Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF CRITERIA AND INDICATORS OF ATTITUDE TO A HEALTHY LIFE STYLE AS A PROFESSIONAL VALUE

Sorokina V.M. 1 Sorokin D.Yu. 1
1 Kamyshin technological institute (branch) of State Educational Institution of Higher Professional Education “Volgograd state technical university”, Kamyshin
To create a complete idea of educational process effectiveness it is necessary to develop criteria of each component because it’s these criteria that provide for realization of teaching functions and immediately lead to the main aim achievement. All the components of healthy life-style attitude are interdependent and interconnected and this connection has an integrative character but not a summarized one. It can be explained by the fact that healthy life-style attitude is a holistic integrative formation. However, the described structural components of this attitude have specified interconnection along with interconnection.
professional value.
valuable attitude
healthy life style
Здоровый образ жизни студента есть не что иное, как способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Структура здорового образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в доли бюджета времени студента, которая на них тратится, когда возможен выбор. Для студента состояние здоровья - показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физических и духовных интересов в учебе, быте, представлении своей будущности.

Здоровый образ жизни студенту нельзя навязать извне. Он имеет возможность выбора значимых для себя форм жизнедеятельности и типа поведения. Имея свое отношение к ценности «здоровый образ жизни», каждый студент формирует свой образ действий и мышления.

Наблюдается корреляционная взаимосвязь между состоянием здоровья, здоровым образом жизни и здоровым стилем жизни. Здоровый стиль жизни - мотивационный или неосознанный выбор поведения в зависимости от природной среды, социально-экономических условий, пола, возраста, образования, уровня интеллектуального и физического развития, личностных качеств студента, ведущего здоровый образ жизни.

Важным для настоящего исследования представляется определение сущностных характеристик отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Проблемой исследования категории «ценностное отношение» в философии занимались С.Ф. Анисимов, В.А. Васильченко, А.М. Воронина, О.Г. Дробницкий, Л.Н. Столович, М.С. Каган, О.М. Панфилов, В.П. Тугаринов, в психологии - Б.С. Братусь, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, в педагогике - М.Г. Казакина,  А.И. Кирьякова, В.С. Лазарев, Л.П. Разбегаева, Р.М. Рогова и др.  

Ценностное отношение и отношения к чему-либо как ценности близки по содержанию, можно сказать, являются синонимами. Отношения и ценностные отношения, с одной стороны, составляют общую инвариантную составляющую, с другой - ценностные отношения обладают своими, только им присущими свойствами.

Ценностное отношение понимается как отношение особого рода. С развитием ценностного отношения связывается становление личности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности, являясь смысловым полем ее духовно-практической деятельности. В целом, ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта (4).

Разные аксиологические концепции  исходят, прежде всего, из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки.

Универсальный подход  исходит из широкого понимания ценностных отношений. Представитель данного направления В.А. Василенко полагает, «что носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом» [2].

Полагаем, что данный подход целесообразен в ходе философского обоснования общих теоретических положений, но при педагогическом исследовании такие широкие границы делают данное понятие расплывчатым.

Представители социологического направления (В.П. Тугаринов, О.Б. Дробницкий и др.) считают, что ценностные отношения обусловлены социально-экономическими факторами общественного развития. Эти отношения субъекта понимаются в качестве значимости объекта не только для отдельного человека, но и общества в целом. В результате оценки объекта с точки зрения его полезности происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение [4].

Представители утилитарного подхода (Дж. Дьюи, Р.Б. Пери) опираются на то, что ценность целиком определяется  потребностями и интересами человека. Утилитарность позиции приводит к низведению свойств объектов до уровня удовлетворения сиюминутных нужд человека. Духовное содержание ценности исчезает, ценность понимается крайне узко. Исходя из позиций данного подхода, сам процесс воспитания ценностей становится бессмысленным, так как «соответствие объективным потребностям субъекта свойств того или иного объекта происходит чаще всего непроизвольно в процессе его практической деятельности» [1]. Однако нельзя не учитывать, что данный подход позволяет отразить один из главных аспектов  отношения - ценностное отношение всегда тесно взаимосвязано с практической деятельностью человека.

В рамках аксиологического направления (М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Кирьякова, Б.С. Братусь и др.) рассматривают ценностное отношение в единстве отношения человека к окружающему миру. Оно является одной из главных форм освоения им действительности. «Ценность возникает и функционирует только на основе субъективно-объективного отношения, отношения «человек - предмет». Ценность существует не изолированно на одном из полюсов этого отношения, но только в рамках отношения этих полюсов. «Ценностное отношение является видом субъективно-объективного отношения, взаимосвязанного с практическими и познавательными отношениями» [3].

Несмотря на различные мнения представителей тех или иных подходов, можно отметить, что большинство из них говорят о том, что ценностные отношения являются одной из форм освоения действительности человеком. Развитие ценностных отношений тесно взаимосвязано со становлением личности, формированием ее мировоззрения.

Рассматривая присвоение студентами ценности здорового образа жизни, целесообразно говорить о том, что, отражая объективное содержание данной ценности, студент одновременно фиксирует и свое субъективное отношение к ней. При этом студент только в том случае будет относиться к здоровому образу жизни как ценности, если оно станет для него личностно значимым, приобретет личностный смысл, станет личностной ценностью.

