Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

Social adaptation and involement in scientific activities gifted first-year students

Abashkina E.V. 1
1 Volgograd State University
В данной статье проанализирована результативность обучения одаренных студентов-первокурсников различных направлений подготовки. Эти студенты имеют проблемы с адаптацией и социализацией в течение первого года обучения в вузе, что существенным образом отражается на эффективности усвоения ими основной образовательной программы. В процессе исследования был проведен мониторинг усвоения основных образовательных программ, которое оценивалось по показателям балльно-рейтинговой системы ВолГУ, а также были получены индивидуальные и групповые психосоциальные «портреты» одаренных первокурсников. На основании полученных данных, был предложен комплекс мероприятий по их дальнейшему психосоциальному сопровождению с целью повышения уровня адаптации к вузовской среде.
The results of training the gifted first-year students from different areas of education were analyzed in this article. These students have a lot of problems with adaptation and socialization during the first year of university studies, which significantly affects the efficiency of assimilation of the basic educational program. The study was monitored learning of basic educational programs, which is measured by levels of point-rating system in Volgograd State University. The individual and group psychosocial «portraits» of gifted first-year students were received due to this exploration. Based on these data the complex of events to their future psychosocial support was requested to raise the level of adaptation to the university environment.
social adaptation
talent phenomenon
university education.
Введение

В социальном плане общепризнано, что образование одаренных детей - это важнейший компонент системы «социальных лифтов». В свое время социолог и экономист В. Парето развил теорию «круговращения элит», согласно которой для поддержания устойчивости общество должно создать условия попадания в элиту наиболее талантливым из своих членов [2]. Значительный подъем интереса к работе с одаренными детьми в России на протяжении последнего полувека, расширение форм работы с ними, а также вовлечение этой работы в стратегии инновационного развития страны в целом являются признанием того, что пристальное внимание к образованию одаренных и талантливых детей - показатель страны с большими амбициями, обращенными в будущее [4].

В настоящее время в России и за рубежом особое внимание уделяется обучению одаренных детей и вовлечению их в различные конкурсы, программы, проекты [3, 4, 5]. При этом относительно большее внимание уделяется работе с детьми младшего школьного и дошкольного возрастов, тогда как старшеклассники и студенты младших курсов значительно реже являются объектом наблюдений и исследований. В то же время, переход от школы к вузу для одаренной молодежи является серьезным испытанием, требующим социальной адаптации и интеграции в вузовскую среду.

Цель исследования

Проанализировать основные результаты обучения одаренных студентов-первокурсников с учетом их научных предпочтений и обосновать комплекс мероприятий по их дальнейшей адаптации к вузовской среде.

Материал и методы исследования

В исследование включены результаты усвоения основных образовательных программ студентами первого курса Волгоградского государственного университета (ВолГУ). Ранее нами было отобрано 52 подростка, которые при отличной успеваемости имели достижения в предметных конкурсах и олимпиадах не ниже областного уровня и участвовали в областных программах для одаренных детей «Интеграл» и «Ноосфера» [1].

Начальным этапом нашего исследования явился мониторинг усвоения основных образовательных программ (ООП), которое оценивалось по показателям балльно-рейтинговой системы ВолГУ. Все одаренные студенты, которые в 2010-2011 учебном году поступили в университет, были занесены в базу и поделены по трем направлениям обучения: естественнонаучное, гуманитарное и физико-математическое. После зимней и летней сессии были получены итоговые данные по освоению ООП на основании проведенных экзаменов и зачетов. После математической обработки вариационных рядов были выделены пять классов - крайне высокий, высокий, средний, низкий и крайне низкий уровень усвоения ООП. Все полученные данные были сопоставлены с аналогичными в референтных группах (78 человек - по физико-математическому, 53 человека - по естественнонаучному и 213 - по гуманитарному направлениям). Параллельно были получены индивидуальные и групповые психосоциальные «портреты» одаренных первокурсников ВолГУ. Всего было выделено три группы: успешно адаптированные, склонные к дезадаптации (группа риска) и склонные к девиациям. Для каждой из этих групп отдельно были рассчитаны показатели усвоения ООП.

На следующем этапе, на основании полученных данных, был предложен комплекс мер по их дальнейшему психосоциальному сопровождению с целью повышения уровня адаптации к вузовской среде.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты уровня усвоения ООП одаренными первокурсниками существенно отличались от таковых в референтных группах по каждому направлению подготовки.

В первом семестре обучения отчетливо наблюдается смещение кривой распределения одаренных студентов гуманитарного направления по уровню усвоения ООП в сторону более высоких показателей. Выделяется два пика - средние и крайне высокие показатели. Для референтной группы студентов того же направления подготовки кривая распределения имеет правильную колоколообразную форму, что соответствует нормальному распределению по уровню усвоения ООП.

Во втором семестре обучения распределение в референтной группе практически не меняется, в то время как пики кривой в группе одаренных студентов смещаются от крайне высоких показателей к высоким. Следует заметить, что во втором семестре повышается количество крайне низких показателей успеваемости как в группе одаренных студентов, так и в референтной группе (рис. 1).

Рис. 1. Процентное распределение уровня усвоения ООП студентами-первокурсниками гуманитарного направления

Таким образом, среди одаренных студентов гуманитарного направления при усвоении ООП образуются 2 подгруппы - успешные и отстающие. То есть после поступления в вуз данные студенты либо активно вовлекаются в учебную деятельность,  либо, наоборот, демонстрируют свое безразличие к обучению, показывая низкие показатели в уровне усвоения ООП.

