Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN APPROACHES TO UNDERSTANDING THE TERM «CHILD PERSONAL DEVELOPMENT»

Likhacheva E.N. 1 Likhachev V.V. 2
1 Karaganda University «Bolashak»
2 Karaganda State Technical University
MODERN APPROACHES TO UNDERSTANDING THE TERM «CHILD PERSONAL DEVELOPMENT» Priority in the development of any country is education. Education is the foundation of socio-economic and political importance of the state. The main objective of educational policy in modern society is to create a full-fledged personality. Currently, the traditional understanding of the term "personal development" as a combination of individual and age characteristics of the child has ceased to meet the needs of society. The problem of a certain part of children´s difficulties in the assimilation of the program material pre-school educational institutions, as well as interpersonal problems require the consideration of these concepts in terms of their conditioning factors such as innate characteristics and conditions of training and education. In these relationships there is a fairly clear interdependence. The basic factors of child development are congenital and hereditary characteristics which, in turn, are determined by the result of upbringing and social environment. For a child of preschool age closest social environment is his family.
Keywords: child
personality
personal development
personality
age characteristics
birth characteristics
social environment.
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем сегодняшнего дня. Основной задачей учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения является формирование полноценной личности. Феномен личности и личностного развития в педагогической науке относится к числу базовых. Всемерная поддержка индивидуальности ребенка признается одним из основополагающих моментов всего дошкольного образования, но в тоже время проблема объективного определения сущности личности, ее интерпретации, а также выявления факторов личностного развития является на сегодняшний день одной из труднейших [1].

Определенные трудности и недостаточную эффективность применения в практике дошкольных образовательных учреждений индивидуального подхода к детям можно объяснить ограниченностью рассмотрения в педагогике понятия «личностное развитие ребенка» как интеграции его индивидуально-возрастных особенностей в общепринятом понимании.

Анализ научной литературы по предъявленной проблеме позволил установить зависимость процесса и результатов развития. Так, личностное развитие ребенка детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания [2]. В логике данного контекста был проведен анализ современного состояния истоков индивидуальности детей.

Изучение фактора «врожденные особенности» позволил выявить следующие факты. В Российской Федерации по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации отмечается рост заболеваемости детского населения по различным классам и группам болезней. Так, на окончание 2007 года среди детского населения было зарегистрировано больных 36837391 человек, на окончание 2008 года - 37388454 человек, соответственно на окончание 2009 года - 38293840 человек и на окончание 2010 года - 41302003 человек.

Одновременно с этим, исследования, проводимые в Российской Федерации, показали, что низкие показатели здоровья детей делают их уязвимыми в плане развития, первые признаки которого проявляются преимущественно эмоциональными, поведенческими расстройствами, а также задержанным темпом психического развития.

Анализ фактора «условия жизнедеятельности и воспитания» показал, что огромное влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте оказывает семья. Она является для него первичной социальной и воспитательной средой. Современная семья испытывает нарастающий стресс и перестает справляться с выполнением социальной и воспитательной функциями [3]. По результатам анкетирования 1650 семей нами был составлен социально-педагогический паспорт современной семьи, который содержал следующие проблемные вопросы:

  • сведения об образовании родителей (только мать имеет высшее образование - 65 %, только отец имеет высшее образовании - 54 %, оба родителя имеют высшее образование - 36 %);
  • сведения об обеспеченности семьи собственным жильем (семьи, не имеющие собственного жилья - 36 %);
  • сведения о фактическом проживании ребенка (проживает с бабушкой-дедушкой -47 %, проживает с сестрами-братьями и другими лицами - 12 %);
  • сведения о составе семьи (неполная семья - 48 %, многодетная семья (три и более детей) - 12 %, мать-одиночка в повторном браке - 37 %);
  • сведения о трудоустройстве родителей (трудоустроен один из родителей - 45 %, трудоустроен один из членов семьи (бабушка, дедушка и другие лица) - 25 %);
  • сведения о бытовых условиях семьи (неудовлетворительные - 27 %);
  • сведения о материальной обеспеченности семьи (неудовлетворительная - 44 %, средний материальный достаток - 53 %);
  • сведения о межличностных отношения членов семьи (семьи с ежедневными конфликтными ситуациями - 83 %);
  • сведения о круге интересов семьи (кто-либо из родителей имеет социально-приемлемый интерес или увлечение - 3 %, семьи не имеющие постоянных, социально-приемлемых интересов - 87 %, доминирующий интерес ребенка - детское телевидение - 93 %);
  • сведения о воспитательно-образовательных возможностях семьи (семьи, возложившие ответственность за воспитание детей на дошкольное образовательное учреждение - 65 %, семьи, уделяющие воспитанию ребенка около одного-двух часов в сутки - 76 %, семьи, испытывающие сложности при воспитании ребенка по различным причинам - 96 %);
  • сведения о качестве проблем, возникающих при воспитании детей (семьи с наличием проблем, вызывающих затруднения при их решении - 92 %);
  • сведения о вариантах решения проблем, вызывающих трудности при воспитании и обучении детей (наказание - 79 %, принятие позиции индифферентности - 18 %, обращение к специалистам (воспитателям дошкольных образовательных учреждений) - 32 %);
  • сведения о результатах педагогических консультаций воспитателями дошкольных образовательных учреждений (семьи, которым помогла консультация при решении проблем обучения и воспитания ребенка - 8 %).

