Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ANALYSIS OF RESULTS THE SKILLED-EXPERIMENTAL WORK FOR FORMING AND DEVELOPING MUSICAL, PERFORMING AND IMPORTANT PROFESSIONAL ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

Loginova E.Yu. 1
1 Children's Music School №1, named after L.P. Alexandrovskaya, Minsk, Republic of Belarus
For a long time it has been known about beneficial influence of music on moral and spiritual development of the person, his social adaptation. The modern scientific world has achieved a completely new level of studying the problem of music influence on mental and physical human nature. Music art and music education in our time are considered as unique and effective means of development and improvement of preschool children. The article analyzes the results of author´s approbation to determine the influence of an experimental developmental and improving teaching method to play the piano for children 3, 4, 5 years old for development of functions of the locomotorium and correction of their infringements, musical abilities (music hearing, timbre hearing, rhythm, musical memory), forming of emotional stability.
functions of the locomotorium
piano
С самых древних времен известно о благотворном влиянии музыки не только на становление личности, формировании ее духовного мира, культуры, чувств, но и на здоровье.

Сегодня в Республике Беларусь музыкальное образование стало общедоступным, и в детские музыкальные школы, школы искусств, в школы с музыкальным уклоном имеет возможность поступить каждый желающий ребенок. Контингент фортепианных классов составляют дети не только с разным уровнем развития музыкальных способностей, но в подавляющем большинстве случаев - с ослабленным здоровьем. Ученые отмечают, что в результате отягощенности современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными факторами, соматическими заболеваниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностного своеобразия, «стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы развития» [1, с.14]. Хотя известно, что пианист, как ни один другой исполнитель, должен иметь определенную физическую выносливость, отличную координацию и двигательную реакцию, ловкость, свободу движений, высокий уровень развития тонких дифференцированных движений и подвижности пальцев рук. Но почти у каждого третьего учащегося первых двух лет обучения в классе фортепиано нами были выявлены индивидуальные физиологические особенности развития моторно-двигательной сферы  и непатологические, с точки зрения медицины, отклонения: повышенный либо пониженный мышечный тонус, моторная  неловкость, неразвитость  тонких дифференцированных движений, наличие синкинезий, нарушение координации движений, слабые «прогибающиеся» ногтевые межфаланговые суставы.

Хотя учащиеся данной категории не относятся к группе детей с особенностями психофизического развития и не нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, запаздывающие в развитии функции значительно осложняют  процесс формирования профессиональных исполнительских качеств.  Более того, не устраненные вовремя проблемы на начальном этапе обучения с течением времени вызывают пагубные напряжения в исполнительском аппарате и зачастую являются причиной возникновения профессиональных заболеваний рук и даже  психических расстройств. Особо неблагоприятно это отражается на обучении музыкально одаренных учащихся.

Такие дети требуют от педагога совершенно нетрадиционного подхода, так как в данном случае правомерно говорить не только о развитии, но и коррекции моторно-двигательных функций.  

В возникших условиях  появилась необходимость создания новых «комплексных систем развития, обучения и оздоровления, направленных на формирование гармоничной личности ребенка младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)» [2, с.15].

Традиционные методики обучения игре на фортепиано в решении поставленной задачи оказываются малоэффективными. Как правило, они рассчитаны на обучение детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей, общей и мелкой моторики, старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В них отсутствуют научно-обоснованные рекомендации, связанные со спецификой двигательных действий юных музыкантов, недостаточно учитываются  физиологические возможности организма и психическое состояние ребенка, не рассматриваются вопросы оздоровления в процессе обучения, а при необходимости и коррекции запаздывающих в развитии моторно-двигательных функций. Более того, на сегодняшний день в фортепианной педагогике отсутствует диагностика развития крупной и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников, что значительно осложняет планирование учебно-образовательного процесса. 

Не до конца изучены вопросы, связанные  с причинами  возникновения профессиональных заболеваний рук у пианистов и возможностью их  профилактики. Необходимость  исследования данной проблемы продиктована ростом нарушений в моторно-двигательной сфере, своевременно не выявленных и не скорректированных на начальном этапе обучения музыке, а также отсутствием соответствующих рекомендаций в научно-методической литературе.

Реализация этих направлений в работе с детьми разных уровней фортепианно-исполнительских способностей и психофизиологических различий  (эмоциональных, интеллектуальных, психомоторных и др.) может осуществляться через специально разработанную методику обучения дошкольников 3 - 5 лет, направленную  на комплексное формирование и развитие музыкально-исполнительских способностей и «профессионально важных качеств», и оздоровление (коррекцию нарушений моторно-двигательных функций и профилактику профессиональных заболеваний рук) [5, с.19].

Выявление педагогических условий функционирования и развития концепции  развивающе-оздоровительной методики в музыкальном образовании дошкольников потребовало теоретического обоснования научного подхода и принципов. Основная цель методики - гармоничное развитие  и оздоровление ребенка раннего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано. Главные задачи:

  • содействие гармоничному развитию детей;
  • системное развитие и формирование всех компонентов исполнительского мастерства;
  • оздоровление в процессе обучения игре на фортепиано: развитие и коррекция моторно-двигательных функций - основ исполнительской техники, профилактика профессиональных заболеваний;
  • активизация потенциальных возможностей ребенка, его творческих проявлений в процессе обучения игре на фортепиано.