Одаренные студенты естественнонаучного направления в первом семестре обучения демонстрируют весьма высокие показатели уровня  усвоения ООП, в группе полностью отсутствуют студенты с низкими и крайне низкими показателями. В референтной группе в большинстве своем наблюдаются средние показатели, крайне высокие показатели отсутствуют. Кривые распределения студентов по уровню усвоения ООП в обоих случаях имеют правильную форму, что позволяет сделать вывод о нормальном (симметричном) распределении студентов по этому признаку.

Во втором семестре у всех одаренных студентов естественнонаучного направления показатели уровня усвоения ООП смещаются к средним значениям. Следовательно, за год обучения в вузе эти студенты занимают устойчивую позицию «хорошистов», усредняя свои результаты. В это же время в референтной группе студентов при преобладании среднего уровня усвоения появляется большой процент студентов с крайне низким уровнем усвоения ООП. Кривая распределения имеет два пика и приобретает неправильную форму за счет увеличения количества студентов с низким рейтингом (рис. 2).

Рис. 2. Процентное распределение уровня усвоения ООП студентами-первокурсниками естественнонаучного направления

Следовательно, одаренные студенты естественнонаучного направления, имея хорошую начальную базу знаний при поступлении в вуз, ко второму семестру в процессе адаптации и социализации несколько теряют свои позиции в ходе усвоения ООП. Данный результат может быть обусловлен несколькими факторами. Во-первых, потерей интереса к предметам в связи с невостребованностью и низкой престижностью данного направления подготовки, а во-вторых, отсутствием вовлеченности в научный процесс.

Для группы одаренных студентов физико-математического направления в первом семестре была получена асимметричная кривая распределения, пик которой приходился на средние показатели уровня усвоения ООП, а более высокие значения показателей отсутствовали. Для референтной группы студентов характер распределения был нормальным с максимумом, приходящимся на низкие показатели.

Во втором семестре обучения одаренных студентов с показателем среднего уровня усвоения ООП становилось больше за счет исчезновения подгруппы с низкими показателями, а вот доля студентов с крайне низким уровнем усвоения ООП не изменилась. В референтной группе произошло перераспределение части студентов из подгруппы с низким уровнем к крайне низкому (рис. 3).

Рис. 3. Процентное распределение уровня усвоения ООП студентами-первокурсниками физико-математического направления

Таким образом, одаренные студенты физико-математического направления на протяжении учебного года не проявляли своих знаний и умений должным образом (каковыми они были в школьные годы обучения).

Используя опыт работы Центра социально-психологической адаптации ВолГУ, с одаренными студентами мы провели тестирование на выявление их психосоциальных «портретов». Полученные данные свидетельствуют о наличии значительной доли студентов, нуждающихся в помощи для дальнейшей адаптации в вузе. Лишь 55 % первокурсников успешно справились с адаптацией и были уже с первых месяцев обучения активно вовлечены в вузовскую среду. Остальные студенты нуждались в проведении с ними активной профилактической психосоциальной работы (30 % студентов относились к группе риска, а 15 % - были склонны к девиации). Среди полученных групп также были рассчитаны показатели уровня усвоения ООП (рис. 4).

Рис. 4. Распределение одаренных студентов по уровню усвоения ООП (%)

Как видно из представленных данных, успешно адаптированные студенты демонстрировали на начальном этапе обучения широкий разброс уровня усвоения ООП: от среднего до крайне высокого при небольшом проценте крайне низких показателей. К концу первого года обучения в этой подгруппе происходило сужение разброса данных с преобладанием средних показателей. Студенты, отнесенные к группе риска, в начале обучения показывали преимущественно высокий уровень усвоения ООП, однако во втором семестре кривая распределения у них сместилась к более низким показателям, а крайне высокие показатели полностью отсутствовали. Положение студентов, относящихся к группе склонных к девиации, на протяжении учебного года практически не изменилось. Кривая распределения в этой подгруппе имела два пика, приходящихся на крайне низкие и высокие показатели усвоения ООП.

Выводы

Как показало проведенное исследование, одаренные студенты различных направлений подготовки имеют проблемы с адаптацией и социализацией в течение первого года обучения в вузе. Это существенным образом отражается на эффективности усвоения ими ООП. Так, студенты гуманитарного направления демонстрируют две крайние позиции уровня освоения ООП - успешные и отстающие. Одаренные студенты естественнонаучного направления к концу первого года обучения занимают лишь устойчивую позицию «хорошистов», показывая средние показатели уровня усвоения ООП. Усвоение ООП одаренными студентами физико-математического направления подготовки  малоэффективно, они демонстрируют средний и низкий уровни.

Чтобы предотвратить данные процессы, необходим комплексный подход, включающий в себя:

  • коррекцию имеющихся социально-бытовых, психологических и мотивационных проблем посредством проведения краткосрочных курсов;
  • проведение с целевой группой одаренных студентов психолого-педагогической работы, включающей в себя элементы психологической, правовой, общенаучной и проектно-технологической подготовки;
  • вовлечение одаренных студентов в проектную деятельность вуза с первых месяцев обучения на базе малых инновационных предприятий.

Статья подготовлена в рамках реализации Регионального конкурса РГНФ 2010 Волжские земли: Волгоградская область по проекту «Исследование особенностей психофизиологического статуса одаренных подростков и их социальной адаптации на этапе перехода от среднего к высшему образованию», № проекта 10-01-20106 а/В.

 

Рецензенты:

  1. Чижова В.М., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной работы Волгоградского государственного медицинского университета, г. Волгоград, Россия.
  2. Шацкая М.Ф., д.филол.н., доцент кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Россия.