В настоящее время современная наука располагает научными данными о типологиях семей (конфликтные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов, нравственно-неблагополучные семьи, педагогически некомпетентные семьи) и их влиянии на трудности процессов обучения и воспитания детей [4]. С учетом вышеуказанной типологии семей данные социально-психологического паспорта современной семьи, а также результаты анкетного опроса семей детей дошкольного возраста позволяют охарактеризовать современную семью как семью неблагополучную, способствующую появлению трудностей у детей при их воспитании и обучении.

Вариативность показателей врожденных особенностей, условий жизнедеятельности и воспитания обуславливают индивидуальные особенности детей. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные различия влияют на развитие личности. Ими в значительно мере обусловлено формирование всех ее качеств. Индивидуальные различия детей, прежде всего, проявляются в темпе их умственного развития, а также психических состояниях последних. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, то есть иметь различный биологический возраст, различную степень сформированности психических функций и личностных образований, а следовательно, различную возможность достижения целей обучения и воспитания, так как у отдельных детей наблюдается опережение психического развития, а у некоторых, наоборот, его задержка.

Следует заметить, что индивидуальные различия детей проявляются не только в их умственном развитии, но и в психических состояниях последних. Учет психических состояний детей - необходимое условие их эффективного обучения и воспитания. Нормальное психическое состояние ребенка - это бодрое настроение, любознательность, тяга к веселью и шалостям. У здорового ребенка наблюдается высокая активность жизнедеятельности. При изучении были выявлены общие для всех дошкольников (3-7 лет) типичные психические состояния (всего 16): радость, удивление, тревога / тревожность, страх, беззаботность, активность, веселость, интерес, агрессия, обида, стремление к знанию, привязанность, нежность, бодрость, беспомощность, дружелюбие. Однако, в том случае, если жизнедеятельность ребенка сопровождается длительными психотравмирующими ситуациями (межперсональная конфликтность родителей, депривированность, гипоопека, смерть близкого человека и т.д.) нормальное психическое состояние ребенка сменяется аномальным психическим состоянием - невротизмом. Данное состояние характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, боязливостью. Одновременно оно характеризуется тем, что легко переходит в психические заболевания - неврозы. Невроз - одна из форм нервно-психических расстройств, проявляющихся аффективными расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), двигательными расстройствами.

Основными невротическими проявлениями у детей являются: невроз страха, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, истерический невроз, астенический невроз, ипохондрический невроз, неврастения, невротическое заикание, невротические тики, невротическое расстройство аппетита, невротический энурез, невротический энкопрез, патологические привычные действия.

Актуальность проблемы учета психических состояний в педагогическом процессе детей дошкольного возраста обусловлена большим количеством отрицательных психических состояний в общей картине состояний последних: в 4 - 5 лет - 37,5 %, в 3 - 4 года - 36 %, 5 - 6 лет - 31,8 %, в 6 - 7 лет - 40 %. При этом актуализация отрицательных состояний обусловлена как общими причинами (неблагополучный фон жизнедеятельности, неправильные педагогические воздействия взрослых, отсутствие единства требований и рассогласованность в приемах воспитания, недостаточное внимание, игнорирование эмоциональных проявлений ребенка и т.д.), так и нарушениями физиологического, физического развития ребенка [5]. Одновременно с этим отмечается рост невротизации детей дошкольного возраста.

Исследование взаимоотношений психических и неврозных состояний с психическими процессами дошкольников (760 детей) позволило установить значимые соответствия. Характеристика данных взаимосвязей выявила наиболее высокие корреляционные зависимости между состояниями и такими психическими процессами, как память и внимание, а также между неврозными состояниями и психическими процессами. Таким образом, наличие большого числа отрицательных психических состояний, а также рост невротизации детей дошкольного возраста обуславливают замедление темпа психического развития детей.

Анализ различных видов задержанного развития показал, что выявляемые специфические особенности детей психолого-педагогического характера весьма разнообразны по своей природе (затруднения в произвольной регуляции своей деятельности, слабость запоминания и воспроизведения нового материала, повышенная отвлекаемость, снижение познавательного интереса, обедненность игровой деятельности, снижение самоконтроля и т.д.), но при анализе причин этих затруднений можно увидеть, что все они зависят от развития тех или иных сторон психической деятельности - восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь незрелость эмоционально-волевой сферы, задержка психического развития ребенка обуславливают своеобразие его личностного развития: ограниченность круга интересов, узость мотивационной сферы, сниженный уровень критичности и т.д. Следовательно, именно замедленным темпом развития познавательных и эмоционально-волевых процессов и объясняются затруднения детей в процессе их обучения и воспитания. На современном этапе в связи с ухудшением экологической обстановки, ростом заболеваемости детей, а также снижением социально-воспитательной функции семьи, отмечается вариативность показателей индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, ярко проявляющихся в различном темпе психического развития детей. Рост числа детей с задержкой психического развития обострил проблему изучения, обучения и воспитания данной категории детей.

Таким образом, в настоящее время понятие «личностное развитие ребенка» как совокупность его индивидуальных и возрастных особенностей нуждается в определенном  уточнении:

  • во-первых, в рассмотрении его с позиции детерминизма;
  • во-вторых, в уточнении его содержания за счет значения индивидуальных особенностей детей,  обусловленных темпом их психического развития;
  • в-третьих, в расширении его характеристик за счет учета психических состояний ребенка, как  определенного уровня  работоспособности и качества функционирования психики, обеспечивающего определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Рецензенты:

  • Егоров В.В., д.п.н., проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета (Министерство образования и науки Республики Казахстан),   г. Караганда.
  • Мирза Н.В., д.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольной и психолого-педагогической подготовки Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова (Министерство образования и науки Республики Казахстан), г. Караганда.