Теоретической основой экспериментального обучения явилась система общепедагогических (дидактических) и специфических принципов.

В нашем исследовании мы опирались на следующие дидактические  принципы: целенаправленности педагогического процесса; гуманистической направленности; направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых; систематичности и последовательности; доступности и учета индивидуальных и возрастных особенностей.

Общая направленность коррекционно-развивающего процесса в сравнении с общепедагогическим - предусматривает использование более четких и выверенных методов и приемов обучения, а также опоры на такие специфические принципы  педагогической деятельности, как принципы единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексного формирования и развития музыкально-исполнительских способностей и профессионально важных качеств; комплексного использования методов и приемов; интеграции усилий ближайшего социального окружения; деятельностного принципа коррекции.

Организация работы по музыкальному коррекционно-развивающему обучению имела свои особенности. Они прослеживались в обязательном планировании коррекционно-развивающего процесса только после полного диагностического обследования детей (уровня развития моторно-двигательных функций и музыкальных способностей), в создании необходимых условий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Основная форма обучения - индивидуальное занятие с обязательным присутствием одного из родителей. На занятиях применялись следующие методы обучения:

  • методы организации учебно-воспитательной деятельности (словесные, наглядные (слуховые), практические);
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (дидактические игры, занимательные упражнения, метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод предъявления учебных требований);
  • метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (проверка на уроках домашних заданий).

Процесс обучения игре на фортепиано включал два этапа: первый, предпостановочный, и второй этап, постановочный. Критерием готовности перехода на второй этап обучения выступало общедвигательное развитие ребенка (крупная и мелкая моторика).

Экспериментальная деятельность по теме данного исследования проходила в три этапа: констатирующий, формирующий  и итоговый.

Констатирующий этап проводился с 1992 по 2005 гг. и включал в себя: изучение и обобщение собственного и передового педагогического опыта по проблеме исследования; подготовку и разработку основных положений развивающе-оздоровительной методики; подбор необходимого музыкального материала для проведения основного эксперимента; проведение предварительного исследования. С целью выяснения перспективности применения данной методики в массовой практике музыкального образования  нами использовались следующие методы: анализ содержания и методики проведения занятий по фортепиано на начальном этапе обучения; анализ документации; беседы с преподавателями, учащимися и студентами отделений специального фортепиано, направленные на выявление проблем, связанных с профессиональными заболеваниями рук; специальные диагностические мероприятия, направленные на выявление  уровня развития у дошкольников 3 - 5 лет  музыкально-исполнительских способностей; диагностика развития моторно-двигательных функций дошкольников, «помогающая выявить наличие проблем и особенностей развития в данной сфере»; беседы и анкетирование родителей [3, c.105].

В процессе формирующего этапа (с 2005 по 2008 гг.) проводилась основная опытно-экпериментальная проверка эффективности использования методики обучения игре на фортепиано дошкольников с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей развития.

Итоговый этап эксперимента (2009 г.) был посвящен теоретическому  обобщению и анализу результатов, полученных в ходе проведенного исследования.

Основной целью экспериментальной деятельности данного диссертационного исследования было установить правильность гипотезы: действительно ли обучение игре на фортепиано  может служить эффективным педагогическим средством гармоничного развития и оздоровления детей, если:

  • будет происходить с учетом возрастных, психофизиологических возможностей и особенностей развития ребенка;
  • будет проходить комплексно, путем развития музыкально-художественного мышления, музыкальных способностей, формирования инструментально-двигательной культуры и оздоровления;
  • главными ориентирами в проведении занятий будут: дыхательная, двигательная, пальчиковая, ритмическая гимнастики, подбор специального музыкального материала, способствующих формированию природосообразных исполнительских навыков с учетом физиологических особенностей развития ребенка, а при необходимости - коррекции нарушений моторно-двигательных функций. При этом развивающе-оздоровительный процесс будет рассматриваться как эффективное профилактическое средство профессиональных заболеваний рук;
  • обеспечить ситуацию психологического комфорта.

Главными задачами экспериментальной деятельности диссертационного исследования были:

  1. выявление исходного уровня развития музыкальных способностей и моторно-двигательных функций у детей дошкольного возраста (3 - 5 лет);
  2. определение влияния экспериментальной методики на развитие и коррекцию моторно-двигательных функций на начальном этапе обучения игре на фортепиано как эффективного средства подготовки пианистического аппарата ребенка к игре на инструменте, формирования игровых навыков с учетом психофизиологических особенностей и профилактики профессиональных заболеваний рук;
  3. определение влияния методики обучения игре на фортепиано дошкольников на развитие музыкальных способностей  (музыкальный слух, тембровый слух, музыкальная память)  детей 3 - 5 лет;
  4. определение влияния процесса коррекционно-развивающего обучения игре на фортепиано на психоэмоциональное состояние детей.