Определение содержательного наполнения когнитивного, эмоционального, смыслового  и деятельностного  компонентов позволило определить отношение к здоровому образу жизни, как профессиональной ценности,  как интегративное, личностное образование, характеризующееся связью личности с ценностью «здоровый образ жизни», включающее в себя знания о здоровом образе жизни как профессиональной ценности, эмоциональное отношение к нему, осознание здорового образа жизни как  личностно, социально значимой и профессиональной ценности и проявляющееся в реализации деятельностных  аспектов отношения. 

Для решения задач данного исследования необходимо было выделить критерии и уровни сформированности у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Критерий дает возможность получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии компонентов отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности [5].

Это позволяет принять понятие «критерий» как мерило, на основе которого осуществляется оценка [6].

Для создания целостного представления об эффективности образовательного процесса необходима разработка критериев по каждому из компонентов, поскольку именно они обеспечивают реализацию функций обучения и непосредственно ведут к достижению поставленной цели.

Наглядно компоненты отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности и показатели их сформированности представлены в таблице

Критерии и показатели сформированности у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности

Компоненты

Критерии

Показатели

 

Когнитивный

1. Полнота знаний о ценности «здоровый образ жизни».

2. Системность знаний ценности о «здоровом образе» жизни.

 

- знание о ценности здорового образа жизни на уровне представления;

- знание о ценности здорового образа жизни на уровне понятий;

- знание о ценности здорового образа жизни на уровне идей (идея ценности здоровья, идея ведения здорового образа жизни, идея человека как ответственного субъекта).

 

Эмоциональный

1. Форма эмоционального отношения у студентов к здоровому образу жизни.

2. Характер эмоционального отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

 

- эмоциональные переживания по отношению к отдельным явлениям или идеям здорового образа жизни;

- эмоциональные переживания по отношению к отдельным компонентам ценности здорового образа жизни;

- эмоциональные переживания по отношению к ценности, здорового образа жизни;

- устойчивая эмоциональная реакция на восприятие ценности «здоровый образ жизни».

 

Смысловой

1. Степень осознанности личностной и общественной значимости ценности здорового образа жизни.

2. Характер мотивов активности в процессе формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

- личностный смысл ценности «здоровый образ жизни» присутствует, но не осознается;

- личностный смысл ценности «здоровый образ жизни» осознается для себя;

- личностный смысл ценности «здоровый образ жизни» осознается для себя и общества, как личностно и общественно значимая ценность.

 

Деятельностный

1. Степень сформированности умений и навыков по реализации здорового образа жизни.ации зож

2. Полнота реализации деятельностных аспектов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. 

- умение оценки физического состояния собственного организма и его функциональных систем;

- умение владеть средствами, методами и навыками, необходимыми для сохранения и восстановления здоровья;

- умение проявлять самостоятельность, самоорганизованность, самосовершенствование в здоровом образе жизни;

-умение корректировать деятельность, связанную с проявлением ценности «здоровый образ жизни».

Специфика уровневых характеристик у студентов отношения  к здоровому образу жизни как профессиональной ценности находится в зависимости от специфики уровневых проявлений показателей данных компонентов. Исходя из вышесказанного, а также  на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме определения уровней развития личностных свойств и качеств (Л.А. Алешиной, О.Е. Аляевой, А.М. Васильевой, О.С. Гребенюка, В.С. Ильина, Л.А. Рует, Н.К. Сергеева и др.) представляется целесообразным выделение следующих уровней сформированности у студентов  отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности: безразлично-потребительский, нейтрально-пассивный и осознанно-действенный.

Безразлично-потребительский уровень характеризуется несформированным отношением к здоровому образу жизни как к средству удовлетворения личностного потенциала. Наблюдается отсутствие осознания общественной, а значит и профессиональной значимости здорового образа жизни и ответственности студента за поведение, учебную деятельность и использование свободного времени. Студенты не считают здоровый образ жизни ценностью для себя и других, у них отсутствует потребность в приобретении новых знаний. Здоровье сберегающая деятельность носит избирательно-ситуативный  характер, т.е. студент осуществляет данный вид деятельности редко, от случая к  случаю, часто неосознанно.

Нейтрально-пассивный уровень отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности характеризуется осознанием студентом ответственности. Чувство ответственности за здоровый образ жизни проявляется в отдельных жизненных ситуациях. При возникновении проблем профессионального здоровья появляются эмоциональные переживания, желание использовать знания о здоровом образе жизни на практике. Знания о здоровом образе жизни имеют личностный характер, студенты заинтересованы в регулярности их получения, но редко проявляют инициативу и самостоятельность. Студенты эпизодически, непроизвольно используют умения, связанные со здоровым образом жизни в практической деятельности. Использование умений и навыков для другого, как для себя, проявляется не регулярно.

Осознанно-действенный уровень сформированности   отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности характеризуется осознанием социальной значимости  здорового образа жизни. Наблюдается потребность выстраивать свою жизнь с позиции здорового образа жизни, осознается значимость здорового образа жизни для самосовершенствования, самопознания, самоутверждения, саморазвития, проявляется стремление широко использовать принципы здорового образа жизни во всех жизненных ситуациях, в полной мере реализуется потребность в получении и дальнейшей передаче  знаний  и умений здорового образа жизни другим.

У студентов наблюдается полное представление о компонентах «здорового образа жизни», имеются знания о его роли в обществе. Студенты отличаются осознанным использованием умений, связанных со здоровым образом жизни, стремлением применять их для другого как для себя.