадлежат  Дж. Рензулли (США) и отечественным ученым (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков и др.).

Традиционная модель процесса развития детской одаренности включает четыре компонента -  концепцию одаренности, диагностику, прогноз, обучение и развитие (рис. 1). Представленную модель можно считать традиционной как для отечественной, так и для зарубежной психологии. В основе нашего исследования лежит концепция детской одаренности А.И. Савенкова. Представленная на рис. 2 модель отличается от традиционной, прежде всего тем, что диагностика выступает в ней не как внешний по отношению к прогнозированию, обучению и развитию процесс, а как органичная часть целостного процесса [3, с. 18].  По мнению А.И. Савенкова,  автономизация компонентов традиционной модели (концепция одаренности, диагностика, прогнозирование, обучение и развитие) «порождает массу сложностей на уровне прикладных исследований, создает практически непреодолимые преграды в практике образования» [3, с. 17]. 

Для диагностики детской одаренности английский ученый Френсис Гальтон одним из первых ввел понятие «тест» (от англ. test - опыт, проба). Он тестировал умственную одаренность по степени сенсорной чувствительности. Диагностический комплекс Ф. Гальтона включал также выявление физической силы, остроты слуха и зрения, латентного времени реакции. При этом ученый оценивал время, которое проходит с момента сигнала до двигательной реакции испытуемого.

Американский психиатр Г. Доман ввел понятие «физического интеллекта». Для выявления детской одаренности он предлагал оценивать шесть важнейших функций организма: двигательные навыки, языковые (речевые) навыки, мануальные, визуальные, слуховые и тактильные навыки. Г. Доман считал, что если ребенок осуществляет эти функции лучше своих сверстников, то его можно считать одаренным. При этом, чем больше он превосходит других детей по данным показателям, тем выше степень его одаренности.

Организация диагностического обследования детей с психомоторной одаренностью требует специальных организованно-педагогических решений. Наиболее удачными из них, на наш взгляд, является «принцип турникета». Этот организационно-педагогический подход разработан американскими специалистами в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли, С. Рис и Л. Смит. Суть данного подхода заключается в том, что процесс идентификации одаренных детей должен быть не однократным, а систематическим, долговременным, предполагающим длительное наблюдение за ребенком. Эта модель была разработана специально для массовых образовательных учреждений и предполагала свободное вхождение и выход детей из программы в течение учебного года, в зависимости от его результатов.

Рис. 1. Традиционная  модель процесса развития детской одаренности

Развитие психомоторной одаренности дошкольников может базироваться на идее амплификации (обогащения) физкультурного образования дошкольников на  основе пересмотра качественных параметров содержания физического воспитания детей дошкольного возраста. Амплификация может осуществляться на двух уровнях - «горизонтальном» и «вертикальном» (А.И. Савенков, 2002).

Рис. 2 Модель развития детской одаренности (по А.И. Савенкову, 2002)

Уровень «горизонтального» обогащения, по мнению автора настоящей статьи, предполагает дополнение традиционной образовательной программы парциальными, вариативными курсами физического совершенствования дошкольников. Уровень «вертикального» обогащения требует разработки принципиально новых физкультурно-образовательных программ для детей с психомоторной одаренностью. Принципиальное отличие от традиционных программ будет достигаться за счет усложнения содержания игровой и двигательной деятельности, ориентации на двигательную инициативность и соревновательность, активизации лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка.

В основу идеи амплификации физкультурного образования дошкольников с признаками психомоторной одаренности положено семь принципов, разработанных в соответствии с отечественными традициями обучения одаренных детей:

  1. Принцип учета потенциальных возможностей ребенка. В педагогическом и социальном плане более важным является не те физические возможности, которые демонстрирует ребенок на сегодняшний день, а то, что следует ожидать от него в будущем.
  2. Принцип комплексного оценивания. Вывод о психомоторной одаренности ребенка может быть сделан на основе оценки целого спектра способностей (умственных, творческих, двигательных).
  3. Принцип долговременности. Обследование детей с психомоторной одаренностью должно быть длительным, а его организация - поэтапной.
  4. Принцип участия различных специалистов. В диагностическом обследовании одаренных детей должны участвовать педагоги, психологи, врачи, кроме того, родители и дети. Только сопоставление всех полученных данных может дать объективную картину.
  5. Принцип использования тренинговых методов  и заданий. Тренинговые методики (в отличие от диагностических методик) в обучении детей с психомоторной одаренностью призваны решать, прежде всего, задачи физического развития ребенка, а также способствуют снятию психологических барьеров между исследователем и испытуемым. Для детей дошкольного возраста целесообразна разработка и применение игровых тренинговых методик, построенных на основе подвижных игр и игровых упражнений.
  6. Принцип опоры на экологически валидные методы диагностики. К экологически валидным методам диагностики детской одаренности относят методы оценки «реального» поведения в повседневной деятельности ребенка, а не в искусственных, специально создаваемых условиях.
  7. Принцип участия детей в оценке собственной психомоторной одаренности.  Реализация этого принципа в работе с детьми дошкольного возраста может включать в себя рефлексию и анализ ребенком собственного двигательного опыта, оценку выполненных им двигательных заданий.

Таким образом, можно констатировать, что в научно-методической литературе нашла отражение проблема обучения одаренных детей. Однако несмотря на внимание многих исследователей к данной проблеме, не достаточно разработанной остается проблема развития психомоторной одаренности у детей дошкольного возраста. Не получили должного отражения вопросы построения и реализации целостной педагогической стратегии физического развития детей с признаками психомоторной одаренности, которая наряду с обеспечением естественных условий для полноценного гармоничного развития ребенка, обеспечивает возможность проявления двигательного творчества, лидерских качеств, утверждения себя как активного деятеля в ситуации свободы выбора действий.

Рецензенты:

  • Правдов М.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Шуйского государственного педагогического университета, г. Шуя.
  • Антонова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, г. Москва.