В экспериментальной работе были задействованы дети в возрасте 3 - 5 лет - учащиеся школы раннего развития «Радость», созданной на базе СШ № 4 с музыкальным уклоном  и подготовительных отделений ДМШ г. Минска.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был организован эксперимент, в котором участвовал 431 ребенок.  32 испытуемых (16 чел. + 16 чел.) входили в состав экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп.

В эксперименте по диагностике моторно-двигательных функций участвовали 342 ребенка из числа подготовительных отделений ДМШ  №1, № 9, № 10 г. Минска и первых классов школ с музыкальным уклоном.  57 детей, обучающихся на фортепианном отделении СШ № 4 с музыкальным уклоном г. Минска (Республика Беларусь) в 1-4 классах (они составили в диссертационном исследовании общую группу - ОГ), участвовали в эксперименте по выявлению нарушений в развитии моторно-двигательных функций и проблем формирования исполнительских навыков.

В экспериментальную группу  входило 16 детей 3 - 5 лет школы раннего развития «Радость», созданной на базе СШ № 4 с музыкальным уклоном, занимающихся по разработанной для этой цели методике. В контрольной - наблюдались учащиеся подготовительных отделений ДМШ №1, № 9, № 10 г. Минска в количестве 16 человек, занимающихся по традиционным методикам обучения игре на фортепиано. Возраст детей -  5 лет. В экспериментальную и контрольную группы дети отбирались  после проведения тестовой диагностики и выявления индивидуальных психофизиологических особенностей развития, препятствующих  формированию музыкально-исполнительских навыков. На основе анализа психолого-педагогической литературы и длительного опыта работы в классе  специального фортепиано были разработаны критерии, по которым мы отслеживали эффективность развивающе-оздоровительного  обучения: развитие крупной моторки, мелкой моторики, двигательного воображения, музыкально-ритмического чувства, музыкального слуха, тембрового слуха, музыкальной памяти; формирование положительных эмоций и эмоциональной устойчивости.

Каждому критерию соответствовали качественные показатели уровня развития, которые выражались количественно. Оценка степени проявления критерия  осуществлялась по 3-х, 4-х, 5-балльной шкале, которая затем выражалась в трехуровневом измерении: низкий, средний, высокий.

Полученные результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью критериев Манна - Уитни и Фишера. Критерий Манна -Уитни «позволяет выявлять различия между малыми выборками» [4, c.49].

С целью выявления уровней развития музыкально-исполнительских способностей, достигнутых в ходе формирующего эксперимента, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп с использованием  диагностики,  разработанной в констатирующем эксперименте.

При сравнении показателей  исходных уровней музыкального развития детей контрольной и экспериментальной групп по результатам констатирующего эксперимента установлено, что разница между уровнями развития музыкально-исполнительских способностей данных групп была несущественной. Следовательно, мы можем утверждать, что на момент начала формирующего эксперимента у детей обеих групп был примерно одинаковый уровень развития музыкально-исполнительских способностей. Достоверность этого вывода проверена по критерию φ - угловое преобразование Фишера (φэмп= 1,55 <φкр = 2,31; ρ< 0.01).

Результативность предлагаемой методики обучения игре на фортепиано дошкольников оценивалась путем сравнительного анализа полученных данных в экспериментальной и контрольной группах с использованием  диагностики,  разработанной в констатирующем эксперименте. Результаты позволили констатировать наличие значимых изменений в степени развития музыкально-исполнительских способностей и профессионально важных качеств. Положительная динамика была отмечена в развитии крупной моторики (Uэмп= 12 <Uкр= 66; ρ<0.01),  мелкой моторики (Uэмп= 30,5 <Uкр= 66; ρ<0.01), двигательного воображения (Uэмп= 29 <Uкр= 66; ρ<0.01), метро-ритмической способности (Uэмп= 34 <Uкр= 66; ρ<0.01), формировании положительных эмоций и эмоциональной устойчивости (Uэмп= 80 >Uкр= 66; ρ<0.05).  Уровень развития  музыкальных способностей (музыкального и тембрового слухов, музыкальной памяти) детей  экспериментальной группы не превосходит уровень развития  музыкальных способностей  детей контрольной группы (Uэмп= 118 >Uкр= 66; ρ<0.01). Это обусловлено тем, что в КГ, в соответствии с программой обучения, один раз в неделю учащиеся посещали урок сольфеджио - предмет, на котором целенаправленно  развиваются музыкальный слух, память, музыкально-ритмическая  способность. В ЭГ такие занятия не проводились. Хотя положительная динамика была выявлена в двух группах.

Результаты  экспериментального исследования, таким образом, показывают высокую эффективность развивающе-оздоровительной методики обучения игре на фортепиано детей с индивидуальными физиологическими особенностями развития и подтверждают необходимость внедрения в музыкально-образовательный процесс систем обучения, способных не только развивать музыкальные способности, но и адресно корректировать нарушения  моторно-двигательных функций в наиболее благоприятном для этих целей возрасте  от 3 - 5 лет.

Рецензенты:

  • Капранова В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой  педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь
  • Торхова А.В., д.п.н., доцент, начальник Центра развития педагогического образования  БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь